Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"
статья на тему

Пугачева Светлана Васильевна

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конкурсах, открытых мероприятиях. И именно по этим результатам и оценивается работа музыкального руководителя. Но, по нашему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания  музыкально-образовательной деятельности дошкольников, которая развивает познавательную активность, формирует первоначальные знания о классической и народной музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности. В данном материале описан опыт работы по формированию музыкального кругозора дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_muzykalnogo_krugozora_doshkolnikov.docx25.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

(из опыта работы)

СЛАЙД Уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Почему именно этой теме мы решили посвятить наше мероприятие? По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конкурсах, открытых мероприятиях. И именно по этим результатам и оценивается работа музыкального руководителя. Но, по нашему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания  музыкально-образовательной деятельности дошкольников, которая развивает познавательную активность, формирует первоначальные знания о классической и народной музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности. 

СЛАЙД А ведь одним из  основных принципов дошкольного образования, определенных  в ФГОС  ДО, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В нашем случае музыкальная деятельность также должна обеспечивать реализацию этого принципа. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. СЛАЙД Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. 

СЛАЙД Музыкальный опыт дошкольников, включает в себя:

* опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интерес к музыке, предпочтения и вкус дошкольника;

* опыт знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;

* опыт умений взаимодействовать с музыкой;

* опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

СЛАЙД Современная наука отмечает, что существует прямая зависимость между формированием музыкально-эстетической культуры личности ребенка и развитием его вкуса и кругозора. Кругозор -  большой объем знаний и широта интересов.

 Кругозор — индивидуально-личностное образование, которое формируется на широкой базе определенной системы знаний и интересов и, что наблюдается через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании.

СЛАЙД Знания, приобретаемые детьми в процессе музыкального образования, могут быть разделены на две группы: знания самой музыки, знания о музыке.

Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки, эмоционально воспринятой, пережитой и осмысленной ребенком.

В ряду знаний о музыке особое, приоритетное значение приобретают музыкально-теоретические знания  об интонационной, жанровой основах музыкального искусства. В круг знаний о музыке входят также знания о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, музыкальных формах, вокальной и инструментальной музыке, об оркестрах, хорах, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности. 

Приоритетное значение для содержания музыкального образования всегда имели шедевры русской и зарубежной музыкальной культуры. Впоследствии их стали называть золотым фондом музыкально-педагогического репертуара, служащим основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности. Такой репертуар предлагается в парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». СЛАЙД – 3 штуки подряд  Данная программа используется нами, как в основной части  образовательной программы ДОУ в процессе непосредственно образовательной деятельности, СЛАЙД (вы видите выдержку из рабочей программы музыкального руководителя: календарно-тематический план для подготовительной группы и в строке восприятие музыки, вы можете увидеть репертуар из данной программы), так и в части, формируемой участниками образовательных отношений. В каждой возрастной группе проводятся встречи в «Музыкальной гостиной» с использованием  материала данной программы. СЛАЙД Вы видите в качестве примера тематический план «Музыкальной гостиной» на год для старшей группы.

В таком виде деятельности, как музыкально-ритмические движения, нами используются пособия «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой» СЛАЙДЫ – 2 штуки, где также преимущественное большинство музыкальных произведений составляют образцы музыкальной культуры. СЛАЙДЫ (дети танцуют) - 4 штуки

В соответствии с ФГОС ДО программа должна реализовываться, прежде всего, в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Приведем примеры музыкально-дидактических игр, применяемых для формирования музыкального кругозора. На слайдах вы видите игры:

  • на определение характера музыки «Три цветка» СЛАЙД, 
  • «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» произведениям Д. Кабалевского СЛАЙД
  • «Узнай почерк марша, танца и песни» (на основе сказки «Почему музыка никогда не умрет» автор Л. Исаева и С.Пугачева) СЛАЙД -2 штуки
  •  «Угадай-ка» - знание произведений и композиторов;
  • «Собери картинку и назови музыкальный инструмент» СЛАЙД
  •  «Музыкальное лото» - знание музыкальных инструментов СЛАЙД
  • «Четвертый лишний» СЛАЙД
  • «Веселые гудки» на различение выразительных средств музыки (долгие и короткие звуки, тихие и громкие звуки, высокие и низкие звуки) СЛАЙД

Большое значение имеет предметно-развивающая среда. От наполняемости музыкальных уголков (центров) СЛАЙД в группах зависит, насколько полно будет обеспечена самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность воспитателей и воспитанников СЛАЙД.  Для этого мы используем:

  • альбомы с портретами композиторов; СЛАЙД
  • диски с аудиозаписями произведений композиторов; СЛАЙД
  • альбомы «Музыкальные инструменты» с рассказами о них; СЛАЙД
  • альбомы-раскраски «Времена года» и  «Музыкальные инструменты» СЛАЙДЫ – 6 штук
  •  альбом «Саратов музыкальный» СЛАЙДЫ- 3 штуки
  • альбом «Мир музыкальных образов» С.В. Конкевич СЛАЙДЫ – 3 штуки. Этот альбом используется и в НОД.
  • книга «Учимся, играя» (также используется и НОД) СЛАЙДЫ – 2 штуки
  • книга-пазл «Балеты П. И Чайковского» СЛАЙДЫ – 2 штуки
  • DVD- диски, серии «Балет» СЛАЙД

 

В последнее время большую популярность приобрела проектная деятельность, организуемая в ДОУ. Участниками такой деятельности становятся не только педагоги и воспитанники (СЛАЙД- 1 штуки), но и их родители (СЛАЙД- 2 штуки). Этот вид деятельности кроме образовательного результата, имеет всегда продуктивную составляющую. Так результатом реализованных нами проектов по темам «Саратов музыкальный» СЛАЙД «Саратов театральный», «Народные игры» (СЛАЙДЫ -3 штуки), проекта, посвященного 70-летию Великой Победы (СЛАЙД), «Мы любим и знаем детских писателей» стали электронные авторские УМК, разработки конспектов НОД и мероприятий по тематике (СЛАЙД).  Создание УМК стало возможным благодаря применению ИКТ в процессе формирования музыкального кругозора дошкольников. Большим подспорьем являются Интернет-ресурсы. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования. Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.

Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того мультимедийные презентации,  мультфильмы о музыке отражают один из главных принципов организации  современного музыкального занятия - принцип привлекательности.

Разрешите познакомить вас с некоторыми УМК. Многие из них являются авторскими, некоторые были заимствованы с различных сайтов.

СЛАЙД В заключение  выступления хочется привести слова Э. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителям».

(СЛАЙД «Спасибо за внимание»). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....

Отчет по самообразованию на тему «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»( из опыта работы)

Отчет по самообразованию на тему «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»( из опыта работы)...

Музыкальное развитие дошкольников через различные виды музыкально-ритмической деятельности

Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие дошкольников....