Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
презентация к уроку (младшая группа)
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.
Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям». Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Одна из основных задач педагога – психолога на данном этапе является взаимодействие с участниками образовательных отношений. Например,
в рамках сопровождения детей младшего дошкольного возраста выступают игровые технологии, которые направлены на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» к социуму в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ участников образовательных отношений Педагог-психолог ДЕТИ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ
. Игровые технологии
.
. Просветительская и профилактическая деятельность с педагогами
. Консультативно- просветительская деятельность с родителя вновь прибывших детей
.
. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Игровые технологии педагога-психолога в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Педагог-психолог Болховитина Н.С.
МБДОУ д/с №56
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.
Под адаптацией детей к условиям ДОУ, по мнению А. С. Русакова, «принято понимать процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям». Адаптация ребенка к детскому саду – процесс двухсторонний. Это и биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет изменение привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.
Одна из основных задач педагога – психолога на данном этапе является взаимодействие с участниками образовательных отношений. Например,
в рамках сопровождения детей младшего дошкольного возраста выступают игровые технологии, которые направлены на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок» к социуму в целом.
Они имеют два направления:
1.Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.
Задача: сформировать положительный эмоциональный настрой; снижение эмоционального напряжения и тревоги.
2.Игры по освоению социального пространства ДОУ.
Задача: создание условий для накопления уникального опыта первичной социализации.
Для реализации задач данных направлений работы предлагаются мероприятия в форме сюжетов по освоению социального пространства, которые включают в себя подвижные игры, музыкально ритмические движения с речевым сопровождением, театрализованные игры,игры-эксперементирования, игры-забавы, игры- развлечения, игры с кинетическим песком, игровые упражнения.
Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх, преодолеть стрессовые состояния, вызванные расставанием с родителем, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей; поможет им адекватно воспринимать себя и других детей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности.
Первые игры фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Инициатором игр всегда выступает взрослый т.к. дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка.
Слайд 2 (игровые технологии педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста )
Далее не менее важная часть подготовки детей к детскому саду, является взаимодействие с педагогами.
Педагог-психолог организует деятельность с педагогами ДОУ в следующих направлениях:
Слайд 3 (виды направлений деятельности с педагогами)
- Консультирование;
- Просвещение;
- Профилактика;
- Диагностика.
Консультирование по результатам диагностических обследований, наблюдений за детьми младшего дошкольного возраста. Затем составляются рекомендации и составляются памятки. Совместно с педагогами разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут на детей испытывающих проблемы в адаптации.
Проводятся семинары практикумы, тренинги, которые направлены на оптимизацию взаимоотношений с детьми, родителями.
Также были даны рекомендации по взаимодействию педагогов с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период:
Слайд 4 (игровые приемы при взаимодействии с детьми в период адаптации)
-использование элементов телесной терапии;
-через аудиозаписи прослушивать сказки или колыбельные перед сном;
-создание положительной установки у ребенка на посещение в детский сад (использование мягкой большой игрушки во время приема детей и режимных моментов, приклеивание на детские шкафчики семейные фотографии ребенка и др.);
-использование «Центра воды и песка» для стабилизации эмоционального состояния ребенка в течение дня;
-речевые игры;
-игровые массажи.
Тесное сотрудничество с воспитателем помогает наиболее точно определить пути решения проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ, укрепить резервные возможности детского организма и способствовать процессу ранней социализации ребенка в обществе.
Также для оптимизации адаптационного периода детей к условиям ДОУ включены родители вновь прибывших детей.
Педагог-психолог организует деятельность с родителями вновь прибывших детей в ДОУ в следующих направлениях:
Слайд 4 (виды направлений деятельности с родителями вновь прибывших детей)
- Консультирование/ по средством компьютерной программы Skypе ;
- Просветительская деятельность;
- Профилактика.
Консультирование с родителями и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.
Слайд 5 (организация просветительской и профилактическая деятельности педагога-психолога.)
Для родителей готовится информация в родительский уголок младших групп, информационный стенд «Советы психолога», в информационный модуль в фае детского сада: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», "С детьми работают…", "Детские капризы", "Детская самостоятельность" и т.д.
Также педагог-психолог учавствет в родительских собраниях младших групп, где знакомит родителей с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста, с особенностями кризиса «Я сам» т тд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Материалы для работы ПМПк в ДОУ....
Выступление к педсовету "Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях реализации образовательных программ"
"Отклонения психического развития детей. Задержка психического развития."...
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....
"Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ"
Ранее психолого-педагогическое сопровождение является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку раннего возраста и его семье, так как семья оказывает особое значение на становление личност...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей кра...