Конспект организованной образовательной деятельности познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петухова Татьяна Витальевна

Цель: развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

 познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе      

по теме:  «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

Цель:

  • развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).
  • выявить особенности данных материалов при непосредственном воздействии на них;
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать предположения, делать выводы, умозаключения;
  • расширять формы практического и умственного экспериментирования при решении проблемных ситуаций, составление собственных высказываний;
  • содействовать созидательной и творческой активности детей, побуждать к использованию разнообразных приёмов и материалов для реализации собственных целей;
  • обогащать словарь детей, отражая в речи представления о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете, размере;
  • в продуктивной деятельности формировать умение создавать изображение с помощью рельефных налепов;
  • развивать воображение детей, стремление к созданию оригинальных изображений;
  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа:

Чтение английской народной сказки «Три поросёнка», просмотр мультфильма «Три поросёнка», заучивание песенки трёх поросят.

Материал и оборудование: интерактивная доска, слайды из сказки «Три поросёнка», спиртовка, фонтанчик, кувшин с водой, стаканчики с водой пучки соломы, веточки, камешки, молоточек, карандаши, таблицы, пластилин.

Ход образовательной деятельности:

Звучит мелодия из мультфильма «Три поросёнка».

Воспитатель: Дети, я никак не могу вспомнить, где я слышала эту песенку?

(ответы детей)

Да, дети, вы угадали.

На экране появляется слайд.

Воспитатель: Вот развеселились, вот расплясались. Как вы думаете, почему так радуются поросята?

(варианты ответов детей: они радуются потому, что волк н е смог попасть в дом к поросятам; они радуются, что волк убежал в лес; радуются поросята, что проучили злого волка; волк не смог разрушить крепкий дом Наф – Нафа).

Воспитатель:Почему же волк не смог попасть в дом к поросятам? (варианты ответов: дом Наф – Наф построил из камней; дом из камней очень прочный, его тяжело разрушить; у волка не хватило сил разрушить дом;

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что произошло с домиком Нуф – Нуфа и почему? (варианты ответов: дом Нуф – Нуфа сделан из соломы, и он разлетелся сразу, когда волк начал на него дуть; дом из соломы не прочный, не крепкий, его может разрушить сильный ветер).

Воспитатель: Что можно сказать про дом Ниф – Нифа? (варианты ответов:

Ниф –Ниф построил себе дом из прутиков, веточек, но он тоже оказался не прочным; дом из веток может разрушится от сильного ветра, дождя, может сгореть; дом из веток не надёжный и в нём опасно жить; и т. д)

1. Воспитатель:Как вы думаете, какой самый надёжный и прочный дом?

Дети: Самый надёжный и прочный дом из камня.

Воспитатель:А мы сейчас проверим наше предположение. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы исследуем те материалы, из которых поросята строили себе дома.

Воспитатель: Дети, возьмите соломку, попробуйте её сломать. Что с ней произошло? (соломка легко ломается).

Попробуйте сломать веточку. (Дети выполняют задание и делают вывод: веточка прочнее соломы, она гнётся, если приложить усилия, то она сломается.

Воспитатель предлагает обследовать камень, рассказать, какой он, какая у него поверхность.

Ответы детей: Камень твёрдый, прочный, крепкий, его невозможно сломать.

Воспитатель при помощи молоточка пытается разбить камень. Дети ещё раз убеждаются, что камень самый крепкий.

Воспитатель предлагает зафиксировать результаты опыта в таблице (соломка сразу сломалась – рисуем прерывистую линию; веточка изогнулась – рисуем изогнутую линию; камень при ударе не разломился рисуем прямую линию)

2. Воспитатель: Давайте продолжим наши опыты. Положите соломку, веточку, камень на стол и подуйте на них. Что можно сказать?

(соломка лёгкая, она улетела сразу, веточка улетела, когда на неё сильно подули, а камень не сдвинулся с места) Дети фиксируют результаты опыта в таблице.

Воспитатель: Следующий опыт мы проведём с огнём.

Прежде, чем преступить к следующему опыту, я поставлю ёмкость с водой на стол. Как вы думаете, для чего я поставила кувшин с водой?

(предположения детей)

Воспитатель:Да, дети,вы знаете, что огонь может быть опасным, если с ним неправильно обращаться. Только взрослые могут зажигать огонь. Детям   играть с огнём очень опасно.

Воспитатель зажигает спиртовку, берёт пинцетом соломку поджигает

Воспитатель: Что произошло с соломкой?

(соломка вспыхнула и сразу сгорела)

Воспитательпроводит аналогичный опыт с веточкой и камнем.

Дети делают вывод и фиксируют результаты опытов в таблице.

Воспитатель приглашает детей к фонтанчику.

3.Воспитатель: Как вы думаете, дети, что произойдёт с соломкой, веточкой и камнем, если поместить под сильный поток воды?

Дети проверяют свои предположения, опуская под струю воды и делают вывод: вода сразу унесла соломку и веточку вниз, а камень остался на месте. Дети убеждаются, что поток воды не сдвинул камень с места.

Вывод: камень прочный, тяжёлый.

Дети фиксируют данные в таблице.

Воспитатель предлагает детям по таблице, где фиксировали результаты опытов, рассказать о свойствах материалов.

Вывод: Дома из соломы,веток, непрочные. Они быстро ломаются, боятся ветра, могут сразу сгореть. Дома из камня самые прочные.

Воспитатель:очень хорошо, что мы смогли доказать, что самый прочный дом из камня. Правильно поступил Наф – Наф, что построил дом из камня.

Физкультминутка

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, обращает внимание, что много домиков, но они все серые, некрасивые.

Предлагает их украсить с помощью пластилина. Нанесём, пластилин на домик, размажем пальцами и с помощью стеки, штампиков украсим домики и подарим их сказочным героям.

Пальчиковая гимнастика

Домик для зверят.
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, 
Строят домик для зверят. (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

4. Продуктивная деятельность

По окончании дети выставляют работы на стенд, обсуждают результаты их деятельности.

Воспитатель: дети, я очень рада, что у вас получились такие красивые домики, и я думаю, что в них поселятся сказочные герои. А сейчас пришла пора повеселиться.

Дети под музыкальное сопровождение поют песенку трёх поросят и танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

Цель:§  развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§  познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...

"Волшебный цитрус апельсин" Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности с детьми 4 – 5 лет)

Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.Задачи:совершенствовать у дошкольников  умение...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериме...

Конспект непрерывной образовательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Какие бывают облака»

Цель: формирование представлений детей об облаках: как образуются,  каких видов бывают.Задачи:Познакомить детей с видами облаков.Формировать представления детей о свойствах облаков.Развивать умен...