Особенности работы логопеда в детском саду
статья по логопедии по теме

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у детей, видов коррекционных занятий и их продолжительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped_v_detskom_sadu.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.  Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми,  начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе логопеда в детском саду.

Разделы данной работы:1. О работе логопеда  в детском саду. 2. Советы родителям. 3. В помощь родителям. 4. «ШКАТУЛКА»  ЛОГОПЕДА....

Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта

Уважаемые родители! С детьми старших и подготовительных групп работает учитель - логопед Зюляева Марина Сергеевна....

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для родителей на тему: «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ» Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко пр...

Специфика работы логопеда в детском саду

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать св...

Использование современных педагогических технологий в работе логопеда в детском саду.

В данной презентации представлен мой опыт работы учителем-логопедом в детском саду. Большая часть материала посвящена современным педагогическим технологиям, применяемых на занятиях....