Семинар - практикум для воспитателей "Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов"
методическая разработка по логопедии
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте формируются и развиваются два вида речи: диалогическая и монологическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_opisatelnyy_rasskaz.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте формируются и развиваются два вида речи: диалогическая и монологическая.
Задача воспитателя – научить воспитанника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.
Не менее важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением
ОСОБЕННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описательная речь – это связная речь, которая относится к монологической речи и имеет свои особенности построения: завершенность, тематическое единство, подчинение высказываний основной мысли построением по определенной логической схеме, связность между отдельными частями и между предложениями, а также может иметь оценочное суждение или вывод об описываемом.
Если педагог целенаправленно ставит задачу формировать у детей описательные навыки, он обязательно должен знать, какими возможностями обладают его воспитанники, что они уже умеют, чему их следует научить, какие ошибки исправить.
Чаще в описании выделяют две части:
- в первой дается общая характеристика предмета, лица, явления, передается впечатление от описываемого;
- во второй части говориться об отдельных признаках описываемого предмета, подчеркивающих или подтверждающих его общую характеристику; иногда может иметь третью часть, содержащую оценку или вывод об описываемом объекте или явлении. Не имеет действующих лиц и, следовательно, нет прямой речи.
Анализ их исследований позволил выделить следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:
- многие высказывания детей непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок описания признаков.
- дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все».
- в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаки
- дети могут составить рассказ, не назвав его объект.
- в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «тут», «такой».
Объем детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений.
Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют вычленять существенные признаки.
Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ
1) Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов
Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.
В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания ребенка приобретают характер рассказа.
Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.
Чтобы дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.
Объектами описания могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например, котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.
После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.
Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т. е. сенсорного обследования.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.
Описание строится по вопросам педагога.
Используются различные вопросы:
- прямые («Какого цвета утенок?»);
- подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»);
- поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);
- побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.
Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря. Применяется образец на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь детям, не умеющим рассказывать.
Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей.
Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной. Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.
Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например, придумывание начала повествования об объекте или игрушке.
В старшей группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями.
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя.
Сначала план состоит из 2 — 3 вопросов. Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»
Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы.
- Мотивация, которая придает смысл деятельности.
Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись)
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.
Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.
- Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.
Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:
Педагог
У меня утенок
Утенок желтый
У утенка большие красные лапы
Ребенок
У меня цыпленок
И цыпленок желтый
У цыпленка лапки маленькие
Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находящийся у него в руках или за спиной.
6. Использование схем, моделей.
7. Чтение художественных произведений.
8. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками).
9. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследования показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходящую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. Например: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было трудно. Попробуй еще раз». Оценка дается каждому рассказу.
10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения.
Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.
2) Методика обучения описанию картин
- составление описательного рассказа по предметной картине;
- составление описательного рассказ по сюжетной картине;
- составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприятию.
Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.
Занятия по обучению детей описанию предметной картины аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов). Руководство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать» знакомые признаки предмета, изображенного на ней.
Для составления описательных рассказов могут использоваться уже известные детям и новые картины.
Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению описаний по картине.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут составить связное описание, поэтому воспитатель должен учить их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине.
Для того, чтобы дети лучше понимали содержание картины, воспитатель должен провести предварительную беседу, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине.
Переход от вступительной беседы к рассматриванию самой картины должен быть логически последовательным и плавным. При помощи вопроса нужно выделить центральный образ на картине: «Кого вы видите на картине?»
Вопросы воспитателя в данной возрастной группе являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определить действия, качества, свойства предметов.
Занятие завершается обобщающим рассказом воспитателя и дает детям возможность еще раз вслушаться в слова и фразы, которые воспитатель ранее включал в свои вопросы и пояснения.
Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изображенные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следственные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенностями) картины, которые при ее описании будут перечислены.
На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины.
Например, сначала можно описать животных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»). Во второй части занятия желательно составить рассказ о всей картине: «Теперь расскажите обо всем сразу».
После занятия картина остается в группе на несколько дней, чтобы дети могли лучше рассмотреть ее, заметить то, чего не заметили раньше, и начать высказываться.
При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы.
- Вступительное слово-обращение педагога к детям перед показом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми.
- Вопросы воспитателя.
Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.
- Образец описания картины воспитателем. Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней.
- Прием совместных действий, когда педагог начинает описание, а дети продолжают.
Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом.
В старшей группе при обучении рассказыванию на материале картин используются разнообразные методические приемы: беседа, касающаяся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец.
В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога должно раскрывать в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Если занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, можно применять прием совместных действий – воспитатель начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.
Можно привлекать детей и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
3) Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов
Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются «клочковатостью», отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Трудности по пейзажной картине обусловлены ее статичностью.
К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы. Он должен помогать детям увидеть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттенки зелени при различном солнечном освещении и т.д.
Для лучшего понимания художественного замысла можно использовать такие приемы, как:
- использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о?..» Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;
- использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;
- одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему
- сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;
- игровые приемы Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию».
Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. Сначала активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.
Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.
Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.
Аналогичная работа проводится при рассматривании и описании натюрмортов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению описанию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.
В целом при обучении составлению описательных рассказов решаются следующие практические задачи: развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 400 с.
- Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.:- Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
- Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...
Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц
Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Суть мнемосхем заключается в сл...
« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....
«Эффективные формы обучения дошкольников составлению описательных рассказов»
Описательная речь – это связная речь, которая относится к монологической речи и имеет свои особенности построения: завершенность, тематическое единство, подчинение высказываний основной мысли по...