Проект для старшей группы "Моя семья - моя Россия!"
проект (старшая группа)

Серегина Татьяна Сергеевна

Данный проект предназначен для воспитанников дошкольного возраста от 5 до 6 лет, который позволит показать ценность семьи и уважение ко всем членам семьи, а также сплотит  коллектив  детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ Кашира

Московская область

ПРОЕКТ

«Моя семья – моя Россия!»

Автор проекта:

Серегина Татьяна Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность проблемы
  2. Аннотация проекта

 2. Этапы реализации проекта

 3. План работы по реализации проекта

 4. Перспективное планирование работы с детьми

 5. Список литературы

 6. Приложения

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность проблемы

«Семья - источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе»  

 (О. В. Токмакова)

Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моя Россия!». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема:  

  1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
  3. Разобщенность между семьей и детским садом.

1.2. Аннотация проекта                                                                                           

Данный проект предназначен для воспитанников дошкольного возраста от 5 до 6 лет, который позволит показать ценность семьи и уважение ко всем членам семьи, а также сплотит  коллектив  детей, педагогов и родителей. 

Проект разработан с учетом нормативно - правовой базы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепция дошкольного воспитания.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Конституция РФ.

5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности (внедрение проектного метода), наряду с системой работы ДОУ по нравственному воспитанию дошкольников. Создание проекта позволит совместно с родителями и детьми реализовать разнообразные формы работы, которые помогут детям понять главный смысл слов «Моя семья».

Вид проекта: творческий, информационно - исследовательский

Тип проекта:

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный 

По целевой установке: самореализация

Участники проекта:

  • заведующий ДОУ
  • старший воспитатель
  • дети старшего дошкольного возраста
  • родители воспитанников
  • воспитатели группы
  • музыкальный руководитель

Цель проекта: 

Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и семье.

Задачи:

Для детей:

  • Расширить представление детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
  • Формировать умение проявлять заботу о родных людях.
  • Развивать у детей внимательность и заботу к членам семьи.
  • Развивать у детей гордость за членов семьи.
  • Воспитывать у детей чувство привязанности к членам своей семьи.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Для родителей:

  • Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

            Образовательный:

  • Сформировано у детей представление о семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи;
  • Вовлечены родители в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;
  • Обогащены детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

Развивающий:

  • Развито у детей чувство любви и уважения к членам своей семьи.
  • Развито у детей внимательность и забота к членам семьи.

 Воспитательный:

  • Сформирована гордость и привязанность к членам семьи.
  • Сформирована культура поведения у детей и родителей в процессе работы над проектом;

       

Социальный:

  • Повысился нравственный уровень развития родителей, общая культура и компетентность;
  • Повысилась степень участия родителей в воспитании своих детей;
  • Повысилась педагогическая культура родителей и установилась с ними доверительные и партнерские отношения.
  • Создано единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи;
  • Повышено мотивация для совместной творческой деятельности с детьми дома.
  • Установлены партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.

Форма и методы реализации проекта:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки детских и семейных рисунков, фотовыставки;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.
  • Опрос детей.
  • НОД и беседы;
  • Сюжетно - ролевые.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Анкетирование родителей.
  • Приглашение родителей к сотрудничеству.

Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях:

  • Работа с воспитанниками:

- диагностика (выявление уровня знаний детей о семье; о родственных отношениях, традициях семьи);

      - совместная деятельность взрослого и ребенка;

      - организованные формы обучения на занятиях;                                                                                        

      - самостоятельная деятельность ребенка;

      - чтение художественной литературы;

      - слушание музыкальных произведений;

      - сюжетно – ролевая игра;

      - конкурсы и выставки творческих работ.

  • Работа с родителями

- анкетирование;

- памятки для родителей;

- консультации;

- папки - передвижки, в которых содержится материал по семье;  

- родительские собрания;

- совместное творчество детей и родителей (поделки, рисунки и т.п.);

- конкурсы, выставки творческих работ детей и родителей;

- изучение опыта семейного воспитания «Рассказы о своей семье»;

- круглый стол.

  • Работа с педагогами:

- Занятия обучающего семинара;

- Презентация передового опыта работы ДОУ района по данной проблеме;

- Консультации для педагогов  по проблеме;

- Выставка игровых и дидактических пособий;

- Презентация материалов для родителей;

- Научно-методическое обеспечение педагогов;

- Разработка критериев, диагностических карт для детей;

- Отчет воспитателей о ходе реализации проекта. 

Ресурсное обеспечение: 

1. Уголок для родителей.

2. Наглядный материал:

- иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, художественная литература, энциклопедии.

- Выставки книг, поделок, рисунков;

 - картотека сюжетно – ролевых игр;

3. Методический инструментарий.

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

4. Техническое оснащение:

- Подбор изобразительного материала для продуктитвной деятельности;

- Создание условий для провидения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);

- Подбор дидактических игр.

Все это позволяет педагогам:

 - Совершенствовать методы и формы работы с детьми по нравственному воспитанию детей;

- Повысить профессиональное мастерство;

- развить эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, формирование навыков контроля и самоконтроля;

- стимулировать детскую активность и познавательность;

- Внедрить в образовательный процесс инновационные технологии;

- Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьями воспитанников;

- Пополнить предметно - развивающую среду в группе;

2. Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

1

2

3

4

I. Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы  по значимости  семьи для ребенка.

- Изучение нормативно-правовой базы

- Анкетирование родителей по проблеме

- Изучение и подбор литературы, материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями.

Август

сентябрь

сентябрь

Воспитатель

воспитатель

воспитатель

II. Организационный

Цель: составить программу проекта  взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи: оценить возможности субъектов проекта; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия (мотивационные, организационные, нормативно-правовые, программно-методические, информационные, материально-технические)  по нравственному  воспитанию.

Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, и её происхождении.

- Выявление уровня знаний у детей о семье и её происхождении.  

- Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности.

- Обеспечение условий для реализации проекта.

- Налаживание взаимодействия с родителями.

сентябрь

В ходе    реализации проекта

сентябрь

воспитатель

воспитатель

воспитатель

III.  Основной           (практический)

Цель: Организация работы по реализации проекта

Задачи:  подбор инновационных методов работы по нравственному воспитанию; повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей; использование активных форм организации детей.

- Внедрение в образовательный процесс эффективных инновационных технологий;

 - Совершенствование предметно - развивающей среды в ДОУ;

- «Родительский всеобуч» (педагогическая культура  родителей, установление с ними доверительные и партнерские отношения);

- Организация работы обучающего семинара для педагогов ДОУ;

- Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьями воспитанников

Сентябрь -май

Сентябрь -май

В ходе    реализации проекта

В ходе    реализации проекта

воспитатель

воспитатель

воспитатель

Старший воспитатель

воспитатель

старший воспитатель

IV. Аналитический

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных результатов и итогов работы.

Анализ и обработка промежуточных результатов по реализации проекта

Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

 

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

январь  

Май

Май

воспитатель

Старший   воспитатель

воспитатель

старший   воспитатель

V.  Заключительный 

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи по  нравственному воспитанию.

Задачи: представить опыт  районному педагогическому сообществу.

- Организация работы семинара для педагогов и  руководителей ДОУ района, презентация проекта.

- Обобщение и распространение педагогического опыта по данной теме.

- Внедрение в работу ДОУ района.

Май

сентябрь

Заведующий, старший   воспитатель

воспитатель

Директор УМЦ, заведующий

старший   воспитатель

воспитатель

3. План работы по реализации проекта

Содержание мероприятий

Ответственный

Срок исполнения

I. Учебно – методическое обеспечение 

1.

Приобретение методической литературы, наглядного и демонстрационного материала, пособий

Старший воспитатель

В течение года

2.

Пополнение техническим инструментарием, необходимым для работы с детьми

Воспитатель

октябрь

3.

Пополнение  картотеки «Сюжетно – ролевые игры»

Воспитатель

В течение года

4.

Пополнение и обновление уголков творчества в группах.

Воспитатели

в течение года

5.

Оформление информационного стенда для родителей.

Воспитатели

в течение года

II. Организационная работа

1.

Ознакомление педагогов с целями, задачами, этапами реализации проекта,  его содержанием.

воспитатель 

Сентябрь

2.

Консультация «Нормативно – правовая база по реализации проекта».

воспитатель

Сентябрь

3.

Ознакомление педагогов с методической литературой по организации работы по нравственному развитию.

воспитатель 

в период проведения

4.

Оформление стенда «Для вас, родители».

воспитатель

сентябрь

III. Работа с педагогическими работниками

1.

1.1

Работа «Школы педагога» с воспитателями:

Консультация  «Семья и семейные традиции».

воспитатель

 

Сентябрь

1.2

Консультация  «Взаимодействия ДОУ и семьи».

воспитатель

Октябрь

1.3

Консультация «Семейные праздники».

воспитатель

ноябрь

1.4

 Семинар – практикум

«Роль семьи в жизни ребенка».

воспитатель

Январь

1.5

Мастер - класс для воспитателей   «Творческая мастерская».

воспитатель

Февраль

1.6

Открытые  занятия:

Темы:

1.  «Я творю …»

2. «Моя семья».

3. «Мы вместе».

Воспитатель

Ноябрь Февраль

Апрель

1.7

Оформление  выставок методической литературы и пособий

воспитатель

Декабрь

IV. Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей на тему: «Взаимодействие детского сада с семьей».

Воспитатель

Сентябрь

2.

Проведение родительского собрания на тему: «Роль семьи в жизни ребенка».

воспитатель

октябрь

3.

Оформление папок - передвижек  «Советы родителям по воспитанию детей».

Воспитатель

В течение года

4.

Консультация  «Роль семьи в воспитание ребенка»

Воспитатель

октябрь

5.

Тестирование для родителей: «Какой вы родитель?»

Воспитатель

ноябрь

6.

Консультация  «Развития творческой личности в семье».

Воспитатель

декабрь

7.

Семинары практикумы  «Семья и семейные ценности» 

воспитатель

январь

8.

Консультация  «Как организовать в семье досуг».

Воспитатель

февраль

9.

Мастер-класс «Умелые руки»

воспитатель

март

10.

Консультация  «Традиции моей семьи»

Воспитатель

апрель

11.

Пополнение уголков для сюжетно – ролевых игр

Воспитатель

 

В течение года

V. Совместная деятельность родителей и детей

1.

Открытые занятия:

1. «Осенний пейзаж»

2. «Я творю…»

3. «Символ года»

4. «Веселый клоун»  

5. «Мирное небо»              

воспитатель

В течение года

2.

Развлечения  

1. Спортивный праздник «Праздник здоровья» (с участием родителей)

  2. Семейный досуг «Семью семь».

  3. Развлечение «Папа, мама, я – отличная семья».

4. «Телепередача «Моя семья» (с участием родителей)

Воспитатель, члены родительского комитета

В течение года

3.

Выставки творческих работ с родителями

1. «Осенние фантазии»

2. «Генеалогическое дерево»

3. «Моя семья»

4. «Времена года»

5. Конкурс семейного творчества «Мастерим семьей»

воспитатель

В течение года

май

4.

Изучение опыта работы семей.

Воспитатели

В течение года

VI. Работа с воспитанниками

1.

Организация работы по ознакомлению детей с семьей, родственные отношения, профессии членов своей семьи согласно проекта

Воспитатели

В течение года

2.

 Проведение с воспитанниками  тематических досугов и развлечений

воспитатель музыкальный

 руководитель

В течение года

3.

Организация выставок детского творчества

воспитатель

В течение года

VII.   Методическая работа

1.

Контроль организации работы по проекту

Заведующий, старший воспитатель

1 раз в квартал

2.

Обзор литературы по теме проекта

старший воспитатель

в течение  года

3.

Подбор и систематизация игр по развитию творческого воображения, мышления, фантазии

воспитатель

в течение года

4.

Оформление выставки в методическом кабинете

Старший воспитатель

сентябрь

5.

Организация открытых просмотров

старший воспитатель

1 раз в квартал

6.

Пополнение методического кабинета и групп методической литературой и наглядными пособиями                  

старший воспитатель

в течение года

7.

Подбор конспектов занятий, развлечений и досугов по нравственному воспитанию

воспитатель

в течение года

  1. Перспективное планирование работы с детьми

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное

развитие

  • Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
  • Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
  • Литературная викторина «В какой сказке встречаются семьи».
  • Познавательные занятия: «Состав семьи», «Семь Я», «Работа моих родителей»,  «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
  • Заучивание пословиц семье.
  • Отгадывание загадок о семье.

Социально -  коммуникативное

  • Тематические занятия: «На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя семья».
  • Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие -  родные, друзья, соседи».
  • Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
  • Составление рассказов из личного опыта на тему: «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Много у бабушек с нами хлопот», «Чем можно порадовать свою семью», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
  • Совместное творчество детей  и родителей по темам проекта.
  • Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы».
  • Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы»,  «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».
  • Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»
  • Игры-драматизации по сказкам: В.Осеева «Обычная старушка»,  
  • Инсценировки: «Три мамы», «Сказка для мамочки».

Художественно – эстетическое развитие

  • Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Генеалогическое древо семьи», «Моя семья».
  • Аппликация;  «Украсим фартук для мамы», «»Цветы в подарок».
  • Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы».
  • Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».
  • Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным, сотрудникам детского сада.
  • Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы любим трудиться», «Наши занятия».
  • Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние  работы».
  • Плоскостное  моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

 

Речевое развитие

  • Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
  • Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие

  • Физкультминутка «Семья».
  • Подвижная игра «Кувшин доброты».
  • Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Чтение художественной литературы

  • Чтение произведений: С.Капутикян  «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья»,  А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения  Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
  • Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня» и другие.
  • Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье.

  1. Список литературы

1. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007.

2. Колентьева О., Калемуллина С. «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.

3. Журнал «Дошкольное образование» №7 2009, №2 2010

4. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005

5. «Книга для чтения в детском саду и дома» составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008

6. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.

8. Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

9. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М., Педагогическое общество России, 2006.

10. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: - М.: Т.Ц. Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Ознакомление старших дошкольников с историей России"

В этом проекте представлены темы занятий по развитию речи. экскурсии, продуктивные виды деятельности по данной тематике; дидактические и ролевые игры....

Проект в старшей группе «Моя страна — Россия»

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и граждани...

Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе "Матрешка - душа России"

Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Р...

Проект в старшей группе "Наша Родина-Россия"

Тема проекта: "Наша Родина - - Россия"Тип проекта: Информационно-исследовательский-творческий.Сроки реализации: краткосрочный....

Проект в старшей группе по теме: «Россия – родина моя».

Цель проекта:- формирование и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символахЗадачи проекта:-познакомить детей с различными традициями и культу...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...

Патриотический проект в старшей группе «Моя Родина – Россия» (посвященный дню флага) Срок реализации 1 неделя

Расширить познания дошкольников об истории государственного флага, культуре и традициях родной страны. Ведь проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из...