Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_sayta.doc | 150.5 КБ |
3.prilozhenie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие элементов логического мышления посредством игры
в старшей группе.
План
- Введение. Теоретическая часть.
- Актуальность и значимость опыта.
- Современный подход новых программ и методик.
- Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников.
- Особенности развивающей среды в старшей группе. Игра - как ведущий вид деятельности.
- Краткая характеристика логических операций, доступных для детей старшего возраста.
- Становление опыта.
- Проблемы.
- Этапы работы.
- Цели и задачи обучения и воспитания.
- Система работы.
- Классификация игр.
- Организация работы на занятиях.
- Организация совместной и самостоятельной деятельности.
- Работа с детьми. Дифференцированный подход.
- Формы работы с родителями.
- Эффективность работы.
- Выводы.
- Библиография.
- Приложение.
Введение.
Актуальность и значимость опыта.
«Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются, не берутся памятью,
а возникают и складываются
с помощью напряжения всей
активности его собственной
мысли».
А. С. Выгодский.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретёт черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.
Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для полученных знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Л. Н. Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрёл всё то, чем теперь живёт, и приобрёл так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрёл и сотой доли того: «От пятилетнего ребёнка до меня один только шаг.
А от новорождённого до пятилетнего огромное расстояние.»
Логические приёмы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений.
«Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика». ( Ивин А.А. Логика).
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
2. Современный подход новых программ и методик
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют своё внимание на ребёнке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Очень сильной и серьёзной программой, ориентирующейся на развитие логического мышления ребёнка, является программа « Развитие». Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, опор, моделей, блоков.
В программе «Детство» развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребёнка к самостоятельному решению задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, готовность к логическому познанию.
Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребёнка, что подразумевает развитие определённого уровня мышления, памяти и др.
Система Мантессори строится на познании окружающего мира через великолепный сенсорный материал, который может использоваться в разной степени сложности.
Материалы Мантессори – яркие, высококачественные, заставляют ребёнка невольно манипулировать ими, распределять по парам, различать по величине, форме, цвету, весу (здесь идёт сложная работа интеллекта – анализ и синтез).
Программа «Сообщество» имеет много общего с Мантессори – педагогикой. Здесь также активно используется исследовательская деятельность ребёнка. Для этого создаются центры активности, которые подводят малыша к самостоятельному познанию окружающего мира, анализу, сравнению, выявлению закономерности и т.д.
Большой популярностью пользуется сейчас методика ТРИЗ. Её основная задача – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Здесь представлены нетрадиционные методы и приёмы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.
1). Игра «Догадайся»
Показываются картинки с такими изображениями:
Колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед…
Восп.: А какой транспорт вы ещё знаете?
(приёмы – синтез, классификация).
2). Игра «Что забыл художник?
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл художник нарисовать?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, на ковре не раскрашены некоторые полоски…
(приёмы – анализ картинки, сравнение её).
Таким образом, логика имеет весомое место в дошкольной системе образования.
- Психологическая характеристика
особенностей развития мышления дошкольников.
Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.
«Одно из важнейших положений детской психологии - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребёнка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.
Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребёнка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение, как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». ( Л. А. Венгер).
Развитие мышления маленького ребёнка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.
Ребёнок в возрасте 1-2 лет снимает кольца с башеньки, вынимает палочки из коробки, снимает колёсики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путём и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребёнок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие-то группы. Это одна из форм синтеза.
С трёхлетним ребёнком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки, это ручки, это голова». Так же идёт рассматривание картины в книжке – ширмочке: «Это что? Это – мишка – медведь. Вот какая большая у него голова..., а это лапы». Через некоторое время ребёнок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картине и ответить на вопросы взрослого: « Покажи, где тут мишка? А зайчик Где? Где у зайчика ушки? А глаза? Да у зайки есть голова, животик, лапки, хвостик».
Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Всё дальнейшее развитие умственной деятельности ребёнка -усложнение и усовершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким, обобщённым.
Рассматривая с детьми 4 -5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят, выделяет не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайчика? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки одинаковые?». Здесь мы видим, как к операции анализ присоединяется операция «сравнение». У ребёнка создаётся более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным и цельным.
Беседа о том же животном с детьми старшего возраста, ведёт к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности». ( Сеченов). « Уши у зайца длинные. Они стоят. Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда он бежит, сильно отталкивается своими задними лапами…».
Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним всё, что мы узнали о зайце…»
Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребёнок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.
Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни. По результатам исследований психолога выявлена следующая закономерность:
-Дети 4 лет лучше классифицируют предметы ( чем картинки и слова).
-Дети 5 лет лучше классифицируют картинки ( чем предметы и слова).
-Дети 6 лет дали наибольший % классификации слов, нежели предметов и картинок.
В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются свойства мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.
Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.
Работа над развитием мышления ребёнка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит её в любой вид деятельности: в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисование с натуры и по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нём большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребёнка, в том, как он рассуждает, как выполняет поручения взрослого.
- Особенности развивающей среды
в средней и старшей группе.
Игра - как ведущий вид деятельности.
Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчётливо начинают проявлять черты старшей возрастной ступени.
Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.
Для 1 уровня (средний и старший возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4-9 штук, развивающие игры
( «сложи узор», «сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, модульный материал, строительные наборы (напольный, настольный конструктор) со схемами построек. Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки – вкладыши, шнуровки, кубики – рубики, вышивание узоров по схеме на специальных пяльцах без иглы. Очень полезны сухие бассейны из бобовых ( бобы, фасоль, горох), из круглых камешков. Дети с удовольствием занимаются игрой «Найди клад»: В ёмкость насыпается речной песок, который предварительно обработан. В этот песок зарыты различной величины и формы предметы: бусинки, камешки, гаечки. Достать их можно только с помощью пинцета. ( эта игра используется только в старших группах).
2 уровень ( старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам ( цвету, форме, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ( «Танграм», пазлы), игры-серии на определение свойств предметов, упражнения на счёт. Важно, чтоб у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться ( смена примерно 1 раз в 2 месяца).
15 % игр должно быть предназначено для детей старшей группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться вперёд дальше.
Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определённое сходство с оригиналом. Например, геометрические объёмные фигуры – «овощи». Брусок – «утюг», палочка – градусник, коробка – «телевизор». Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами, побуждает у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребёнка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств
(шумовые, баночки с запахом, чудесные мешочки).
Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуются в специальном месте для детского экспериментирования.
Средний дошкольный возраст – начало периода развития символической функции сознания , это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать всё можно не только словами, но и графически.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. Но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.
К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх – имитация определённых действий и отношений, выделение правил игры и следование им.
В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок строит что – полезное, нужное в быту. В игре ребёнок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.
«Большое значение игры в развитии личности ребёнка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребёнка, его сознание на новую ступень развития. Ребёнок в игре сознаёт своё «Я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.
- Краткая характеристика логических операций,
доступных для детей средней и старшей группы.
Сравнение – относительно простая логическая операция. Она заключается в установлении сходства или различия по признакам.
Анализ – логический приём, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учётом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.
Упорядоченность действий – логический приём, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – сложная логическая операция: распределение предметов по группам ( классам ) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия:
- Выделение общего признака - основание классификации.
- Деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Становление опыта.
- Проблемы.
Работая в средней и старшей группах, и имея опыт работы по развитию логического мышления, я сочла возможным начать процесс формирования логических приёмов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет.
Основывала я свой выбор по нескольким причинам.
- Группа детей, с которыми я работаю в первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую среду, максимально отвечающую потребностям ребёнка.
- Программа «Детство», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность знаний по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых присутствуют элементы логики, должна компенсироваться посредством игровой деятельности.
- Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста (начало формирования детских взаимоотношений), я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.
- Этапы работы.
Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:
- Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Ознакомиться с опытом педагогов-коллег, работающих по данной схеме.
- Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности детей шестого года жизни.
- Подготовить развивающую среду с учётом возрастных особенностей детей.
- Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога( игры, активизирующие мышление ребёнка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
- Составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
- В течение всего временного промежутка (учебный 2009-2010 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления( наглядно-образного) у каждого ребёнка.
- Цели и задачи обучения.
Под целью проводимой мною работой, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приёмами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
- обучение детей операциям:
- анализа- синтеза,
- сравнения,
- использованию частицы отрицания «нет»,
- классификации,
- упорядоченности действий,
- ориентировке в пространстве.
- Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать),
- произвольности внимания,
- познавательных интересов,
- творческого воображения,
- Воспитание:
- коммуникативных навыков,
- стремления к преодолению трудностей,
- уверенности в себе,
- желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Система работы.
- Классификация игр.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Предметно – дидактические:
- Настольно – печатные – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.
Роль игры – научить ребёнка выполнять поставленную перед ним задачу действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.
Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.
Функции дидактических игр для детей разнообразны. Это – игры на сравнение предметов по разным признакам ( размеру, форме, цвету, назначению и т.д.), группировки предметов на основе общих признаков ( это – посуда, это- обувь…). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака ( по размеру, по ширине, высоте…).
- Развивающие
игры, имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера , математические планшеты.
Блоки Дьенеша. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками ( разбиение, перестроение, выкладывание по определённым правилам и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования. А также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развивается элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Кьюзинера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.
Математические планшеты.
Ориентировка на плоскости, развитие воображения, памяти, фантазии, умения доводить начатое дело до конца.
В приложении я разместила схемы «рисунков» и упражнений.
Использую игру «Муха», в которой дети также учатся ориентироваться на плоскости и в пронстранстве.
- игры на развитие пространственного воображения:
строительный материал;
Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственнее воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме ( чертёж ). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез ( воссоздание объекта ).
Примерные схемы:
Рисунок и постройка
горка
ракета
забор
ворота
счётные палочки;
Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания ( для детей 5-6 лет ):
- выложить…
- сосчитать количество палочек в каждой фигуре;
- назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;
- сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура ( сколько треугольников? квадратов? );
- сосчитать углы, входящие в фигуру;
- построить фигуру по образцу;
- самому придумать и сложить фигуру;
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, считалок, подходящих по тематике.
Конструкторы.
Игры на развитие воображения ( в том числе – ТРИЗ – технологии ),
В литературной энциклопедии загадка характеризуется как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
Детям пятого и шестого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних диких животных, предметов домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения, о простых изобретениях нано - технологий. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернётся он в клубок
Нет ни головы, ни ног.
( Ёж ).
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и чётко, выражены в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке «Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя ( «брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера – «весельчак». Детям остаётся объединить все признаки в одно целое , и логическая задача решена – это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например, «С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки белые…» (снежинки). Сравнение «снежинки – пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках «Скатерть бела всю землю одела». «Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе». Снег - это « скатерть бела», туча – это «вата». Подобные образные средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления – с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.
Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, ас воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:
- предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках ( через наблюдения ).
- дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.
- знание языка, умение понимать переносные значения слов.
- чтение художественной литературы.
Найти приёмы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им.
Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;
- на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод ( умозаключение ),т.е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок даёт возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису?» - (звери) и т.д.
Пальчиковые игры:
Эти игры активируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребёнок усвоит какую-нибудь пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пример: «Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел…
Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.
- Организация работы на занятиях.
Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несёт информационный материал по каждой теме ( «одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на занятии в первую неделю планируется следующим образом:
- познавательное развитие – вносится:
- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);
- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки ( например и ) – здесь будет проведена активная работа по обучению детей операциям сравнения. (используются стихи с описанием свойств предмета).
2. На развитии речи идёт процесс синтеза – составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используется опорные схемы для облегчения рассказывания.
3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно целое.
То же происходит и на занятии по конструированию.
Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берётся перед самостоятельным выполнением задания (воспитатель: «что мы будем делать сначала? Что потом? …» Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий).
На второй неделе для материала берутся:
- загадки;
- использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
- словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ).
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал;
Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.
Занятия делятся на :
- познавательные;
- занятия-наблюдения;
- исследовательские;
- закрепляющие.
Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, танграмы, счётные палочки, математические планшеты.
На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы – чертежи построек. Ведётся работа с конструктором.
Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду, и песок, и ленточку, но только с помощью подходящей мерки – стаканчика, палочки и др. также могут исследоваться свойства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков – на рисовании.
В ходе занятий используется следующие игровые приёмы:
1.Игровая деятельность, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2.Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
3.Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.
Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает со своими друзьями игру в прятки, то дети охотно помогоают ему:
Хрюша: «Ребята, куда спрятался Филя?»
Дети: «Он в шкафу!»
(Хруша забирается на шкаф.)
Дети: «Да не на шкафу, а в шкафу»
(Хрюша исправляется).
Хрюша: «Вот Каркушу мне точно не найти»
Дети: «Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит».
Итог: Хрюша – доволен, дети тоже. Воспитатель выполнил поставленную задачу – провёл работу по ориентировке в пронстранстве и активизировал детский словарь (предлоги: в, над, под).
Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».
Если ребёнок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить всё снова. Ребёнок не обижается, а с радостью исправляет ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).
4.Метод предварительной работы – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример: Хрюше даётся задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с прямоугольником).
Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4». На вопрос Хрюши:»Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми ещё одну палочку».
- Организация совместной и самостоятельной деятельности.
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).
Совместная деятельность
Понедельник: настольно-печатные игры;
Загадки ( на закрепление ранее изученной темы).
Вторник: Блоки Дьенеша
Среда: Палочки Кьюзинера
Четверг: работа со строительным материалом
(по схеме и без)
работа со счётными палочками.
Пятница: игры на развитие творческого воображения:
«Математические планшеты»
Внесение новой развивающей игры.
Самостоятельная деятельность:
Понедельник: Игры на развитие мелкой моторики
(мозаика, шнуровка, игры с пересыпным материалом).
Вторник: Настольно/печатные игры,
Развивающие игры.
Среда: Блоки Дьенеша;
Игры в экспериментальном уголке.
Четверг: Палочки Кюизинера;
Кубики «сложи узор», «Уникуб».
Пятница: Работа со счётными палочками.
Здесь я предусмотрела следующие пункты:
- Переход одного вида деятельности (игры): совместной-
в самостоятельную;
- Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
- Учитывая временные рамки, т.е. планируя небольшой по объёму материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребёнка деятельность: сюжетно-ролевую игру.
Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще по подгруппам или в парах. Используется состязательный характер игр.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются, в совместной деятельности, после чего переходит в самостоятельную. И уже после этого – в бытовую деятельность. Пример:
1.Занятие: знакомство с объектом – «Игрушки», ранее была посуда.
2.Совместная деятельность (игра «Что лишнее?»), игры на классификацию и другие.
3.Самостоятельная деятельность:
- собери из частей картинку (натюрморт, пейзаж, портрет).
- лото ( игрушки, посуда, транспорт, инструменты);
4.Использование знаний в бытовой деятельности.
Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.
Работа в живом уголке:
- Исследование: какие цветы политы, а какие нет.(сравнение).
- Наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков – логические операции: сравнение, обобщение, синтез.
- Работа с детьми. Дифференцированный подход.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.
Мысленно я распределяю детей на 3 группы:
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду усложнений) у «сильных».
Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а также подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности меняется. С родителями ведётся широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей, они по моей просьбе «подключаются» к тем, кто испытывает серьёзные затруднения.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах-более слабым.
- Формы работы с родителями.
- Консультация о подборе развивающих игр и упражнений для детей 5-6 лет;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному случаю;
- Собрания с показом фрагментов занятий;
- Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
- Состязания между командами родителей и детей;
- Совместный выбор и приобретение развивающих игр для детей;
- Разъяснительная и образовательная работа;
Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь. Часто приносят интересную детскую литературу и игры.
- Эффективность работы.
Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:
а) Все дети без исключения знакомы с приёмом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определённую последовательность некоторых событий (семя-росток-цветок-плод) и другие.
б) Примерно, половина группы испытывают устойчивый интерес к развивающим и логическим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Дети прогрессируют в высказываниях, суждениях. Они любят заниматься самостоятельно.
г) Работа по методике ТРИЗ принесла свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, у них постепенно развивается чувство юмора. А смеющиеся дети – это здоровые дети.
- Выводы.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в формировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
Наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Всё это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
- Библиография:
Литература:
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»
(«Детство-Пресс», С-Петербург, 2006 г.)
- Л.Генденштейн, Е.Малышева «Энциклопедия развивающих игр для детей 6-7 лет»
(«Илекса», Москва-Харьков, 1998 г.)
- «Энциклопедия игр»
(АСТ, Москва, 2002 г.)
- З.А.Михайлова «Игровые задачи для дошкольников»
(«Акцидент», С.-Петербург, 1996 г.)
- А.В. Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй»
(«Творческий центр», Москва, 2007 г.)
- К.В.Шевелёв «Дошкольная математика в играх» («Мозаика – Синтез», Москва, 2004 г.)
- Б.П.Никитин, Н.Ехевич «Развивающие игры для детей»
(«Томо», Москва, 1990 г.)
- В.Волина «Занимательная математика для детей» («Дидактика», С.-Петербург», 1994 г.)
- Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет»
(«Творческий центр», Москва, 2001 г)
- В.П.Новикова «Математика в детском саду» («Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.)
- А.Л.Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»
(«Аркти», Москва, 2001 г.)
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЯ С ПЛАНШЕТАМИ.
ЧАСТЬ I
- Ознакомление.
- Свободное рисование резинками.
- «Дождик».
- «Снежинка».
- Квадрат.
- «Свеча».
- Коллективная работа.
- Деление квадрата на части.
- Треугольник-деление квадрата на две части.
- Коллективные узоры.
- Песочные часы.
- Перенос на схему.
- Изображение треугольника.
- Лесенка.
- Симметрия.
- Зеркальное отображение.
- Узор-симметрия.
- «Снежинка» и «Ёлка».
- Дорисуй фигуру.
- Свободный рисунок.
- «Углы» - зеркальное отображение
- «Бабочка» - схема, изображение.
- «Жук», «Василёк».
- «Космос», «Ракета»
- Самостоятельные симметричные узоры.
- Дорисуй фигуру.
- Корабли.
- Город.
- Праздник.
- Свободное рисование.
ЧАСТЬ II
- Многоугольники – деление на части
- Симметричные фигуры, свободный рисунок.
- «Лес» (коллективная работа).
- «Осень» (листья)
- «Стройка», «Машины»
- «Дома»
- Сказка про мельницу
- Буквы.
- «Сказка про короля» (и корона, одежда)
- «Сказка про мышку» (мышеловка, и сыр).
11 – 14. Свободные рисунки.
15. «Части, Целое»
16 – 18. Весна, звери, насекомые.
19. «Птицы»
20. «Цветы»
21 – 23. «Настроение»
24. «Паук и паутина»
25 – 30. Свободное рисование.
Кроме этих занятий я использую другие игровые упражнения, например, «Муха».
Каждому ребёнку выдаётся лист бумаги, разлинованный на 10 квадратов и любая фишка («муха»).
Вначале ребёнок «водит» «муху» по листу , слушая задания, например:
«Муха в магазине».
- вверх – купила себе книгу,
- вниз – купила платье,
- вправо – купила хлеб,
- влево – купила помаду,
- по диагонали вверх – купила сыр.
Ит.д.
Затем задание усложняется. Ребёнок мысленно следит за направлениями и «Муху» ставит в конечной точке.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»
проект можно использовть в работе с детьми средней группы по развитию элементов логического мышления посредством игры...
Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»
Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....
«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...
ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...
Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»
Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природ...