Проблемы родителей в воспитании детей с нарушениями речи.
консультация

Волкова Светлана Николаевна учитель-логопед

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы родителей в воспитании детей с нарушениями речи.

(консультация для родителей)

Учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

Волкова Светлана Николаевна

ГБОУ СОШ №7 СПДС «Дружные ребята» г. Жигулевска  г.о. Жигулевск Самарской области

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие,  очень тяжело его переживают, так как осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Дети с нарушениями речи почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту. По этому критерию дети делятся на 2 группы:

1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;

2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:

  • сравнение своей речи с речью других детей;
  • насмешки детей над дефектом речи ребенка ,
  • укоры родителей и близких родственников и т. д.

Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть:

- неосознание своего дефекта;

- отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;

- попустительское отношение родителей к дефекту ребенка.

Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь  – это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).

Как известно, существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты, как алалия, анартрия, тяжелые варианты дизартрии и т. д.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако,  близкие аномального ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.

Отмеченная психологическая ситуация, носящая подчас глубоко драматический характер, ставит вопрос о трансформации всех семейных отношений. Недаром американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо высказал мысль, правильность которой впоследствии была подтверждена многочисленными наблюдениями: «В любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место искаженный брак». При этом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за ребенком и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка. Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие-либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче справиться с новой бедой – появлением аномального ребенка. Однако для всех рождение ребенка с особыми потребностями в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия.     Литература

  1. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2001.
  2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.- М., Просвещение, 1973.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А. В.  – М.: Просвещение, 1977.
  4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.-  М., 1961.
  5. Дмитриева И.Ю. Взаимодействие логопеда и родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Самара,  2006.
  6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. ...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника Проблемы и особенности социализации детей с нарушениями речи

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, сп...

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.  ...

Консультация для родителей" Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"

>Музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на реш...