Презентация "Формирование основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в процессе игр-путешествий"
презентация к уроку по обж (средняя группа)
В презентации представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у средних дошкольников в процессе игр-путешествий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilina_na.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация по теме: Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде «Необходимо формировать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия» Р. Б. Стеркина
Формирование основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в процессе игр-путешествий Безопасное поведение ребенка в окружающей дорожно-транспортной среде – это интегральное качество личности. Безопасность - это такие условия, в которых находится человек, когда действия внешних и внутренних факторов не влечет отрицательных последствий по отношению к данному человеку. Безопасное поведение - это интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации , видеть пути их устранения, понимать ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.
Условия формирования личного вклада в развитие образования Научно-методические условия 1.Изучение нормативной базы: ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Концепция дошкольного воспитания ( 1989 г.), ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013 г. 2.Изучение психолого-педагогической литературы : Выготский Л.С., Божович Л.И., Поддъяков Н.Н., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. ( сензитивный период для приобщения детей к культурным ценностям , через усвоение норм и ценностей , принятых в обществе, формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности) . Методические условия 1.Наличие методик и технологий по формированию основ безопасности (К.Ю. Белая, Т.Ф. Саулина , Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина , О.Л.Князева). 2.Актуализация развивающих средств формирования культуры безопасного поведения (А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, Н.Н.Поддъяков , Л.С.Выготский ). 3. Квалификационные курсы «Планирование и мониторинг образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». Организационно - педагогические условия 1. Участие в работе районного годового семинара – практикума «Формирование социокультурных норм в образовательном процессе ДОО». 2. Представление опыта работы на Педагогическом совете по теме «Использование игр-путешествий в закреплении у детей навыков безопасного поведения», публикации материалов на персональном сайте.
Актуальность личного вклада в развитие образования Актуальность работы заключается в разработке игр-путешествий, позволяющих упражнять детей в выполнении правил дорожного движения, решении простейших ситуационных задач, возникающих во время путешествия Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Важно подготовить ребенка к встрече с разными ситуациями, которые встречаются на дороге, в транспорте Информирование детей о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте Обеспечение условий для приобретения ребенком практического опыта поведения
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Анастасова Л. П., Иванова И.В., Ижевский. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Белая К.Ю . Как обеспечить безопасность дошкольников. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Стеркина Р. Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений.Основы безопасности детей дошкольного возраста. В.М.Трофимов Воспитываем юных пешеходов Усачев А., Березин А. Школа безопасности для дошколят. Федявская . За безопасность детей на улице. Якупов А.М . Организационно- педагогические условия подготовки дошкольников к безопасному участию в дорожном движении.
Ведущая педагогическая идея Научить ребенка ориентироваться в окружающей дорожно – транспортной среде – это значит научить выбирать правильную линию поведения, направленную на обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих людей. Подходы: 1.Ориентация на индивидуальные особенности ребенка. 2.Комплексное решение задачи формирования безопасного поведения. 3.Использование игры, как ведущего вида деятельности. Принципы: 1.Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. 2. Системность и последовательность : любая новая ступень в обучении детей опирается на уже усвоенные знания предыдущей ступени. 3.Доступность и разнообразие. 4.Цикличность и повторяемость. 5.Интеграция.
Цель: формировать навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде Задачи: Обогащать представления детей о правилах безопасного дорожного движения. Упражнять в выполнении правил безопасности в качестве пассажира и пешехода. Поддерживать интерес детей к отражению основного опыта безопасного поведения в разных игровых ситуациях. Развивать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» «Речевое развитие» « Художественно-эстетическое развитие» « Познавательное развитие » «Социально-коммуникативное развитие» «Безопасность пешехода и пассажира»
Деятельностный аспект личного вклада 1 этап. Подготовительный подбор методического и практического материала по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в окружающей дорожно-транспортной среде» 2 этап. Диагностический педагогическая диагностика знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. Определение готовности родителей к совместной работе по данной проблеме. 3 этап. Проектировочный разработка перспективного плана и конспектов совместной регламентированной и не регламентированной деятельности педагога с детьми по обучению основам безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. 4 этап. Организационно-исполнительский Реализация цикла игр-путешествий по формированию основ безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте. Преобразование предметно-пространственной среды: расширение центра безопасности, дополнение новыми играми и алгоритмами. Привлечение родителей к организации игр-путешествий в домашних условиях, на прогулке.
Подготовительный этап Результаты работы с литературой. Формирование основ безопасного поведения осуществляется постепенно: Заинтересовать детей вопросами безопасности. Постепенное введение правил безопасности в разные виды деятельности , в первую очередь, в игровую. Показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях. Упражнять детей в выполнении этих правил. Выбор оптимальных методов и приемов формирования основ безопасного поведения на дороге и транспорте: проблемные и ситуационные задачи, моделирование ситуаций, игры- тренинги с телефоном , сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры-путешествия.
Диагностический этап Методы диагностики: наблюдения, игровые ситуации, беседы по вопросам с использованием иллюстративного материала. Результаты диагностики на 01.10. 2017г.
Проектировочный этап Фрагмент перспективного планирования работы по формированию основ безопасного поведения Время проведения Тема Содержание деятельности Место в режиме дня Сентябрь «Мы знакомимся с улицей» Задачи: Познакомить детей с пешеходной частью дороги, учить правилам поведения на пешеходной части Игровые ситуации: «Что называется пешеходной частью улицы». «Как мячик попал под колеса машины» Игра- путешествие «Мы по улице гуляем» 2-ая половина дня прогулка Октябрь «Наш друг – пешеходный светофор» Задачи: закреплять знания детей о работе пешеходного светофора Игровые ситуации: «Как работает светофор», «Светофор – наш верный друг», «Как медвежонок переходил улицу» Игра- путешествие «Страна Светофория » 2-ая половина дня 2-ая половина дня Ноябрь Наш друг –транспортный светофор Задачи: расширять представления детей о работе транспортного светофора, развивать умение сравнивать работу пешеходного и транспортного светофора. Игровые ситуации «Как светофор помогает машинам» «3 сигнала светофора» «Как грузовик попал в больницу для машин» Игра – путешествие «Страна Светофория » 2-ая половина дня 2-ая половина дня Декабрь «Наши друзья – дорожные знаки» Задачи: расширять представления детей о дорожных знаках. Игровые ситуации «Здравствуй, пешеходный переход!» «Как зайчонок учил дорожные знаки» «Приключение в городе дорожных знаков» Игра – путешествие «Страна дорожных знаков» 2-ая половина дня 2-ая половина дня
Исполнительский этап Основные этапы работы с детьми: 1. расширение первоначальных детских представлений . Используемые методы и приемы : игровые ситуации, беседы, заучивание рифмованных правил, виртуальные экскурсии, игры-путешествия. 2. закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения. Используемые методы и приемы : чтение и обсуждение произведений художественной литературы, игры-драматизации, виртуальные экскурсии, игры-путешествия. 3. формирование у детей основ элементарного самоконтроля. Используемые методы и приемы : игровые ситуации, ситуации общения, ситуации выбора, игры-драматизации, игры-путешествия.
Игры-путешествия Три начала игры: обучающее, познавательное, занимательное . Структура игры-путешествия: 1 этап. Подготовительный : подготовка к предстоящему путешествию (куда пойдем, с какой целью, что необходимо с собой взять (подготовка атрибутов), выбор объектов путешествия (кого или что можем встретить на пути). Объекты могут дополняться воспитателем. 2 этап. Организационный : проведение игры-путешествия: игровая мотивация, передвижение от объекта к объекту, в процессе которого решаются ситуационные задачи, оказывается помощь, закрепляются правила безопасного поведения. Каждое путешествие заканчивается эмоциональным проживанием радости от того, что мы достигли цели, справились со всеми заданиями. 3 этап. Заключительный : делимся своими впечатлениями от игры- путешествия: рисунки, рассказы, новые игровые сюжеты , составление новых маршрутов.
Были разработаны игры-путешествия «Мы по улице гуляем» «Страна Светофория » «Страна дорожных знаков» «В страну вежливых пешеходов» « Город дорожных знаков»
Преимущества игр-путешествий -реализация детьми полученных знаний в практической деятельности; -смена видов деятельности; -эмоциональная окрашенность игры. Время проведения: Вторая половина дня, прогулка.
Преобразование предметно-пространственной среды Центр Безопасности в группе Ширма «Скорая помощь» Ширма «Машина со спец.сигналами» Игровое поле «Машины спешат на помощь»
Дидактические игры «Наш друг- Светофор», «Подбери сигнал для светофора транспортного и пешеходного», «Помоги лесным жителям перейти дорогу» Макет «Перекресток», «Улицы Автозаводского района» Дидактическая игра «Так и не так» Макет «Улицы Автозаводского района» Макет «Перекресток»
Алгоритмы безопасного поведения на пешеходной и проезжей части дороги. Детская художественная литература . Интерактивные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Взаимодействие с семьей Основные направления взаимодействия - педагогическое просвещение, совместные мероприятия Родительские собрания «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей», «Азбука Безопасности для родителей и детей», « Воспитание культуры поведения детей в общественном транспорте» Просмотры презентаций «Путешествие по Автозаводскому району», «Этого могло не случиться» (профилактика детского травматизма), «Как научить ребенка быть осмотрительным и осторожным»
Лэпбук «Внимание, дорога!», «Как воспитать вежливого пешехода и пассажира», « В гостях у Светофора Светофоровича », « Правила перевозки детей в автомобиле», « Дорожная грамота для юных пешеходов». Мастер-класс «Использование игр-путешествий в формировании у детей основ безопасного поведения» Буклеты «Внимание, дети на дороге!», «Знай правила дорожного движения», «Красный, желтый, зеленый», «Помни, пешеход!» Семинар «Как научить ребенка быть осторожным и осмотрительным в окружающей дорожно-транспортной среде»
Диапазон личного вклада в развитие образования Разработано: -перспективное планирование по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде» ; -перспективное планирование игр-путешествий; -конспекты игр-путешествий в соответствии с перспективным планированием; -разработки для родителей по формированию основ безопасного поведения. - Лэпбуки «В гостях у Светофора Светофоровича »,
Результативность профессиональной педагогической деятельности Результаты диагностики на 01. 06. 2018 г.
Транслируемость педагогических достижений Уровень МБДОУ Выступления на Педагогическом совете «Формирование навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде через игровые технологии» 2. «Эффективные формы работы с детьми по ОБЖ» 3. «Формы взаимодействия с родителями в целях формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе» Муниципальный уровень Годовой семинар-практикум для воспитателей «Формирование социокультурных норм в образовательном пространстве ДОУ» Региональный, федеральный уровень : публикации на персональном сайте
Перспективы дальнейшей работы 1. Продолжить работу по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. 2.Продолжить работу по разработке игр-путешествий для детей старшего дошкольного возраста. 3.Организовать работу семейного клуба «Формирование безопасного поведения детей-реальность нашего времени». 4. Разработать картотеку игр по формированию основ безопасного поведения детей в окружающей дорожно-транспортной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...
Театрализованная постановка сказки "Волк и семеро козлят". Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная постановка по сказке «Волк и семеро козлят» (но совсем на новый лад) подготовительная группа...
ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...
Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...