Пояснительная записка к презентации "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"
материал
Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации
«Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников»
из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада № 54 Киселевского городского округа
Чуплыгиной Любови Сергеевны
№ слайда | Описание слайда | Текст выступления |
1 | Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада № 54 Киселевского городского округа Чуплыгиной Любови Сергеевны | Приветственное слово. |
2 | Обоснование темы Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей, обеспечивая кроме познания детьми социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, адаптируя детей к социальной среде. | «Все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии и часто забываем о том, что знакомо с раннего детства, — о сказках. Они нам кажутся уже пройденным материалом. На самом деле сказки таят в себе много неожиданных открытий». |
3 | Актуальность темы
| С помощью сказок воспитатели могут не только организовать досуг детей, но и решить задачу ФГОС – создание условия для позитивной социализации. Особенно это касается авторских педагогических сказок. |
4 | Авторская сказка - это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее одного или нескольких авторов. Авторская сказка может быть написана на основе народного сказочного сюжета или иметь оригинальный авторский замысел. В сказке, написанной автором, подробно и детально описываются характеры, внешность героев, их переживания и чувства. Автор показывает свое отношение к персонажам, событиям, происходящим в сказке. Каждый автор создает свой неповторимый, сказочный мир. | Негативная социализация сопровождается излишней строгостью к детям, а позитивная социализация основана на получении детьми нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным эмоциям. Для этого воспитатель должен использовать методы и приемы, которые обеспечивают эмоциональное благополучие дошкольников. Авторские педагогические сказки относятся к современным педагогическим технологиям. Их содержание имеет нравственно-познавательный характер. С помощью сказок воспитатель ненавязчиво, без нравоучений, может регулировать поведение ребенка. |
5 | Цели:
| Зачем воспитателю самому писать сказки? Не все сказочные сюжеты содержат прямое нравоучение. Не всегда быстро и легко найти сказку, которая поможет обсудить с дошкольниками определенную нравственную проблему. Когда педагог сам пишет сказку, он создает нужную социальную ситуацию, которая демонстрирует последствия плохого или хорошего поведения. Он разворачивает историю, в которой ребенок мог бы оказаться сам. Дошкольники во время обсуждения сказочного сюжета имеют возможность оценить поступки героев, выбрать конструктивный стиль поведения, научиться осознанно, проявлять чувства к окружающим. |
6 | Решение детских проблем с помощью педагогических сказок
| Дети не умеют посмотреть на себя со стороны и сами не догадываются, что поступают неправильно или неосторожно, а прямые указания, и упреки со стороны взрослого только мешают ему правильно себя вести. Сказка же дарит удобный сигнал, которым можно сообщить об оплошности, не задев детской гордости. И есть особые сказки, которые не воспитывают, а просто создают у ребенка состояние психологического комфорта. |
7 | Алгоритм сочинения сказки 1. Выделите проблему, которая беспокоит вас или ребенка. 2. Сформулируйте основную мысль рассказа, стержневую идею. 3. Выберите главного героя, похожего на ребенка. 4. Постройте сюжет с ошибочными действиями героя и их естественными последствиями. 5. Выведите сюжетную линию на исправления ошибочных действий и «идеальное поведение» героя. | Чтобы самому сочинить сказку, можно использовать персонажей, сюжетные повороты известных художественных произведений. А если еще и вложить туда поучительную мораль и сделать главного героя, похожим на определенного ребенка, то сказка получится не только интересной, но еще и полезной. |
8 | Алгоритм использования авторских педагогических сказок 1. Прочитать сказку, передать характеры и настроение персонажей с помощью тембра голоса и интонации. 2. Провести беседу по опорным вопросам. 3. Предложить детям пересказать сказку (одному ребенку полностью или несколькими детьми по очереди по частям). 4. Нарисовать с детьми иллюстрации к прочитанной сказке. 5. Ввести в сказку новых персонажей. 6. Придумать другие, обязательно позитивные концовки прочитанной сказки. | Знакомить детей с авторскими сказками лучше во второй половине дня во время, отведенное для чтения художественной литературы. Для этого можно использовать готовый алгоритм. Педагог может ориентироваться на него и использовать свой опыт, проявлять личные педагогические компетенции, вносить изменения и дополнения. |
9 | Дидактический потенциал, содержащийся в педагогической сказке 1. Интеграция информации:
2. Обучение альтернативным формам поведения (например: формам выражения злости, раздражения и фрустрации социально одобряемыми способами). 3. Получение новых знаний (например, как реагировать в той или иной социальной ситуации). 4. Знакомство с новыми правилами (расписание дня, режимные моменты, самообслуживание, правила поведения в саду). | Почему сказки помогают? Сказочная форма в силу эмоционального восприятия и повышенного внимания ребенка к сюжету способствует лучшему запоминанию, тогда как обычные наставления детьми часто игнорируются. Все дети любят сказки и поэтому нам всегда обеспечены заинтересованные слушатели. |
10 | Книга «Уроки сказок» В книге собраны авторские сказки, написанные в сотворчестве «Воспитатель - Родитель – Ребенок» группы «Звездочки». Сказки имеют познавательный характер. Тексты сказок составлены так, что позволяют регулировать поведение ребенка, воздействуя на его желания в усвоении модели позитивных взаимоотношений с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. ФОТО | Результатом осознания значимости, актуальности и оптимальности использования педагогической сказки для нравственного воспитания детей стал конкретный продукт. Этим «продуктом» является авторская «Книга сказок». Важно отметить, что мы привлекли к литературному творчеству и родителей наших воспитанников. Мы рассказали на одном из родительских собраний о том, как используем сказку в процессе воспитания. После чего был объявлен конкурс для родителей: «Сочини сказку для своего ребенка про него же самого». В результате в нашу «Книгу сказок» вошли сказки, сочиненные педагогами, детьми и их родителями. Эти сказки сочинялись на протяжении целого года. Это был чрезвычайно интересный и увлекательный процесс как для взрослых, так и, конечно же, для детей. |
11 | Результативность авторской педагогической сказки:
| Таким образом, педагогические сказки помогают усвоить морально-этические нормы социального взаимодействия, позитивного отношения к миру, учат понимать эмоциональное состояние окружающих людей, воспитывают потребность в сопереживании, доброжелательность. |
12 | Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/20/picture-185552-1469013191.jpg)
«Игровая деятельность, как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
Интерактивная форма работы с педагогическим коллективом. Педсовет - игра. В презентации содержатся игровые задания для актуализации ЗУНов педагогов по теме "Игровая деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094119-1545131678.jpg)
"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094119-1545131678.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию «Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников» на 2018-2019 учебный год
Цель:• Развитие возможностей и склонностей ребенка к успешной самореализации в образовательном пространстве в среде сверстников;• Развитие личностных качеств при освоении ребенком социальных...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1094119-1545131678.jpg)
Представление опыта работы по теме: "Организация образовательного процесса на основе поддержки позитивной социализации дошкольников"
Дошкольное детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, уникальный возрастной период и одновременно особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055483-1536471260.jpg)
Презентация "Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников"
Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064733-1538498687.jpg)
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»
В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....
Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников
Особую значимость в позитивной социализации дошкольников имеет русская народная игрушка, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Е...