Соавторство родителей и педагогов как важное условие успешного воспитания детей с нарушением речи
консультация по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Соавторство родителей и педагогов как важное условие успешного воспитания детей с нарушением речи.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и, казалось бы, в благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?».
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т.д. Это травмирует психику детей.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, мы решили более подробно рассмотреть и проанализировать ее особенности.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным.
Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. У логопеда встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания при этом выясняются следующие факторы:
- жилищные условия семьи;
- возраст, образование матери и отца ребёнка;
- супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
- состав семьи и структура родственных связей ;
- полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
- поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребёнком) и др.
Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. Очень важно, чтобы знакомство семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников. Скорее всего, в таких случаях возникнет настороженность и напряжённость в отношениях. Если же педагогу удастся искренне и с пониманием отнестись к чувствам и мнениям родителей, вести разговор на равных, “вслушиваться” в происходящее между ним и конкретным родителем, не рассчитывая на то, что родители будут во всём соответствовать его ожиданиям, вероятнее всего, произойдёт некоторое сближение в признании и понимании потребности и трудностей друг друга.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы. Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.
Нужно показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий. Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.
Логопед, как специалист, хорошо знающий специфику дефекта и пути его преодоления в коррекционной работе, должен хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы.
Неадекватное отношение родителей к ребенку возникают как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда - ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...
Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»
Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...
Проект на тему: «Развитие графомоторных навыков, как важнейшее условие успешной подготовки детей с ОНР к обучению в школе». Творческое название: «Ум на кончиках пальцев».
Данный проект разработан и внедрен в практику в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....
Консультация для педагогов «Воспитание детей, имеющих нарушения речи»
Консультация для педагоговТема: «Воспитание детей, имеющих нарушения речи» В настоящее время отмечается рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это является довольно серь...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...
Профессиональные компетенции педагогов- как важнейшие условия успешной реализации ФОП ДО
Профессиональные компетенции педагогов- как важнейшие условия успешной реализации ФОП ДО...