Конспекты СООД по формированию основ социального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (средняя группа)

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) указано, что одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Особо подчеркивается важность развития социального и эмоционального интеллектаэмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Низкий уровень социального интеллекта затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению негативных моделей поведения, в том числе и зависимого поведения. Социальный интеллект - вид интеллекта, позволяющий понимать поведение людей и обеспечивающий адаптацию человека в обществе (А.И.Савенкова).  Как и другие способности, умение эффективно общаться с окружающими нужно развивать с детства. Знание структуры социального интеллекта дает понятную подсказку, на формировании каких умений следует сконцентрироваться .Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  1. * предвидение последствий поведения
  2. * умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
  3. * умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
  4. * способность анализировать ситуации взаимодействия людей.
  5. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в...

1. Сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

2. Оценке его деятельности и поведения;

3. Формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

4. Формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект организованной образовательной деятельности                             с детьми среднего дошкольного возраста                                                                       на тему «Домашнее задание Феечки»                                                                       (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Составила воспитатель Разинова Е.Ю.

Задачи: 

1) способствовать развитию умений понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; способствовать самовыражению ребенка.                               2) формировать коммуникативные навыки; навыки оригинального подхода к выполнению творческих заданий;                                                            3)развивать  способность управлять своими чувствами и эмоциями;                4) воспитывать способность к эмпатии.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель просит детей встать парами.

Воспитатель: «Скажите, а когда мы берём другого человека за руку, что это означает?» (Нам хочется дружить с этим человеком. Нам приятен этот человек…)

«А какие эмоции вы при этом испытываете: приятные или неприятные? Назовите приятные эмоции…» (Радость, удовольствие, восторг, удовлетворение…)

«Какие эмоции вы считаете неприятными...» (Грусть, гнев, отвращение…)

Включается мультимедийная установка, но без видеотрансляции.

Воспитатель: «Какие эмоции сейчас испытали.» (Удивление и лёгкий испуг, любопытство)

Воспитатель: «Изобразите на лице удивление, …лёгкий испуг, …любопытство…» (Дети поворачиваются к гостям и изображают мимикой названные эмоции)

На м/м установке начинается видеотрансляция обращения Феечки: «Дорогие друзья, здравствуйте! Я – Феечка - Улыбашка, я учусь в специальной школе для Фей в Королевстве Эмоций. Я старательная ученица, но на каникулы нам задали очень много, поэтому прошу вас- помогите мне справится с заданием. Кстати, для вас это тоже будет полезным: научиться понимать человеческие эмоции по выражению лица. Заранее спасибо! Ах, да, чуть не забыла, корзинку с заданиями доставил к вам Карлсон и поставил рядом с пианино. Ещё раз, спасибо!»

Воспитатель просит кого-либо из детей принести корзинку.

 * Воспитатель: (достаёт из корзинки коробочку №1, открывает, читает задание) «Рассмотреть фотографии, определить какие эмоции сейчас испытывает герой и подобрать подходящую пиктограмму.» (например, ребёнку протягивают игрушку; ребёнок падает в грязь, дети грозят друг другу кулаком…)

Для удобства все картинки крепятся на доске, а пиктограммы раскладываются на столе, а затем приклеиваются.

* Воспитатель: (достает коробку №2) Задание называется «4-ый лишний». Нам нужно рассмотреть выражение лица каждого из 4-х детей на четырех картинках и определить у какого ребёнка мимика выражает другую, не похожую на остальные, эмоцию.

Всего 4-5 конвертов по 4 картинки (например, в конверте могут быть 3 картинки изображения различных форм радости + 1-страх). Картинки также крепятся на доске в один ряд, лишняя, как только определяется, отодвигается вправо.

*Воспитатель: (достаёт коробку №3) Задание «Назови себя»: сейчас из коробки, не глядя надо достать схему и определить эмоцию. Затем каждый из вас назовёт своё имя в соответствии с этой эмоцией, т.е. либо весело, либо гневно, либо испуганно и т.д.

После выполнения данного задания включается мультимедийная трансляция, где Феечка благодарит детей за помощь (во время выполнения заданий детьми на экране демонстрировалось лицо Феечки)

Затем воспитатель просит вспомнить детей, чем же они конкретно помогли Феечке (т.е. рефлексия)

 



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности из области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Учимся общаться».

Воспитатель: Разинова Е.Ю.

Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе расширения представлений о правилах общения, умение реагировать на происходящее посредством мимики, желание дружить, радоваться общению. Воспитывать уважение к окружающим и дружеские взаимоотношения в группе.

Материал: платочки по количеству детей, бумажные листочки кувшинки.

Ход:

Дети входят в группу, в которой на противоположной от входа стороне сидят гости. Ближе к гостям на стуле сидит ребёнок в пол-оборота.

Воспитатель мимикой и жестами подсказывает детям, что надо поздороваться, затем спрашивает:

- Что вы сейчас сделали и зачем? (поздоровались, поприветствовали…так делают вежливые люди, от этих слов человеку приятно…)

- Какие слова приветствия вы ещё знаете? (привет; здорово; хай; как дела; сколько лет, сколько зим; сто лет не виделись…)

- Эти слова произносят в начале или в конце беседы? Да, они как маленький мостик между людьми, они помогают понять хочет ли человек с вами общаться. Ведь если вы сказали кому-то: «Здравствуй», а он сделал вот так (воспитатель скрещивает руки на груди и отворачивается), вы понимаете, что это означает?

Затем воспитатель обращает внимание детей на ребёнка на стуле.

- Как вы думаете, почему Милана так сидит, что могло у неё произойти? (…)

- Может стоит её саму спросить? (воспитатель предлагает одному из детей сделать это). Наверное, стоит изменить имя Миланы так, чтобы оно звучало ласково… (зовут ещё раз). Нет, не реагирует.

- Как вы думаете какое сейчас выражение лица у Миланы? (грустное, печальное, тоскливое) Значит наше лицо может говорить и без слов? Давайте, попробуем поиграть своим лицом (Игра «Платочек». Дети закрывают лицо платком, воспитатель озвучивает событие, дети убирают платок и выражают мимикой эмоции, связанные с данным фактом. Например, съели лимон, соскучились по маме, увидели огромный гриб, угостили конфеткой…)

- Как же поднять Милане настроение, чтобы она захотела поговорить с нами? (дети перечисляют способы, останавливаем внимание на комплиментах)

- Да, сидит наша Милаша, как на островке, одна-одинёшенька, а у меня есть как раз вот такие листочки растения кувшинка. Сейчас попросим (… имя ребёнка) (называет кого-либо из детей, лучше дежурного) добраться до Милаши, но идти надо так: мы говорим комплимент, (… имя ребёнка) кладет листок и встаёт на него, затем опять комплимент и опять шажок к Милане.

- А теперь, ( … имя ребёнка), веди Милану к нам, только смотри, чтобы она не оступилась. А мы будем продолжать говорить приятные слова…

- Вот и пообщались мы сегодня, а теперь предлагаю поиграть в игру «Вежливо – невежливо», напоминаю, если поступок неприятный, то качаем головой, приятный – хлопаем…(например, выпрашивать у друга игрушку, подать девочке упавшую резиночку, есть конфету в группе одному, громко-громко смеяться, когда смотришь мультик, тыкать пальцем в картинки…)

- Скажите, а можно поиграть в эту игру дома? А когда, в какое время? Как попросить об этом маму?

- Вам нравится играть со взрослыми? Вы можете уговорить воспитателей поиграть с вами сейчас? … (дети встают, по возможности, с воспитателем в пару или два ребёнка с одним воспитателем.)

- Игра называется «Дружочек». Хлопну один раз, и вы возьметесь за руки, два раза – возьмете друг друга под ручку, а три – обнимитесь.

Начали…

- Что вам запомнилось сегодня, чем мы занимались? (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Познавательно- исследовательский проект   «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....

Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в процессе игр-путешествий"

В презентации представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у средних дошкольников в процессе игр-путешествий....

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

"Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"

Обобщение опыта работы по теме "Развитие основ социального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр-ситуаций на материале краеведения"...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Формирование основ алгоритмической деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских – народных сказок

Формирование основ алгоритмической деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских – народных сказок...

Формирование основ финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Здравствуйте, уважаемые слушатели.  Слайд № 1Я представляю Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетом по познавательно – р...