Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников
материал
Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_eksperimentirovaniya.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семенова Ксения Васильевна
Воспитатель МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Метод экспериментирования как эффективная форма обучения дошкольников
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).
Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Метод экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В условиях группы мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
- во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
- во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в - третьих, они практически безопасны;
- в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду расширяют представления ребенка об окружающем мире, заинтересовывают его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту. Педагог в данном случае выступает не субъектом влияния на объект (обучающегося), а становится с ним в один ряд, исследуя и познавая совместно.
Цель такого занятия – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи для малыша лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно.
Какие мы преследуем цели?
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Результаты тоже должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваемся мы, проводя такие необычные и интересные занятия в своей группе? Итог нашего педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы центры экспериментирования. (наполненные различными предметами и материалами, такими как баночки, коробочки (из пластика), природный материал (песок, образцы грунта, ракушки), измерители времени (часы), фартуки, клеенки, салфетки и другое)
В то же время центр экспериментирования - это место для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре экспериментирования предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят эксперименты, опыты, наблюдения по разной тематике).
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, оформление наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, беседы, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов, поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Методы и формы обучения дошкольников правилам дорожного движения
С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно -транспортный травматизм, поэтому обучение дет...
Видеоурок как эффективная форма обучения дошкольников.
Ситуация, сложившаяся в 2020 году провела нас к тому, к чему мы уже на протяжении нескольких десятилетий готовились, а именно, ...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
Семинар - практикум для воспитателей "Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.Полноценное вл...
Консультация для родителей "Метод экспериментирования, как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников"
Консультация для родителей...
«Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов»
Описательная речь – это связная речь, которая относится к монологической речи и имеет свои особенности построения: завершенность, тематическое единство, подчинение высказываний основной мысли по...