Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Захарова Татьяна Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины  помощники»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что на основе различий свойств веществ можно разделять смеси.

Задачи:

·        Образовательные:

Ø Углублять представление о характеристиках предметов, свойствах веществ;

Ø Формировать представление о переходе вещества из жидкого состояния в газообразное;

Ø Учить самостоятельно высказывать предположения, предлагать способы решения проблемы, составлять алгоритм работы и использовать их в познавательно- исследовательской деятельности,  делать выводы;

Ø Учить ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи пространственное расположение предметов (сверху, возле, слева, справа);

Ø Учить излагать свои мысли понятно для окружающих;

Ø Совершенствовать связную, диалогическую и монологическую форму речи;

Ø Формировать у детей элементарные представления о  добре и взаимопомощи;

Ø Приучать поддерживать порядок на рабочем месте;

Ø Подвести к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

 

·        Развивающие:

Ø Развивать интерес и стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;

Ø Способствовать обогащению опыта через развитие игровой деятельности;

Ø Развивать внимание, логическое мышление;

Ø Активизировать словарь детей;

Ø Развивать коммуникативные и речевые навыки;

Ø Развивать умение давать характеристику героине сказки «Золушка»;

Ø Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий;

Ø Создавать у детей радостное настроение при движении под веселую музыку.

·        Воспитательные:

Ø Воспитывать детей доброжелательными и корректными собеседниками;

Ø Формировать уважительное отношение к обществу детей и взрослых;

Ø Способствовать воспитанию инициативности, самостоятельности;

Ø Прививать интерес к художественной литературе;

Ø Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к персонажам художественных произведений.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро.

2. Изучение свойств разных веществ.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный – проектор, компьютер, экран, штатив на подставке, спички, спиртовка, муфта с кольцом, фарфоровая чаша, щипцы, ложка.

Раздаточный : магнит, стаканы, стакан с водой, воронка, бумага фильтровальная,  смесь гороха, соли, деревянных стружек и металлических опилок, палочка для размешивания, ложка, тарелочки.

Словарная работа: отстаивание, флотация, выпаривание, штатив, спиртовка, муфта с кольцом.

Организация ООД: показ презентации, введение в игровую ситуацию, беседа, проблемно-ситуационный метод, динамическая пауза, эксперименты, подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины  помощники»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что на основе различий свойств веществ можно разделять смеси.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Углублять представление о характеристиках предметов, свойствах веществ;
  • Формировать представление о переходе вещества из жидкого состояния в газообразное;
  • Учить самостоятельно высказывать предположения, предлагать способы решения проблемы, составлять алгоритм работы и использовать их в познавательно- исследовательской деятельности,  делать выводы;
  • Учить ориентироваться на ограниченной территории, отражать в речи пространственное расположение предметов (сверху, возле, слева, справа);
  • Учить излагать свои мысли понятно для окружающих;
  • Совершенствовать связную, диалогическую и монологическую форму речи;
  • Формировать у детей элементарные представления о  добре и взаимопомощи;
  • Приучать поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Подвести к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

  • Развивающие:
  • Развивать интерес и стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • Способствовать обогащению опыта через развитие игровой деятельности;
  • Развивать внимание, логическое мышление;
  • Активизировать словарь детей;
  • Развивать коммуникативные и речевые навыки;
  • Развивать умение давать характеристику героине сказки «Золушка»;
  • Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий;
  • Создавать у детей радостное настроение при движении под веселую музыку.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать детей доброжелательными и корректными собеседниками;
  • Формировать уважительное отношение к обществу детей и взрослых;
  • Способствовать воспитанию инициативности, самостоятельности;
  • Прививать интерес к художественной литературе;
  • Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к персонажам художественных произведений.

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро.

2. Изучение свойств разных веществ.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный – проектор, компьютер, экран, штатив на подставке, спички, спиртовка, муфта с кольцом, фарфоровая чаша, щипцы, ложка.

Раздаточный : магнит, стаканы, стакан с водой, воронка, бумага фильтровальная,  смесь гороха, соли, деревянных стружек и металлических опилок, палочка для размешивания, ложка, тарелочки.

Словарная работа: отстаивание, флотация, выпаривание, штатив, спиртовка, муфта с кольцом.

Организация ООД: показ презентации, введение в игровую ситуацию, беседа, проблемно-ситуационный метод, динамическая пауза, эксперименты, подведение итогов.

Ход занятия.

(1 слайд)

В. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я сегодня обнаружила. Кто-то рассыпал все пуговицы, и они раскатились по группе. Это случайно не вы пошалили? (Нет) Как же быть? Кто мне поможет собрать их? (Мы поможем). Ну, спасибо.

Тогда посмотрите внимательно на экран и найдите закатившиеся пуговки.

(Поиск пуговиц). Сколько пуговиц вы собрали? (пять штук). Но это не все, где же остальные? Вы их видите? (Нет)

Тогда мне придется обратиться за помощью к волшебной палочке. Повторяйте за мной: «раз, два, три,  волшебная палочка, пуговки собери!» (на экране пуговицы возвращаются в банку). Спасибо палочке и вам, ребята, тоже большое спасибо, вы мне очень помогли. А хотите еще кому-нибудь помочь? (Да, хотим!). Кому бы вы хотели помочь? (ответы). Давайте снова обратимся к волшебной палочке, и пусть она покажет, кому нужна наша помощь. Повторяйте за мной: «Раз, два, три, волшебная палочка,  кому нужна помощь, покажи».

Посмотрите, кто же это? (Это Золушка из сказки французского писателя Шарля Перро «Золушка» ) А какая она ? Расскажите о Золушке. Дайте характеристику сказочной героине. (Ответы детей).

 Надо спросить Золушку, какая помощь ей нужна.

В: Здравствуй, Золушка, что случилось?

З: Ах, всех девушек в нашем королевстве пригласили на бал, я так хотела попасть туда! Но мачеха дала мне задание, и пока я все не выполню, не могу даже и мечтать об этом.

  Хозяйский кот уронил в кладовке чашку с горохом и рассыпал мешок с солью. Сегодня делали ремонт в кладовке, а потому много мусора было на полу.  Ребята, помогите мне, пожалуйста, отделить горох от соли и мусора. Вас много и вы быстро справитесь. А мне одной с этой работой и за неделю не управиться.

В.: Поможем нашей героине? (Поможем!)

Золушка, мы поможем тебе, а ты отправляйся на бал. Ой, ребята, в таком платье можно пойти на праздник? (Нет. Надо одевать красивое платье, быть чистой, опрятной). А где взять красивое платье? (Попросить  волшебную палочку) «Раз, два, три, волшебная палочка, Золушку на бал собери». Ах, какая красивая Золушка! В таком виде можно пойти на бал? (Да!)

З: Спасибо большое, до свидания, ребята!

В.: С чего же мы начнем? Предлагайте способы, как отделить горох от соли и мусора, я запишу их на доске с помощью букв и знаков, а вы мне поможете в этом.

(1- С помощью волшебной палочки (рисунок -палочка), 2 -перебрать руками (рука), 3 -позвать гостей или друзей на помощь (лица),4 -использовать свойства веществ (первые буквы С. В.) и др.)

В. А теперь вместе разберем все способы, что в каждом есть хорошего и плохого.

1. С помощью волшебной палочки.  Этот способ нам не подходит, нам придется справляться без волшебной палочки, так как эта палочка может исполнить только три желания, потому что я не фея.

2. Перебрать руками. (Хорошо то, что мы переберем смесь, ничего дополнительного для этого, кроме рук, не надо, а плохо – это очень долго, мы  замараем руки, не очень качественно сделаем работу.)

3. Позовем друзей, гостей. (Хорошо то, что мы переберем смесь быстро,  а плохо – мы не сможем позвать друзей и гостей, так как у нас мало места)

4. Использовать свойства веществ (Хорошо то, что мы переберем смесь быстро, будет интересно, а плохо –понадобится дополнительное оборудование, но оно у нас есть)

В. Много способов вы назвали. Теперь нужно выбрать самый удобный, быстрый и самый качественный. Какой вам больше понравился? (4 Способ. Будем использовать изученные ранее свойства веществ)

Тогда я предлагаю отправиться в нашу лабораторию. Но для начала повторим правила поведения в лаборатории.

Динамическая пауза.

 Дети подходят к столам с оборудованием, работу делают стоя.

В.- Мы с вами, как настоящие учёные будем работать в лаборатории. Я возьму на себя роль старшего ученого, и буду помогать вам, а вы мне.

В. Рассмотрите, пожалуйста, смесь на тарелочках. Что вы можете сказать про нее по внешнему виду? Из каких веществ она состоит? (Деревянные стружки, железные опилки, гайки, соль и горох.)

Мы с вами уже изучали свойства некоторых веществ, вспомним о них.

Какими свойствами обладает железо? (оно твердое, взаимодействует с магнитом, притягивается к магниту) Очень хорошо. Так как можно отсоединить железные опилки от смеси? (Поднести магнит к тарелочке сверху) Давайте попробуем. Что наблюдаете? (кусочки железа прилипли к магниту) У всех получилось отделить смесь от железных опилок (Да). Молодцы! Мы использовали метод магнитного действия.

-Теперь рассмотрим соль. Какими свойствами обладает соль? (Она имеет белый цвет, соленая на вкус, растворяется в воде - растворима)

-Что можете сказать про деревянные опилки. (Дерево светло-желтого цвета, твердое, имеет запах дерева, в воде оно не растворяется, не тонет, плавает на поверхности).

-А что вы знаете про горох. (Он твердый, имеет желтый цвет, имеет запах, не растворяется в воде, тонет в воде).

Ребята, что надо сделать, чтобы разделить эти вещества? (Высыпать смесь в стаканчик с водой).

Высыпайте аккуратно смесь в стаканчик с помощью ложечки. Что наблюдаете? (Все вещества по - разному ведут себя в воде. Соль и горох опустились на дно, а деревянные стружки плавают на поверхности воды).

Этот метод называется отстаивание. Повторите.

Как собрать стружки? (Можно собрать ложечкой) Попробуйте убрать стружку. Ребята, этот метод называется – флотация. Повторите. «Флотацион» -в переводе с французского означает плавание на поверхности воды, а флотация - это процесс разделения мелких твердых частиц, плавающих на поверхности воды или раствора. Ну вот, и второе вещество отделили.

Как быть с горохом и солью. Ведь оба вещества опустились на дно стакана.

(Надо размешать палочкой воду, потрясти стаканчик с водой) Что видите? (Соль растворилась) Как достать горох из раствора? (Профильтровать раствор соли с помощью воронки и фильтровальных дисков). Попробуйте это сделать. Воду наливайте аккуратно, чтобы фильтр не поднялся. Что у вас получилось? (горох остался на фильтре, а вода вылилась в стаканчик). Высыпайте горох на тарелочку. Этот метод называется фильтрованием.

Теперь нам осталось получить только соль.

Как ее отделить от воды. Вспоминайте свойства воды (Вода испаряется, надо воду испарить. Воду надо нагреть. Можно поставить на батарею). Да. Можно поставить на батарею, но это очень долго. Я попробую это сделать быстрее, как делают настоящие лаборанты. Этот эксперимент позвольте провести мне самой, потому что здесь придется работать с огнем, а огонь детям… (не игрушка). Правильно. Посмотрите. У меня на столе есть свое оборудование: штатив на подставке, спички, спиртовка, муфта с кольцом, фарфоровая выпаривательная чаша, щипцы, чтобы не обжечь руки, ложечка, тарелка. Я налью немного вашего раствора соли в чашу и зажгу спиртовку, расправив фитиль. Немного надо подождать. А пока мы ждем, повторите, что мы сделали, чтобы разделить вещества из смеси. (Повторяют последовательность работы.) Обратите ваше внимание что у меня происходит. (В чаше выделяются пузырьки и идет пар. Вода испарилась, а на дне осталась соль). Воспитатель высыпает соль с помощью ложки в пустую тарелку.

Этот метод называется выпариванием.

В. – Ребята, а можно вам самим проводить такой опыт дома?  (нет, это очень опасно. Только взрослые могут работать с огнем и горячей посудой.)

Мы справились с заданием? (Да). Какой вывод можно сделать из вашей работы? (Все вещества имеют свои свойства, благодаря этому можно разделить смеси на составляющие их вещества.)

У вас на столах лежат смайлики. Выразите свое отношение к проделанной работе. Покажите веселый смайлик, если работой довольны, и грустный, если работа не понравилась. Что вам больше всего запомнилось, понравилось? В чём испытывали затруднение? Ответы детей.

 

Вы все молодцы, замечательно поработали, смайлик можете оставить себе на память. А теперь наведите порядок на рабочем месте и можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: « Зимующие птицы».

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской ...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательская деятельности в подготовительной к школе группе. Тема «Путешествие в город Здоровья».

Уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми...