Занятие по шахматам в старшей группе «Незнайка в гостях»
план-конспект занятия (старшая группа)

Папина Светлана Николаевна

Познакомить со своеобразным миром шахмат, прививать любовь к игре. Способствовать умственному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_st.gr_.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам в старшей группе.

«Незнайка в гостях»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат, привить им любовь к древней и мудрой игре.

2. Разносторонне развивать ребенка, способствовать его умственному развитию.

3. Закрепить ориентировку в пространстве: направо, налево, спереди, сзади.

4. Обогащение словаря: ферзь, король, ладья, пешки.

Материал:

Демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, чудесный мешочек, 2 подноса, картинки, дидактический материал, , шоколадные конфеты, напольная шахматная доска напольная, шапочки фигур.

Ход занятия:

Звучит сказочная спокойная музыка. Под музыку заходят дети и воспитатель. 

Воспитатель: Дети, начинаем занятие по шахматам(Вдруг кто – то стучится в дверь.)

Воспитатель: Дети, кто – то стучится в дверь. Давайте откроем.

(Заходит Незнайка.)

Незнайка: - Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Научите, пожалуйста.

Вос-ль: - Незнайка, мы знаем, что эта игра не простая и не лёгкая. Поэтому проходи, садись внимательно слушай и выполняй задания вместе с нами.

В шахматы обычно играют два Противника. Их ещё называют Партнёрами Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска между противниками располагается так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

Незнайка:- Ой, подождите, у меня внутри шахматной доски лежит тетрадка с загадками.

Попробуйте отгадать.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают. (Все отгадки ребёнок показывает на шахматной доске).

Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Сколько белых полей в центре? (два) А чёрных? (два)

Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

Игра «Кубик».

Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

Игра «Волшебный мешочек».

В мешочке находятся шахматные  фигуры,  дети на ощупь  определяют фигуру, называют её и ставят на шахматной доске на свое место.

Физминутка: игра «Живые фигуры».

В комнате заранее разложена напольная шахматная доска. По команде воспитателя  дети - фигуры (в шапочках шахматных фигур) находят свои места на напольной доске.

Вос-ль: - У нас ещё остались загадки в тетрадке.

Покажи белую и чёрную пешки, коня, слона, ладью, короля, ферзя. Какая шахматная фигура имеет рот и уши? (конь)

У какой фигуры головка круглая? А на верхушке маленький шарик? (пешка, ферзь)

Какая шахматная фигура похожа на башенку? На лошадку? (ладья, конь)

Какая фигура выше: конь или король? (король)

Какая фигура ниже: ладья или ферзь? (ладья)

Назови самую высокую фигуру и самую низкую (король, пешка).

У какого слона нет хобота?(у шахматного)

Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле).

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество…(король).

Вос-ль:- Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? - Незнайка, а ты что узнал?

Незнайка: - Спасибо, ребята, за то что вы познакомили меня с шахматными полями и шахматными фигурами. Я очень рад что попал к вам на занятие.

Вос-ль: Мы с ребятами тебя приглашаем посещать занятия по шахматам.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Дети, спасибо вам за ваше старание, внимание на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Незнайка в гостях у дорожных знаков".

В ходе занятия дети закрепляют знанияоб уже известных ранее дорожных знаках, о назначении светофора. Знакомятся с новыми знаками, учатся читать их и выполнять действия, ими преписываемые. А также чита...

Занятие по рисованию в подготовительной группе"Незнайка в гостях у юных художников"

МАДОУ «Детский сад №104 комбинированного вида»       Занятие по рисованиюв подготовительной группе«Незнайка в гостях у юных художников»...

Занятие по рисованию в подготовительной группе"Незнайка в гостях у юных художников"

Программное содержание: Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Совершенствовать умения в изображении пейзажа – закреплять умение передавать в ри...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Незнайка в гостях у ребят"

Конспект занятия по математике в старшей группе "Незнайка в гостях у ребят"...

Развлечение для детей старшей группы « Незнайка в гостях у детей»

Повторение и закрепление с детьми правил безопасного поведения на дороге....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайка в гостях у ребят».

Готовый конспект интегрированного занятия, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия по ФЭМП для средней группы "Незнайка в гостях у ребят. Счет до 5"

НОД по ФЭМП (математике) в средней группе «Незнайка в гостях у ребят»Тема: «Счёт до 5. Закрепление пройденного материала» Цель: формировать знания детей о геометрических ф...