Доклад "Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста."
учебно-методический материал (средняя группа)

Жмака Виктория Владимировна

Развитие элементов логического мышления средством игры у детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo_krugi_eylera.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают  ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

   Ребёнок учится воспринимать, думать,  говорить, овладевает многими способами действия с предметами.  

   Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться. Проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

   Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

    В своей работе наш детский сад использует программу «Развитие», а именно её раздел – развитие элементов логического мышления.

     Основным показателем формирования логического мышления является усвоение детьми классификаций предметов.  Я расскажу как при помощи моделей, опираясь на ведущий вид мышления дошкольников наглядно-образный, можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов, чтобы ребёнок шёл от общего понятия к частному. Например: все   животные  делятся на зверей, птиц, рыб, насекомых.

    Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов Эйлера. Но эта модель даётся детям, начиная со старшего возраста.

  Я – воспитатель средней группы. У меня возник вопрос, как можно интегрировать моделирование в виде кругов на средний возраст,  чтобы детям было интересно и понятно.

В среднем возрасте схематическое изображение кругов не используется, я решила заменить игровой деятельность, в ОС: по окружающему миру, математике, развитии речи.

Например - в игровой деятельности, играя в сюжетно-ролевую игру «Продуктовый магазин»

Мы с детьми совершаем покупку разных продуктов в одну большую продуктовую тележку, далее я предлагаю детям рассортировать продукты по пакетам на овощи, фрукты, хлебобулочные изделия. Таким образом происходит классификация, которая для детей всего лишь игра.

Дети сортируют и при этом проговаривают название продукта, к какой категории относится, так же можно расширить описание цвета, формы, на вкус.

В процессе игр, я усложняла задания и добавляла продукты: крупы, молочный продукты и т.д.

В конце игры все пакеты помещаем обратно в тележку и  дети определяют все категории  продуктов в одну группу «ПРОДУКТЫ».

Классифицируя такое понятие как  «ТРАНСПОРТ», я решила использовать 3 гимнастических обруча и канат, модели транспорта (машинки), либо картинки с изображением равного вида транспорта.

 Определила три вида транспорта: наземный, водный, воздушный.

Детям нужно было распределить транспорт по видам «гаражам». Ребята проговаривали названия, советовались между собой, подражали звукам которые издают определенный транспорт.

Далее после того как дети разложили транспорт по обручам, я канатом объединила все три обруча в один общий круг и мы с детьми пришли к выводу что все эти машины называют одним словом «ТРАНСПОРТ»

Для классификации диких и домашних животных я выбрала две корзины.

Предложила детям разложить  помочь животным найти своё место обитания. На корзинах были прикреплены маркерные картинки: лес и двор Дети раскладывали, описывали внешний вид животных,   рассказывали об их повадках, чем питаются, называли детёнышей.

В конце игры я поставила одну большую корзину и дети, поместив в неё обе корзины с животными  определили, что все они  -  одним общим словом «Животные».

После того как дети стали легко справляться с заданиями в свободной деятельности я  начала создавать проблемные ситуации .

Например: в гости к детям приехала бабушка «Матрена» и привезла целую корзину угощений собранных у себя в огороде и саду. Вот только бабушка запуталась и просит  детей  помочь рассортировать отдельно овощи от фруктов. Дети с большим удовольствием и радостью справляются с этой просьбой.

Классификация «ПОСУДА»

На круглый стол (выбран целенаправленно, что бы в дальнейшем создать понятие о схематических кругах) выставляю посуду. Задача детей рассортировать на два подноса столовую и кухонную. Дети выполняют, проговаривают, описывают посуду, для чего она используется и подводят итог и определяют, что вся посуда на общем столе имеет общее название «ПОСУДА»

По итогу: в процессе игр по развитию элементов логического мышления по образцу кругов Эйлера у детей закрепились знания о фруктах, овощах, животных, транспорте, посуды и  каким образом можно распределить от общего к частному.

Я стала замечать, что в процессе  совместных игр детей, либо уборки игрушек перед прогулкой в центрах активности, дети уже осознано  разделяют их. Стараюсь давать детям инициативу, а если у кого то не получается ,думаем, решаем совместно!!

Считаю, что такая работа, проведенная в средней группе станет хорошей базой для освоения моделирования и развития элементов логического мышления в старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»

Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....

Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"

В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания (средний дошкольный возраст)

Цель. Систематизировать игры математического содержания для развития у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, классификация....