Условия расширения образовательного пространства формирования культуры здоровья дошкольников
статья

 Зосимова Наталья Александровна

В статье описаны возможности использования социальных, природных ресурсов местности, а также привлечение родителей в образовательную деятельность ДОО с целью формирования культуры здоровья детей. Также в статье представлена система по формированию  культуры здоровья детей, которая включает в себя пять направлений деятельности. Приведены примеры реализации направлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zosimova_n.a_statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Код УДК 37

«Условия расширения образовательного пространства

формирования культуры здоровья дошкольников»

Авторы статьи:

Зосимова Наталья Александровна

Симонова Елена Анатольевна

Новоорловский центр развития ребенка –

детский сад  «Аленушка»

Россия, Забайкальский край,  гп. Новоорловск

В статье описаны возможности использования социальных, природных ресурсов местности, а также привлечение родителей в образовательную деятельность ДОО с целью формирования культуры здоровья детей. Также в статье представлена система по формированию  культуры здоровья детей, которая включает в себя пять направлений деятельности. Приведены примеры реализации направлений.

Ключевые понятия: культура здоровья, здоровый образ жизни, образовательное пространство.

"Conditions for expanding the educational space for the formation of a health culture for preschool children"

Authors of the article: Natalia Zosimova

                           Elena Simonova

Novoorlovsky child development center – Alyonushka kindergarten Novoorlovsk, Zabaykalsky Krai, Russia

The article describes the possibilities of using social and natural resources of the area, as well as involving parents in the educational activities of preschool institutions in order to form a culture of children's health. The article also presents a system for creating a culture of children's health, which includes five areas of activity. Examples of directions implementation are given.

Key concepts: health culture, healthy lifestyle, educational space.

Культура здоровья детей  дошкольного возраста формируется не сама по себе, это закономерный итог сотрудничества  и взаимодействия взрослого и ребенка. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется ребенок. Как следствие, возникают серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Задача детского сада, как универсальной образовательной системы, помочь ребенку в самом начале обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

Л. Н. Волошина отмечает, что культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [4; 2].

 О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [5; 89].

На наш взгляд, расширение образовательного пространства ДОО, использование социальных, природных ресурсов местности, а также привлечение родителей в образовательную деятельность ДОО будет способствовать эффективному процессу формирования культуры  здоровья детей дошкольного возраста.

Наш поселок находится в окружении гор и лесов, где с северной стороны возвышается сосновый бор, а буквально на окраине поселка из-под седого валуна бьет чудодейственный Аршан - родник с минеральной водой. На склоне гор стоит профилакторий «Родник».

Учитывая выгодное природное расположение нашего поселка, нами продуманы условия расширения образовательного пространства формирования культуры  здоровья детей дошкольного возраста, к которым относятся управленческие механизмы, взаимодействие с социальными институтами поселка, привлечение человеческих, финансовых и материальных ресурсов, а также разработка нормативных документов, дополнительных образовательных программ. На основание вышеизложенного, нами разработана система по формированию  культуры здоровья детей, которая включает в себя пять блоков:

  1. Целевой блок.

2. Методологический блок.

3. Организационно-педагогический.

4. Критериально-диагностический блок.

5. Результативный блок

Внедрение предлагаемой нами деятельности реализуется по трем векторам:

Первый вектор предполагает реализацию проектов внутри ДОО.

Второй вектор включает реализацию проектов в рамках взаимодействия с социальными институтами.

Третий вектор включает реализацию проектов, определяющих содержательную сферу дошкольного образования, формы и методы организации педагогического процесса.

Для более рационального внедрения проекта нами разработана образовательная  программа «Живительные силы природы», которая позволяет использовать силы природы в целях оздоровления дошкольников, развития мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни. Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

В программе выделено пять направлений, каждое из которых реализуется посредством мини-проектов:

1. Лечебно-профилактическое:

- «Сосна-здравница» -  экскурсии в лес как  форма оздоровления и экологического воспитания дошкольников;

- Святой источник «Аршан» - использование минерального источника в оздоровлении и лечебно-профилактических мероприятиях;

2. Эколого-профилактическое:

- «Чудо-горка» - использование лекарственных растений альпийской горки в профилактических мероприятиях ДОУ, формирование у детей нравственной позиции, способствующей воспитанию основ здорового образа жизни и развитие познавательного интереса воспитанников.

- «Здоровячок» - эколого-профилактическая тропа, которая имеет разное покрытие: травяной покров; песчаную поверхность; поверхность с галькой, с разбросанными еловыми шишками, вкопанными деревянными спилами и пеньками и др.

3. Туристическое:

- «Юный турист» - разработка туристических маршрутов с использованием спортивного оборудования;

- «Крепыш» - разработка образовательных терренкуров на территории ДОУ.

4. Физкультурно-спортивное:

- Мини-стадион «Спортландия»  - создание мини-стадиона для полноценного  проведения физкультурных занятий на открытом воздухе, спортивных игр, соревнований, в том числе семейных.

5. Информационно – методическое - подразумевает информационное сопровождение проекта

Наиболее значимыми результатами реализации проекта выступают:

- Сформированность культуры здоровья у детей дошкольного возраста;

- Повышение профессиональной компетенции педагогов и педагогической культуры родителей;

- Оснащение образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Результаты данного проекта могут быть полезны методистам ДОО в формировании культурных способов деятельности детей.

Список литературы:

  1. Волошина Л. Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение − педагогический колледж / Волошина Л.Н. – Б.: БелГУ, 2005. − 356 с.
  2. Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методические рекомендации / МихееваЕ.В. - М.: Владос, 2009.- 108 с.
  3. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья − важнейший компонент народного образования  // Здоровьесберегающее образование. − 2013. - № 1(29). − С. 88–94.
  4. Арсенова М.А., Тимошина Е.И. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в системе развития ребенка дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-sisteme-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 01.10.2020г).
  5. Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompleksnogo-ispolzovaniya-zdoroviesberegayuschih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-ucherezhdenii-na (дата обращения 02.10.2020г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...

проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников

Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников...

Тема: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".

Процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:- использование активных методов обучения;- включение детей в ...

Формирование культуры здоровья дошкольников посредством игровых технологий

В методической разработке представлена подборка игр по здоровьесбережению. Прописаны требования к подбору игр по ЗОЖ. Все игры и игровые упражнения классифицированы. Так же представлен опыт ДОУ в рабо...

Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...