Организованная образовательная деятельность: Эксперементально – исследовательская деятельность ««Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель:Дать представление детям о лаборатории и углубить их знания о свойствах таких материалов, как металл, дерево и пластмасса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_svoystv_dereva_zheleza_i_plastmassy_.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области « Школа – интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Организованная образовательная деятельность: Экспериментально – исследовательская деятельность ««Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»». Группа №1 (подготовительная подгруппа) Подготовила и провела воспитатель Л.Н. Латышова
Астрахань
Цель: Дать представление детям о лаборатории и углубить их знания о свойствах таких материалов, как металл, дерево и пластмасса.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей с понятием «лаборатория»;
- познакомить с такими свойствами дерева, металла и пластмассы как плавучесть, горючесть;
- выяснить, как человек использует свойства металла и дерева для своей пользы;
- обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях;
- учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и пластмассы в ближайшем окружении;
- формировать у детей элементарные умения в проведении опытов и развивать интерес к познавательной деятельности.
Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход;
- умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты;
- представления о причинно-следственных связях;
- умение строить высказывания типа рассуждений; интерес к познанию окружающего мира;
- умение применять разнообразные способы обследования предметов.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать навыки коллективной работы;
- культуру общения.
Материалы и оборудование:
- игрушки из дерева, пластмассы и металла;
- широкие и неглубокие ёмкости с водой – для проверки плавучести;
- деревянные брусочки и металлические пластины;
- презентация.
Предварительная работа: Рассматривание фотоиллюстрации с изображением различных предметов домашнего обихода из дерева, пластмассы и металла, картин с индустриальным сюжетом; чтение произведений С. Маршака «Откуда стол пришёл?», беседы на тему: «Дерево, пластмасса и металл», «Кузнец и плотник», «Ремёсла Киевской Руси»; отгадывание загадок по теме; дидактическая игра «Что из чего сделано?», «Что нам стоит дом построить».
Ход ООД:
Организационный момент:
Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте все вместе поздороваемся.
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой девочки)
Здравствуйте мальчики,
Здравствуйте, здравствуйте (машут рукой мальчики)
Здравствуй солнышко,
Здравствуй, здравствуй (машут 2-мя руками все)
Здравствуй день такой прекрасный!
Здравствуй, здравствуй! (хлопают в ладошки)
Здравствуйте гости дорогие
Здравствуйте, здравствуйте! (машут рукой)
1.Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию.
Беседа: «Что такое лаборатория?»
- Ребята, кто знает, что такое лаборатория?
- Что делают в лаборатории?
- Кто работает в лаборатории?
- Какие бывают лаборатории? (ответы детей)
Предлагаю вам совершить маленькое путешествие в лабораторию. Презентация: Лаборатория
-А вы хотите побывать в роли лаборантов? (ответы детей)
Одевайте специальные халаты и вперед в нашу лабораторию. (дети одевают белые халаты). Мы с вами, в нашей лаборатории будем исследовать материалы, а какие вы отгадайте.
Основная часть
Загадки:
1. Не тону. С топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь - От огня берегусь. (Дерево)
2. Могу быть прозрачной,
Могу быть цветной.
Воды не боюсь,
Огня стерегусь. (Пластмасса)
3. Тяжелое, холодное. В воде утону.
В огне не сгорю. ( Металл)
Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они изготовлены, из каких материалов? Если предметы изготовлены из металла, то они какие? (металлические, из дерева (деревянные), пластмассы - (пластмассовые). Хотите узнать о свойствах этих материалов? Вот у меня в руках три материала: дерево, металл и пластмасс. Послушайте сказку про них.
Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже составили карту-схему своего маршрута. Показ карты-схемы путешествия. (Слайд)
Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка) (слайд) Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент.
1 Опыт: Тонет- не тонет.
Опустите деревянные, пластмассовые и металлические бруски в воду. Дети опускаю материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают? Вопросами подводим детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул. Как вы думаете, как нашим друзьям - материалам перебраться на другой берег? (ответы детей)
Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический - металл не утонет).
Восп-ль: Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Посмотрите на карту. (Слайд)
Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь слайд)
2 Опыт: Горит – не горит.
Ребята, мы этот опыт делали на улице. Давайте вспомним, что произошло с материалами? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается). Просмотр опыта в записи.
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. При нагревании из металла можно выковать разные предметы, например: подковы для лошади, меч, гвозди и т.д. А делает все это кузнец. Ребята, я предлагаю вам немного отвлечься и сделать гимнастику.
Физкультминутка:
«Кузнец» (развести руки в стороны)
Эй, кузнец – молодец, потом на пояс
Захромал мой жеребец (притопы ногами)
Ты подкуй его опять (наклоны к носкам)
От чего ж не подковать (наклоны к носкам)
Вот гвоздь, вот подкова – руки в стороны
Раз, два и готово (два хлопка в ладоши)
Дети садятся на место.
Вос-ль: Ребята, давайте продолжим исследования, слушайте, что произошло дальше с друзьями.
Решили друзья отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим.
3 Опыт«3вучит — не звучит»
У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой
Вос-ль: Долго шли друзья и проголодались. Сварили ухи, сели есть. Металл достал металлическую ложку, дерево деревянную, а пластмасс пластмассовую. Дерево и пластмасс быстро справились с ухой, а металл ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему? А все потому, что металлы обладают еще одним свойством – это теплопроводность, от слов проводит тепло. Сейчас мы убедимся на опыте.
4 Опыт: Теплопроводность.
Подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода.
Я положу в чашку деревянную, пластмассовую и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет? (металлическая ложка нагрелась, а деревянная и пластмассовая нет). Дети трогают материалы. Это свойство называется теплопроводность.
Вос-ль: Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть (слайд). Ребята, из какого материала построен дом? Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему?
5 Опыт: «Теплый - холодный»
Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из (дерева)
Релаксация: Наши материалы устали, возьмите их в руки и проходите на ковер (звучит музыка). Ложитесь на ковер закройте глазки. Расслабьтесь. Вы успокаиваетесь, отвлекаетесь от всего. Посторонние звуки не мешают. Вы отдыхаете, вы спокойны. Возьмите в руки металл, а остальные предметы положите рядом. Представьте себя в металлическом доме. Вас окружают металлические предметы, в доме холодно. Прохладный воздух овевает вам лицо, холодит виски, освежает голову. Вам спокойно, легко, вы ни о чем не думаете, но вам очень холодно, одиноко.
А теперь вы попадаете в пластмассовый дом (положите металл и возьмите пластмасс в руки). Вас окружают пластмассовые предметы, в доме прохладно. Ветер задувает в щели. Но вам здесь тоже одиноко и грустно. Вам хочется тепла и уюта.
А теперь вы оказываетесь в деревянном доме (положите пластмасс и возьмите дерево). Вокруг вас светло, красиво. Ваши руки и ноги согреваются, вам хорошо и тепло. Вас ничего не отвлекает. Тело расслаблено и отдыхает. Сердце бьется ритмично, спокойно и сильно. Вы чувствуете себя легко и радостно. Ваше самочувствие и настроение улучшается. Появляется ощущение бодрости и свежести. Все хорошо!
И в таком хорошем настроении вы открываете глаза. Вот вы и отдохнули. Вам легко, радостно и весело!
Вывод
Восп – ль: А наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный. А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей) Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя? Подвести детей к мысли о том, что все материалы: дерево, пластмасса и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.
Восп–ль: Ребята, понравилось вам быть исследователями? На этом наши исследования подходят к концу. И я вам вручаю медали «Юный исследователь». А вас и наших гостей приглашаю на выставку предметов из материалов, которые мы сегодня исследовали. Вставайте «паровозиком» и мы поедем по дорожке здоровья на выставку. Звучит музыка «Дорогою добра» (идут по массажным дорожкам на ковер, там организована выставка предметов из дерева и металла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»Интеграция образоват...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что на основе различий свойств веществ можно разделять смеси....
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Резина и её свойства»
Цель: углубление и расширение представлений о резине и ее свойствах...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес».
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования....
Конспект организованной образовательной деятельности познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
Цель: развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности "Свойства соли".
Группа: подготовительнаяТема: «Свойства соли». Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами соли.Задачи: О – активизировать интерес к ...
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»
Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Сравнение свойств дерева, железа и пластмассы»Цель:Развитие знаний детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях...