Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника
статья (старшая группа)
Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya_2018.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Борисовна Шишкина
воспитатель, 1 квалификационная категория
МБДОУ Детский сад№30,г Красноуральск
Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника
В педагогической науке понятие образовательное пространство определяется как важная характеристика образовательного процесса, отражающая основные этапы и закономерности развития образования.
Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование ребенка.
Одним из ресурсов расширения образовательного пространства является информатизация.
Информатизация ДОУ — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием информационных технологий и проектной деятельности и интернет — ресурсов в образовательном процессе.
Виртуальная экскурсия представляет собой один из вариантов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников.
Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение какого — либо места или объекта с целью его изучения.
Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах: научность, доступность, связь с жизнью, системность, доходчивость и убедительность.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны;
• погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
• автоматизация поиска и обработки информации об изучаемом объекте повышает эффективность работы педагогов.
Виртуальная экскурсия является организационной формой обучения в образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов и в этом отношении имеет ряд существенных дидактических функций:
• с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;
• экскурсии помогают повышать научность обучения;
• комфортное вхождение детей в экскурсионную деятельность (с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, интересов детей; освоение детьми разных ролей в ходе виртуальной экскурсии: экскурсант, экскурсовод);
• данная форма позволяет включать в активную творческую деятельность не только детей, но и их родителей.
По содержанию и форме виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд — шоу;
– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
- историко-культурные – экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи, выставочные залы, раскрывающие определённые периоды истории развития государства и русской национальной культуры.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует длительной предварительной подготовки. Перечислю наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это:
• выбор темы;
• определение цели и задач;
• отбор литературы и составление библиографии;
• определение источников экскурсионного материала;
• отбор и изучение экскурсионных объектов;
• сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
• составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
• подготовка текста экскурсии;
• определение техники ведения виртуальной экскурсии (выбор методов и приемов);
• проведение экскурсии;
• подбор средств получения «обратной связи» (творческие задания, самостоятельная игровая деятельность, прогулки выходного дня с родителями, фоторепортаж и др.).
В своей работе использую виртуальные экскурсии, которые соответствует перспективному плану по познавательному развитию.
Видео экскурсии - в Виртуальный кабинет-музей Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, созданный на странице Министерства обороны Российской Федерации. Цель экскурсии – знакомство с жизнью Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.
Виртуальная экскурсия на Красную площадь. Цель данной экскурсии: познакомить детей с Красной площадью, главной достопримечательностью столицы нашей родины Москвы.
Виртуальная экскурсия - путешествие «Дом Деда Мороза в Великом Устюге» официальный сайт резиденции Деда Мороза: интерактивная карта сказочных владений http://www.dom-dm.ru/.
Приведу пример использование виртуальной экскурсии «Дом Деда Мороза в Великом Устюге».
Вид деятельности: непосредственная образовательная деятельность с применением экспериментирования и виртуальной экскурсии.
Тема: «Дом Деда Мороза в Великом Устюге»
Программа: «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Цель: познакомить детей с резиденцией Деда Мороза.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление детей о резиденции Деда Мороза.
Обобщить представление детей о главном герое Новогоднего праздника – Деде Морозе
Развивающие: развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через экскурсионную деятельность. Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к достопримечательностям нашей Родины, чувство патриотизма.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска. Для искусственного снега - сода и пена для бритья.
Содержание экскурсии: Первое что необходимо сделать, это определить цель и задачи посещения детьми резиденции Деда Мороза. Экскурсия начинается с вводного слова.
- Ребята, я утром обнаружила на столе письмо, а от кого оно пришло, вы узнаете, отгадав эту загадку:
Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это Дедушка ... ( Мороз).
Ребята, Дед Мороз приглашает нас в гости. А вы знаете, где живет Дед Мороз? Попробуйте догадаться. (Ответы детей) Правильно, ребята, Дед Мороз живет на Севере, в старинном русском городе Великий Устюг. А чтобы оказаться у Деда Мороза в гостях, закройте глаза и произнесите волшебные слова «Снип, снап, снуре». (на слайде появляется изображение карты Вотчины Деда Мороза). Дом у Дедушки Мороза большой, волшебный, гостеприимный и уютный. Круглый год радушный хозяин встречает здесь своих гостей, а помощники Зимнего Волшебника знакомят со всеми двенадцатью комнатами резного терема и рассказывают о жизни Дедушки Мороза.
- Зайдем в гости? (проходим по карте в дом)
Тронный зал (нажимаем на стрелку)
Именно здесь Зимний Волшебник встречает своих гостей. На самом почетном и видном месте возвышается красавица ель. Дважды в год она меняет свой наряд. Зимой на ней снежинки, шарики, яблочки заснеженные, снегирьки живут, а летом ромашки расцветают и земляника растет. Вот такое чудо! Возле елочки два трона резных и таких же волшебных, как и все в этом Доме. Один для Дедушки Мороза, другой для внучки-Снегурочки (когда приезжает погостить) и для Вас гости.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Сказка круглый год
- Только в сказке Морозовой сходятся разом все четыре времени года и бывает это по особым праздникам. Здесь, в этой комнате, чередой они пред вами пройдут. Зима-матушка порадует сказкой Нового года! Весна-красавица Масленицей да фестивалем детских театров моды «На полянах Деда Мороза». Летом красным распахивает свои ворота Волшебная Вотчина для выпускников детских садов и школ. Июль жаркий начинается с Праздника Лаптя. В августе месяце созывает в Вотчину Деда Мороза гостей Матрёшка русская! Не успеют летние праздники затихнуть, а к нам уже Осень-сударушка идёт. В октябре месяце собираются в Вотчине сказочной самые весёлые и находчивые ребятишки на Фестиваль школьных команд КВН «Мы доброй сказке сердца откроем». А как первый снежок землю покроет, приезжают в сказку гости заморские, волшебники добрые на самый главный праздник – День рождения Деда Мороза!
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Комната елочек
В этой комнате круглый год новый год, ёлочки самые разные. Дети и взрослые ежегодно удивляют Деда Мороза своими работами, которые присылают на конкурс «В ожидании чуда». Какие материалы только не используют ребятишки: пуговицы, макароны, шишки, палочки от эскимо, зубные щетки и пр. А из какого материала вы бы смастерили свою поделку? (Ответы детей)
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Кладовая сказок
Хранятся сказки в этой комнатке. В каждом домике они есть, за каждым сугробом особая сказка лесная живет, кого повстречает, того и поучает. Вы туда загляните и всё сами увидите.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Обсерватория
В этой комнатке Дедушка Мороз любит вечера проводить - мечтать да на звезды любоваться. Как и положено есть здесь самый настоящий телескоп. Секрет вам открою: следит за ребятами в него, как они себя ведут, много ли добрых дел вершат. А еще в обсерватории каждый гость может загадать свое самое заветное желание и если оно доброе, то непременно сбудется.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Сказочная-предсказочная комната.
Вокруг Деда Мороза всегда много ребятишек, читает он им сказки разные. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее - от плохого, поучает, дает советы. В любой сказке есть предметы, которые помогают совершать доброе волшебство. Аленький цветочек, молодильные яблочки, сапоги-скороходы, перо Жар Птицы – эти и многие другие необычные предметы вы сможете отыскать в Сказочно-предсказочной комнате.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Лаборатория
Эта комнатка самая секретная в тереме – именно здесь Дедушка Мороз занимается своей сказочной научной деятельностью. Есть в лаборатории волшебный шар, от которого заряжает Зимний Волшебник свой посох, чтобы зажигать огоньки на елочках. Здесь же Дедушка Мороз создает снежок, которым укрывает наши города и села, здесь же всем желающим открывает маленький секрет: как создать снежинку, которая не боится тепла и не тает.
Воспитатель: Дети, хоти я научу вас делать настоящий снег, который не будет таять. (ответы детей)
Тогда пройдем к столам и смотрите внимательно. Отличный самодельный снег получается из пены для бритья и соды. Их нужно смешать в соотношении 1,5:1 (полторы пачки соды на баллончик пены). Ингредиенты постепенно и одновременно насыпаются в глубокую ёмкость, тщательно перемешиваются. Можно добавить блесток. Смесь должна остыть в холодильнике 5-7 минут, после этого готова к использованию. Из пенно-содового снега можно лепить настоящие снежки. Возьмите его в руки. Скажите какой он ? Лепится или нет? Хрустит как настоящий снег? (ответы детей).
Воспитатель - правильно, мы получаем прохладную, напоминающую снег субстанцию, из которой и впрямь лепятся снежки и снеговики. Снеговика мы с вами слепить после путешествия по резиденции Деда Мороза. Согласны. (Ответы детей).
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Библиотека
К книгам у Деда Мороза особый почет, поэтому есть в его тереме резном целая сказочная библиотека. Собраны книги в ней из всех уголков земли-матушки. Про любой город они знают-ведают. Даже сам Дедушка Мороз пробовал книги писать: «Морозные новости», «Своим умом», «Сказ о том, как молодожены в гости к Деду Морозу приезжали» и многие, многие другие. Заинтересовались? Приезжайте в гости, библиотека Зимнего Волшебника открыта каждому.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Рабочий кабинет
И маленькое дело Дедушка Мороз делает, как большое. Письма разбирает ли, дела важные решает ли, поэтому сказка его славится по всему свету белому. Самым важным занятием является чтение писем. Белобородый кудесник очень внимательно относится к письмам ребят и к их просьбам. Каждый рисунок и каждое стихотворение, присланное в его адрес, не остаётся без внимания. Много интересного в рабочем кабинете Деда Мороза, есть даже сказочные символы, как в любом государстве: герб, гимн и флаг. Символ сказки - снежинка, девиз – «ТВОРИ ДОБРО!»
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Комната друзей Деда Мороза.
В этой комнатке хранятся подарки, которые по доброй традиции преподносят Деду Морозу на День Рождения его сказочные друзья: Снегурочка-внучка из Костромы, Йоло Пуки из Финляндии, молодой морозец Паккайне из Карелии, Кикимора Вятская, Баба Яга из Кукобоя, Чисхан из Якутии и многие другие.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Гардеробная
Дедушка Мороз что щеголь. Нарядов у него великое множество. Трудятся мастерицы в Устюге Великом, в Доме моды Деда Мороза. Именно там мастерицы своими руками, своим талантом и умением создают наряды для Деда Мороза и для его сказочной свиты. У каждого наряда и название свое есть: «Праздничное сияние», «Лунный свет», «Морозное узорочье», «Летнее белоснежье», «Берестяной сказ», «Царский» - всего более тридцати!
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Опочивальня
Опочивальня Зимнего Волшебника особенно красива. Кровать резная деревянная, ручной работы. В изголовье звонко распевают сладкозвучные соловьи, ласково пригревает солнце красное, а в ногах мерцает месяц ясный да звезды частые. Будто гора огромная возвышаются на кровати подушки пуховые. Их всего семь - на каждый день недели своя подушечка. Когда ДМ ложится спать — почивать, подушечки рассказывают ему обо всех желаниях, что вы загадали в самой волшебной комнатке – обсерватории. А вот в праздничные дни гостей много бывает, и чтоб все желания увидеть, отдыхает Дедушка Мороз на самой большой, восьмой подушке – праздничной. Просыпается Дед Мороз утром ранёхонько, зарядку делает, водой ключевой умывается и отправляется в следующую комнатку сил волшебных морозных набираться.
Опишите опочивальню, что вы видите?
Дети: Покрывало морозным узором вышито, подушки сложены пирамидкой, ровно семь – на каждый день недели – своя особенная, есть очень большая подушка – праздничная. Возле кровати, Дедушка Мороз оставляет свои пушистые и теплые домашние тапочки.
Воспитатель: Вы сказал, что покрывало вышито морозным узором, а хотите посмотреть, какие рисунки Дедушка Мороз нарисовал на стекле?
Коммуникативная игра: «Рисунки на стекле» (дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, что они видят)
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Снежный лабиринт
Закружились в этой комнатке хороводы метелей да вьюг снежных, смешались и белизна снегов искристых, и голубизна льдов прозрачных, и синь небес морозного дня ясного. Кто вслед за Дедом Морозом в волшебство это зимнее окунётся, особой бодрости наберётся да добротой сказочной наполниться.
(Возвращаемся назад и направляем курсор на следующую комнату).
Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату: «Комнату желаний». Давайте закроем глаза и, под звон хрустального колокольчика, загадаем желание, и оно обязательно сбудется.
Итогом виртуальной экскурсии будет беседа с детьми по поводу услышанного во время экскурсии и увиденного ими.
Вопросы:
• Что нового узнали?
• Какие названия запомнили?
• Что вам понравилось в нашем путешествии? (Дети, опираясь на слайды, рассказывают, что видели, чем занимались, что нового узнали…)
В ходе использования виртуальной экскурсии были полученные следующие результаты: прослеживается положительная динамика по образовательной области «Познавательное развитие», так в процессе ознакомления с окружающем миром. У детей сформировалось представление детей о доме Деда Мороза.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс усвоения материала более интересным, продуманным, мобильным; дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада
Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада.Социальное партнерство в образовании – совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, к...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка дошкольника
Индивидуальный путь реализации личночтного потенциала ребенка( воспитанника) в образовании и обучении...
Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой
quot;Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя " В.А. Сухомлинский....
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья»...
Мастер – класс для педагогов на тему:"Технология моделирования как средство расширения образовательного пространства дошкольника"
Этот материал повысить уровень компетентности педагогов, в вопросе применения технологии моделирования, через практическую деятельность в образовательном процессе....
Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства дошкольника
Виртуальная экскурсия - позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогает реализовать принципы наглядности и научности обучения, способс...
Условия расширения образовательного пространства формирования культуры здоровья дошкольников
В статье описаны возможности использования социальных, природных ресурсов местности, а также привлечение родителей в образовательную деятельность ДОО с целью формирования культуры здоровья детей. Такж...