Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога
статья
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_mandala.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статьи и публикации
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное отношение к миру, обладал чувством собственного достоинства, развитым воображением, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми. [1]
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия.
Мандалотерапия– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Мандала в переводе означает "круг" или "колесо". Мандала всегда симметрична, внутри нее преобладают геометрические фигуры. Мандала - это символ целостности и гармонии.
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
Для педагога - психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе с детьми.
Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми в таких направлениях, как:
- раскрашивание мандал-раскрасок;
- мандала на песке;
- создание собственных мандал из декоративных мелких камней, природного материала.
Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.
Цель данной работы:
- коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
- изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);
- формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;
- диагностика и коррекция конкретной проблемы;
- развитие творческих способностей;
- развитие мелкой моторики руки.
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы педагога - психолога с детьми:
- активизация ресурсных состояний личности;
- психокоррекция накопившегося раздражения и агрессии;
-психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций);
- психокоррекция страхов и тревог;
- сопровождение адаптации;
- психосоматические проблемы;
- сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества;
- повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей);
- коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;
- воспитание терпеливости и аккуратности.
С какого возраста можно заниматься созданием мандал?
1–2 года - Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).
3–5 лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и прочее (клей ПВА для закрепления материалов).
6–7лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал:
1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).
2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.
3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.
4. Практикуется использование музыкального сопровождения.
5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.
6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.
7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).[2]
Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. По окончании работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. [3]
Данный вид деятельности положительно влияет на гиперактивных детей, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.
Модификации мандалотерапии могут использоваться в работе психологов, дефектологов, логопедов.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 31.03.2015).
2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина-СПб.: Речь, 2002.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение планшетного компьютера в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста
В настоящее время планшетные компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь. Современные дети научаются пользоваться планшетом раньше, чем говорить. Конечно, чрезмерное использование гаджета, и отсутствие...
Консультация для педагогов по теме: "Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в ДОУ"
Познакомить участников с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике....
Возможные варианты форм годового плана работы педагога-психолога.
Возможные варианты форм годового плана работы педагога-психолога....
Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога.
Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Оно является индикатором физического здоровья. Физическое здоровье детей неразрывно связано с...
Применение арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми
Применение арт-технологий при работе с детьми...