«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»
материал
Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_logike.doc | 305.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
по теме:
«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»
Теоретическая база опыта.
Опыт формировался на основе изучения трудов педагогов и психологов: Ж.Пиаже – о развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста; А.П.Усова, Н.Н. Подьяков, А.В.Запорожец – о принципах, содержании и методах умственного воспитания детей дошкольного возраста; А.В. Зак, Л.Ф.Тихомирова, И.Э. Тамошпольская, Е.А.Носова, А.А.Столяр – о развитии логического мышления у дошкольников; а также на основе изучения инновационной программы Л.А.Венгер «Развитие», целью которой является развитие умственных способностей детей; программы «Радуга» одной из главных задач - развитие психических процессов у ребенка; программы «Детство» целью которой является расширение круга объектов познания;
системы Мантессори – познание окружающего мира через великолепный сенсорный материал; школы Береславского – 150 игр и упражнений на развитие форм логического мышления; методики Триз – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников.
Проблемы.
Работая в средней группе детского сада и имея положительный опыт работы по развитию логического мышления у старших дошкольников, я сочла возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста с 4 - 5 лет.
1.Недостаточное использование умственной способности детей вне занятий и в семье.
2.Недостаточное развитие познавательных психических процессов (ощущений, восприятий, понятий, воображения) в игровой деятельности.
3.Неиспользование всего арсенала средств в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.
4.Недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большей мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
5.Недостаточность развивающей среды, максимально отвечающей потребностям ребенка.
6.Воспитание самостоятельности в решении задач, стимулировании творческой инициативы.
Актуальность опыта.
Поиск новых путей развития у ребенка логического мышления через - самый доступный и активный вид умственной деятельности - игры.
Сущность опыта.
Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Обучение детей операциям:
· анализа - синтеза
· сравнения
· использованию частицы отрицания «не»
· классификации предметов по форме, цвету, величине
· упорядоченности действий
· ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей:
· речи (умение рассуждать, доказывать)
· произвольности внимания
· познавательных интересов
· творческого воображения
3. Воспитание:
· коммуникативных навыков
· стремления к преодолению трудностей
· уверенности в себе
· желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Область применения:
Дошкольные группы детского сада.
Область внедрения.
Детские дошкольные учреждения.
Система работы.
I.Введение.
II. Классификация игр.
1.дидактические
2.настольно-печатные
3.развивающие:
1.1.на развитие пространственного воображения
1.2 .строительным материалом
1.3.счеными палочками
4.словесные игры
5.пальчиковые игры
III. Организация работы на занятиях.
IV. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
V. Дифференцированный подход.
VI. Формы работы с родителями.
Результативность.
I.Введение.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика»
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
В настоящее время я использую в своей работе многие современные программы дошкольного образования, которые акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие». Я использую в работе с детьми схемы, опоры, модели, блоки.
Изучив программу «Детство» я развиваю у дошкольников любознательность, познавательную активность, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания…, готовность к логическому познанию».
Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребенка, что подразумевает развитие определенного уровня мышления, памяти и др. процессов.
В своей работе я также использую методику ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В ней я использую нетрадиционные методы и приемы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
1) Игра «Догадайся»
Показываю картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?
(приемы - синтез, классификация)
2) Игра «Что забыл художник?»
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы - анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).
Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования.
Я рассмотрела закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.
«Одно из важнейших положений детской психологии - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.
Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.
Ребенок в возрасте 1 - 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие - в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие - то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.
С трехлетним ребенком я рассматривала куклу. Показывая отдельные части тела и лица, я говорила: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идет рассматривание картинки в книжке - ширмочке: «Это - мишка - медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»
Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ - синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка - усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.
Рассматривая с детьми 4 - 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, я своими вопросами побуждала ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Я спрашивала: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».
У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.
Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).
«Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»
Я обобщаю то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».
Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.
Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.
· Дети 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);
· Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);
· Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.
В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.
Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать я осуществляла постепенный переход от чувственного материала к словесному.
Работу над развитием мышления ребенка, я начинаю с раннего детства. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.
Игра - как ведущий вид деятельности.
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.
Исходя из этого, в развивающую среду я обязательно включаю игровой материал разного уровня сложности.
Для I уровня (младший - средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 - 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).
Для развития мелкой моторики рук я использую специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.
II уровень (средний - старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего я использую игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).
15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
Для развития воображения я предлагаю детям вместо некоторых реальных предметов предложить предметы - заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры - «овощи», брусок - «утюг», палочка - «градусник», коробка - «телевизор».
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)
Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.
Средний возраст - начало сензитивного периода развития знаково - символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы я использую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.
К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.
В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что - полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.
«Большое значение игры в развитии личности ребенка - дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...»
Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез - можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.
Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
II. Классификация игр.
Классификация включает 2 логических действия:
1. выделение общего признака - основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Я разделила их следующим образом:
1. Предметные:
- дидактические (настольно - печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.
Функции дидактических игр для детей среднего возраста разнообразны.
Это - игры на сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь и др.). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)
- развивающие ( Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизера и др.)
К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования - декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками я у малышей развиваю элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков у детей тренирую внимание, память, восприятие.
Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
- игры на развитие пространственного воображения:
- строительный материал;
Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр я развиваю представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаю следующие задания (для детей 4 - 5 лет):
· выложить;
· сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
· назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
· сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру;
· построить фигуру по образцу;
· самому придумать и сложить фигуру.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике, конструкторы.
2. Словесные:
- загадки, игры на развитие воображения (в том числе - по ТРИЗ - технологии).
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого - либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Детям пятого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Например, в загадке:
«Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя («брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера - «весельчак». Детям остается объединить все признаки в одно целое, и логическая задача решена - это Петрушка. Для детей средней группы я рекомендую загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например:
«С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки белые…»(снежинки).
Сравнение «снежинки - пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка.
В загадках «Скатерть бела всю землю одела», «Пушистая вата плывет куда - то», «Чем вата ниже, тем дождик ближе», снег - это «скатерть бела», туча - это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления - с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.
Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки я начинаю не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:
1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке (через наблюдение)
2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию
3. знание языка, умение понимать переносное значение слов
4. чтение художественной литературы.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими - значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
· выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
· сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;
· на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, я считаю, что целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т.д.
3. Пальчиковые игры:
Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую - нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик - пальчик»
Мальчик - пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.
III . Организация работы на занятиях.
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:
1. Познавательное развитие - вносится:
- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций - подробный анализ);
- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки
(например и) - здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.
(Используются стихи с описанием свойств предмета)
2. На развитии речи идет процесс синтеза - составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.
3. На занятии по изо-деятельности знания закрепляются на основе синтеза - сначала мысленного, после - практического соединения частей в одно целое.
То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспитатель: «Что мы будем делать сначала? Что потом?...» Можно составить вместе с детьми схему - опору последовательности их действий).
На второй неделе для закрепления материала берутся:
· Загадки;
· Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
· Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Занятия я провожу всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Занятия делятся на:
- познавательные;
- занятия - наблюдения;
- исследовательские;
- закрепляющие.
Я использую наглядный материал - картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.
На конструирование берутся строительные наборы - настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы - чертежи построек. Ведется работа с конструктором.
Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки - стаканчика, палочки и др. Так-же могут исследоваться свойства предметов - на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков - на рисовании.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек - Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:
Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?
Дети: Он в шкафу!
(Хрюша забирается на шкаф)
Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!
(Хрюша исправляется)
Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…
Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом
стоит.
Итог: Хрюша - доволен. Дети - тоже. Воспитатель же выполнил поставленную задачу - провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…)
Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».
Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).
4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
Пример: Хрюше дается задание - построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником).
Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.» На вопрос Хрюши «Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!». (Одному - двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».
IV. Организация совместной и самостоятельной деятельности
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Понедельник ·
Настольно/печатные дидактические игры;
· Загадки (на закрепление изученной ранее темы)
Игры на развитие мелкой моторики:
· Мозаика;
· Шнуровка;
· Игры с пересыпным материалом.
Вторник: Блоки ДЬЕНЕША. Настольно/печатные
- дидактические игры
Среда: Палочки Кюизенера - Блоки ДЬЕНЕША;
- Игры в эксперементальном уголке;
Четверг - работа со строительным материалом (по схеме и без);
- работа со счетными палочками.
- палочки Кюизенера;
- кубики «Сложи узор», «Уникуб».
Пятница - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
- внесение новой дидактической игры (развивающей)
- работа со строительным материалом (со схемой и без);
- работа со счетными палочками.
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной - в самостоятельную;
· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность - сюжетно - ролевую игру).
Совместная деятельность детей дошкольного возраста проводится фронтально, но чаще - по группам (3 - 5 человек) и в парах.
Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность.
Пример:
1. занятие: знакомство с объектом - Игрушки (ранее - Посуда);
2. совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);
3. самостоятельная деятельность:
- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)
- лото (игрушки, посуда);
4. использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом - все игрушки…). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
Пример:
а) Работа в живом уголке:
· исследование (какие цветы политы, а какие нет?)- логическая операция «сравнение»;
· наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков - логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение».
б) Знакомство с березой и рябиной (на прогулке) - логические
операции «сравнение», «обобщение».
V. Работа с детьми. Дифференцированный подход.
Развитие логического мышления детей - процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей - уровень мышления каждого очень специфичен.
Мысленно я распределяю детей на три группы:
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) - у «сильных»
Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями я првожу широкую консультационную работу. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах - более слабым.
VI. Формы работы с родителями
· Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет;
· Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
· Собрания с показом фрагментов занятий (цель - обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
· Совместные игры - занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
· Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);
· Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
· Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
· Разъяснительная и образовательная работа.
Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь в любу минуту. Часто приносят интересную детскую литературу энциклопедического характера, а так же некоторые игры (настольно - печатные, развивающие), тем самым вносят элемент нового и пока еще неизведанного в игровую деятельность детей. Поддерживается связь с родителями детей предыдущего выпуска. Очень радуют успехи ребят. Приятно осознавать важность и значимость детского сада в жизни ребенка.
Результативность
Для выявления результата эффективности развития элементов логического мышления посредством игры детей среднего дошкольного возраста, мною было проведено диагностирование детей в начале и в конце года. Проверочные задания показали, что уровень усвоения знаний в конце года намного выше (2,8 балла, что составляет 93%), чем в начале года (2,4 балла, что составляет 80%).
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий (семя росток цветок и др.)
б) Примерно 10 детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).
г) Работа по развитию мышления на основе игр по методике ТРИЗ принесла свои плоды - дети стали более раскрепощенными, у них постепенно развивается чувство юмора. А смеющийся ребенок - это здоровый ребенок.
Выводы.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
… Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5-го жизни
Развитие логики с помощью развивающих игр...
Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.
Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе....
Доклад "Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста."
Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста...
Развитие Элементов логического мышления посредством обучающих логико-математических игр
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять по...
Развитие элементов логического мышления посредством .Обучающих логико-математических игр
Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения...