Консультация для родителей" Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_muzykalnogo_vospitaniya_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 20.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи
Задачи музыкального воспитания:
Музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:
1. Оздоровить психику: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализовать психические процесы и свойства; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
3. Укрепить, тренировать двигательный аппарат; развивать равновесия, свободы движений, снять мышечное напряжение, улучшить ориентировку в пространстве, координация движений, развивать дыхания. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
4. Исправить ряд речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.
Слушание музыки
является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
Исполнительство:
Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:
- развитие внимания и памяти;
- развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);
- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);
- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
- развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением
способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности.
Творчество –
как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.
Логоритмика
– одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Нейродинамическая ритмопластика –
это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии. Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание.
Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры. Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов – слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.
Занятия по ритмопластике способствуют:
- речевому развитию;
- укреплению здоровья, выработке правильной осанки;
- укреплению и развитию мышечной системы;
- улучшению координации;
- развитию чувства ритма;
- коррекции и совершенствованию у ребенка психических процессов: восприятия, внимания, разных видов памяти; зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез.
В связи с особыми потребностями детей логопедических групп, музыка дляних является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.
Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на барабане, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.
Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).
Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.
Литература: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Санкт – Петербург. 2000.
2. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., Изд. «Гном и Д», 2002. 3. Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. М., 1994.
4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. «Детство – пресс».1999.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР. СПб. «Детство-пресс» 2001.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. «Гном-Пресс» 1999.
7. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Ж. «Музыкальный руководитель» №3 2005.
8. Смирнова С. Б., Тихонова О. А., Полетаева Н. А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи...
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
Консультация для педагогов в ДОУ...
Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи
консультация...
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
Материалы для работы в группах компенсирующей направленности и с детьми ОВЗ....
Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"
quot;Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"...
Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"
Предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей логопедических групп...
Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"
Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"...