Пояснительная записка к самоанализу педагогической деятельности.
материал (старшая группа)

Фандеева Елена Анатольевна
Пояснительная записка к самоанализу педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к самоанализу педагогической деятельности.

                  «Познание начинается с удивления»

Аристотель

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой , дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и  обязательно! -активным, думающим ,способным на творческий подход к любому делу.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения.

Это требует от дошкольных учреждений совершенствования воспитательно-образовательной работы. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им  определённую систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

Главная особенность современного мира его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас и от взрослого, и от ребёнка-проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью моей  работы является развитие личности ребёнка, развитие навыков познавательной активности. Идея использования данной темы в работе нашего дошкольного учреждения возникла с приоритетными направлениями развития образования в России.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий. Во-первых,  анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать выводы о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней не однозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения. Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении окружающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода. Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. Важно помнить, что дошкольникам присуще наглядно- действенное  и наглядно- образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», ФГОС ДО, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс), обязано обеспечить: индивидуализацию для каждого ребенка; условия для самоопределения и самореализации личности детей; условия для детской инициативы и самостоятельности. Нам педагогам, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, следует привлекать детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт. Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В современной педагогике накоплен значительный материал по организации проектно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, который я использую в своей работе. Результаты мониторинга педагогического процесса в нашем ДОУ подтверждают, что системно организованная познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников способность к саморазвитию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, таким образом, является одним из эффективных средств реализации требований ФГОС ДО.  Экспериментальная деятельность имеет огромное значение для развития личности  для детей ,у них формируется интерес  к экспериментированию ,могут видеть и выделять проблему ,умение планировать деятельность  ,  анализировать  и делать выводы , умозаключения ,повышается познавательная активность , любознательность , развиваются мыслительные операции , упорство в достижении цели, умение доводить начатое дело до конца.

В силу актуальности данной темы и реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно выполнить без взаимодействия семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом .В индивидуальных беседах ,консультациях , на родительских собраниях  , через различные виды наглядной агитации , убеждала родителей в необходимости повседневного внимания и стремления ребёнка узнать новое , самостоятельно выяснить непонятное , вникнуть в суть предметов и явлений . Родителям было предложено заполнить анкеты, что позволило выявить их отношение к экспериментальной деятельности детей , активнее привлекать родителей к работе в детской лаборатории, наметить пути оказания помощи при проведении экспериментирования в домашних условиях. Проведя анализ анкет выяснилось:50% родителей отметили, что больше всего экспериментальная деятельность проявляется игре, рисовании ,в играх с водой и песком;45% ответили ,что дети часто экспериментируют дома, 5% участвуют  в экспериментировании  вместе с ребёнком. Из этого следует сделать вывод, что родители поддерживают познавательный интерес детей .

 Использую разные формы  работы с родителями :семинары –практикумы , конкурсы , выставки , Дни открытых дверей , оформление наглядного материала , консультации , приобщение к совместной деятельности  , беседы, круглые столы. В 2015 году родители были приглашены на День открытых дверей, в 2016 году было проведено открытое занятие, на котором присутствовали родители. На родительском собрании дети самостоятельно провели мастер –класс  , чем вызвали у родителей восторг уровнем знаний  в исследовательской деятельности, и неподдельный интерес к экспериментированию. Мною создана папка по работе с родителями, в ней собраны результаты анкетирования  родителей, консультации для родителей. Но все формы работы основываются на сотрудничестве. Работу провожу в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребенок – родитель. Но прежде чем начать работу с родителями для себя узнала, образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.

В силу актуальности данной темы и реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Актуальность темы

Актуальность времени обусловила необходимость использования новых педагогических технологий в экспериментальной деятельности дошкольников. Любая современная  педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, в сочетании традиционных форм работы прошлого и нового. В  своей работе по экспериментированию развитие личностных качеств ,занимает ведущее место. Чтобы повысить мотивацию дошкольника к исследовательской поисковой работе, познавательный интерес, задействовать чувственную сферу, использую разные типы педагогических технологий : личностно-ориентированную ,развивающую ,проблемную, игровую. Хотелось бы более подробнее рассказать о технологии личностно –ориентированного обучения ,я применяю её в своей работе .Она строится по принципам общения на равных, положительного интереса детей к  совместной деятельности, мои дети имеют право на собственное мнение , они не боятся ошибиться  , обучение детей строится на игровых формах. Данной технологии свойственны гуманность , доверительный тон общения с воспитанниками. Участие ребёнка в экспериментах воспитывает чувство  сопереживания. .Ребёнок  учится бережно обращаться  с  природой. Основу поисково-исследовательской деятельности составляет технология развивающего обучения .Исследовательский и экспериментальный виды деятельности активно сочетаются с принципами проблемного обучения .

В работе  применяю  игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно- дидактические и состязательные игры. Игры позволяют развивать у ребёнка самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем.

Использование экспериментов ,опытов и других форм исследовательской деятельности  в ДОУ является эффективной формой работы в воспитании экологической культуры. Работу по внедрению экспериментирования начинала с создания предметно- развивающей среды , которая позволяла  бы обеспечит каждому ребёнку развитие его способностей. В предметное окружение приобретено  оборудование ,необходимое для проведения опытов .Важным аспектом в создании предметно-развивающей среды является создание экологических пространств для экспериментирования: уголок опытов, мини-лаборатории, огорода  на окне и др. Для совместного и самостоятельного поиска ответов на вопросы из различных областей знания в группе создана научная мини- библиотека, в которой представлены разные издания детских энциклопедий. При систематической работе по организации опытов и исследований  в группе , а также при сотрудничестве с семьями воспитанников , дети моей группы могут видеть проблему, озвучивать её ,самостоятельно строить предположения ,выбирать средства и способы действий , самостоятельно проводить исследования. Озвучивать результаты исследования  и делать выводы. Самостоятельно фиксировать результат эксперимента.

Заключение

Проанализировав результаты своей работы, я увидела, что дети с удовольствием отдают предпочтение экспериментированию. Дети стали более дисциплинированными и аккуратными, получают огромное удовольствие , рассказывая родителям о своих исследованиях. Использование образовательных технологий  достигли ожидаемого результата : дети быстро включаются  в активный познавательный процесс, самостоятельно пользуются материалом , ставят цели и находят пути  её достижений , у детей расширился кругозор , проявляется поисковая активность и умение извлекать информацию об объекте. Я уверенна , что полученные знания они смогут применять и на уроках в школе, так как приобретённые навыки должны стать фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений дошкольников. Главный результат –приобретение опыта самостоятельной , творческой , исследовательской работы.

Перспектива дальнейшей работы:

  • Продолжать работу по всем направлениям  воспитательно- образовательного процесса.
  • Создать оптимальные условия для развития каждого воспитанника.
  • Искать новые способы создания предметно- развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности. Описание работы воспитателя за межаттестационный период....

Пояснительная записка к презентации педагогического опыта

В работе дается краткое описание моего педагогического опыта в сфере дошкольного образования...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Представлен  результат педагогической деятельности...

Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Осуществление деятельности по здоровьесбережению »

  Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: ...

Пояснительная записка к презентации "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"

Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....