Перспективный план кружка «Развивай –ка »
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружка
«Развивай –ка »
Воспитатель:
Стародубцева Е.Г.
г. Лесосибирск 2018г.
Введение
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Развивай – ка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая сказочным и мультипликационным героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разных дидактических играх.
Программа реализуется в объёме 36 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Актуальность
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте логического мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Программа кружка «Развивай – ка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет, рассчитана на 1 год.
Цель: повысить готовность детей к познавательной деятельности перед поступлением в школу.
Задачи:
- способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
- способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
- создать условия для знакомства с составом числа;
- способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
- способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- создать условия для формирования умений сравнивать множества;
- обеспечить условия для знакомства с математическими знаками;
Методика кружка учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.
Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Е.В.Колесниковой провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку
- Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
- Называть числа в прямом порядке до 20;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту;
- Делить предметы на несколько равных частей
- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
•Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
•Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
•Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Количество детей:
Список:
1.
2.
3.
Календарное планирование работы кружка
«Развивай -ка»
Содержание работы | Задачи | Дидактические игры | |||||
Количество и счет: | Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. | «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. «В какой сетке больше мячей» Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество. | |||||
Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. | ||||||
Ориентировка во времени. Ориентировка в пространстве. | Закреплять временные представления | «12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. «Когда это бывает?» Математическая сказка «Художники» Цель: развитие ориентировки в пространстве | |||||
Геометрические фигуры | Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник | «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. «Приключения Маши и Вани» Математическая сказка | |||||
Количество и счет: | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «+» и «-». | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. | |||||
Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Достань мяч» Карточка Цель: закрепить понятие величины. | |||||
Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели.
| |||||
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | |||||
Геометрические фигуры | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка | |||||
Количество и счет | Числа и цифры от 1 до5. Знаки«+»и«-». Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. | |||||
Величина | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
| |||||
Ориентировка в пространстве. | Понятия:: лево -право, впереди, сзади. | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | |||||
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | |||||
Геометрические фигуры | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | «Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?», | |||||
Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка | |||||
Величина | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики». | |||||
Ориентировка во времени и в пространстве | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку». | |||||
Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. | |||||
Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших.Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
| |||||
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Найди парную картинку» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
| |||||
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?» Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
| |||||
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где, какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» | |||||
Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. | |||||
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. | |||||
Ориентировка во времени | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. |
| |||||
Ориентировка в пространстве. | «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. | ||||||
Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | |||||
Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки», | |||||
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | |||||
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | |||||
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», | |||||
Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок»-Математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» | |||||
Геометрические фигуры | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?», | |||||
Ориентировка во времени, в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года». «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | |||||
Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру», | |||||
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |||||
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно» |
Литература:
- Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
- Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
- Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет
- Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
- Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
- Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план кружка
Перспективный план кружка по ручному труду...
перспективный план кружка
программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Перспективный план кружка "Маленький художник"
Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....
Перспективный план кружка "Математическая игротека"
Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....
перспективный план кружка "Юный скульптор"
Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...
Перспективный план кружка "Развивай-ка".
Возраст детей 4 - 5 лет....