«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
консультация (младшая группа)
Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает от мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным. Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. В совместной с взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_initsiativy_.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает от мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным. Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. В совместной с взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх.
Как развивать самостоятельность у детей в игре?
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры, дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.
К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.
Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками. Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре, при выборе ролей и действий.
Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.
Что свидетельствует о повышении уровня самостоятельности в 3 – 5лет
- замысел игры появляется по инициативе самого ребенка;
- выбирают роли;
- ставят взаимосвязанные игровые задачи;
- решают, с кем играть;
- сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику;
- ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка;
- учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач;
- самостоятельно включают в игру предметы – заместители;
- младшие дошкольники играют рядом;
Педагог должен помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем мог легко адаптироваться к реальной действительности.
У детей возникают трудности с неумением организовать сюжет игры, некоторые дети бродят от одного игрового поля к другому, выполняя действия с игровыми предметами несоответствующие их функциональному назначению действия, а также неумение дошкольников распределять роли между участниками. Зачастую это связано с незнанием практических действий, обусловленных их ролью в игре.
Поэтому я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений по ориентировки в социальном и бытовом пространстве.
Нами были отобраны и систематизированы сюжетно-ролевые игры, и игровые задания по теме «Социально – бытовая ориентировка»: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Дом, Семья», «Наш детский сад», «Культура поведения», «Транспорт», «В магазин за продуктами». Основные задачи, решаемые в процессе игровой деятельности с младшими дошкольниками это:
- информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства;
-Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь» и т. п. формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?», «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет» и т. п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.
Для дальнейшего разнообразия игровых действий и развития игрового сюжета проводили наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия работников детского сада: младшего воспитателя, повара, медицинской сестры, дворника; рассматривали оборудование, предметы, инструменты которыми они пользуются для выполнения своих профессиональных обязанностей и обсуждали результаты их труда. Во время наблюдения обращали внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.
Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста необходимо объяснять и демонстрировать возможности использования игрушек и предметов в различных играх. Для этого необходимо детально рассмотреть используемые игрушки, строительный материал реальные предметы. Определить строение, назначение и расположение предметов в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Следующий этап работы - овладение практическими действиями с игрушками и предметами. Это осуществляется в совместных действиях педагога и ребёнка, при условии многократных повторений и чётких описаний с постоянной сменой сюжета.
Далее малышам предлагались игры – инсценировки. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»). Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовались вопросы, подсказывающие новые действия. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.
В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов из-за игрушек или желаемой роли. Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.
Играйте – и выигрывайте!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе детского сада по сказке"Теремок"
Задачи: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; пользоваться салфеткой во время еды; развивать у детей у...
"Игры с красками!" Нетрадиционные техники рисования в детском саду (родительское собрание во второй младшей группе)
Показать родителям, что рисование нетрадиционными методами формирует интерес к творчеству, совершенствует наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. Научить родителей методам и пр...
Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе детского сада
Сюжетно-ролевая игра...
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»
Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...
«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
Как развивать и поддерживать самостоятельность в младших дошкольниках....
Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе детского сада
В файле содержится планирование СРИ на младший дошкольный возраст. Планирование разработано на весь учебный год, расписано по месяцам и по неделям. В месяц предлагается использовать восемь игр, на нед...
Проект «Что я люблю …» как способ поддержки детской инициативы и инструмент изучения интересов детей группы.
С самого раннего возраста человек, сначала, спонтанно, инстинктивно, а затем, целенаправленно ищет свое место на этой земле, свое предназначение. Ребенок с ранних лет пробует свои возможности в ...