отчет по самообразованию
материал
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 714.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию.
Составила: воспитатель Белова Надежда Сергеевна.
Тема: Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио - и видеотехника, дающая готовые зрительные и слуховые образы, особым способом ослабила интерес к книге и желание работать с ней. А ведь художественная литература открывает ребёнку мир человеческих взаимоотношений, чувств, объясняет ребёнку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, и даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
За год изучала методическую литературу по данной теме.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.
Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений.
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.
Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий. На протяжении всего дошкольного детства детям рекомендовано читать соответствующие возрасту произведения. Автор приводит перечень произведений для чтения дошкольникам.
Гербова В.В. рекомендует: «Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их».
Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;
- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;
- рост внимания к выразительным средствам языка;
- герои произведения становятся им ближе и понятнее;
- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;
- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;
- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);
- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;
- способность к элементарному анализу литературных произведений.
Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
Данное пособие предназначено прежде всего учителям, но и для воспитателей детских садов оно является не менее полезным и интересным. Учитель, как и воспитатель влияет на своих подопечных своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники».
Объясняет ли педагог, рассказывает ли, читает ли, беседует ли, или слушает ответы воспитанников, он следит не только за содержанием, но и за формой речи.
Выразительное чтение - искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Но каждое из этих видов искусства может привлекаться при изучении языка и литературы. Разница только в том, что привлечение выразительного чтения более необходимо и более плодотворно, чем привлечение всякого другого вида искусства.
Найдёнов Б.С. считает, что самостоятельной, естественной речи ребёнка всегда свойственна выразительность. Задача педагога поддерживать выразительность речи ребёнка, не забывая о выразительности собственной речи.
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
Работа с детьми.
На протяжении всего учебного года ежедневно читалась художественная литература согласна теме недели, заучивались стихотворения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой «Мозаика», так и непрограммные произведения из интернет ресурсов
В результате ежедневного чтения большая часть детей группы научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я старалась при чтении художественной литературы подбирать яркие иллюстрированные книги или картинки из интернет ресурсов
В ноябре 2018 года проводился конкурс чтецов «Мои любимые животные»
Я знакомила детей со сказками А.С. Пушкина и К. И. Чуковского. Детям были прочитаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Путаница», «Краденое солнце». В конце была организована выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина и К.И. Чуковского. Также выставки рисунков любимых героев.
Проводились игры – драматизации любимых сказок.
Посещали библиотеку.
Проводили выставку посвященную детским сказкам.
Читали произведения о Родине, Великой отечественной войне, её героях.
Работа с родителями.
В начале года проводилась консультация с родителями «Насколько важно читать ребёнку». В течение всего года старалась привлечь родителей к участию в жизни детского сада: выставка «Миром правит доброта», подготовка детей для чтения стихов на утренниках и различных мероприятиях.
В течение всего года я использовала основные методы организации воспроизведения литературных произведений:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Разыгрывание сказок с помощью инсценировки
6. Беседы с детьми на темы: «Важность книг в жизни человека», «Что есть в библиотеке», «Мои любимые сказки», «На кого из сказочных героев я хочу быть похожим».
7.Словесные дидактические игры.
В результате проделанной работы у детей продолжают развиваться интерес и любовь к художественной литературе, несмотря на то, что примерно половине детей группы книги дома родителями не читаются. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию произведения, небольшая часть детей может понять главную идею произведения (но для этого требуется небольшая помощь педагогов в виде наводящих вопросов), дети в течение года активно учат стихотворения, могут их повторить спустя месяцы. В рассуждениях дети стараются строить свою речь, не теряя мысли и последовательности. Они научились оценивать поступки литературных героев, некоторые нравственные качества персонажей. Благодаря чтению старых и изучению новых художественных произведений, происходило обогащение словаря детей, происходило развитие творческих способностей, некоторые из детей могут дополнить своими версиями сюжеты сказок, эпизоды, образы. У детей развилось желание использовать свой читательский опыт в других видах детской деятельности: сюжетно – ролевой игре. Положительные результаты по усвоению материалов и заданий в большинстве случаев показывали мальчики, поэтому на следующий учебный год одной из приоритетных задач станет увеличение индивидуальной работы с девочками.
В дальнейшем планируется использовать следующую форму работы с детьми -метод моделирования.
Модель «волшебные кружочки» – после рассказывания воспитателем сказки с использованием пальчикового или настольного театра детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Воспитатель предлагает из рассмотреть и поиграть в волшебников, чтобы превратить кружки в героев сказки. Воспитатель напоминает детям содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая, жёлтая, круглая, сверху листики). Нарисуйте их карандашом. Пришёл дед репку тащить. А дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Работа продолжается, дети подбирают к каждому герою по характерному для него атрибуту. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, проговаривая их особенности, показывая каждый кружок.
Модели дети забирают домой и рассказывают сказку родителям. Таким образом, дети привлекаются ещё и к художественному творчеству. Это позволяет повысить интерес детей к произведению, понять содержание, последовательность событий в сказках, развить коммуникативные навыки. Также для моделирования сказки можно использовать разноцветные геометрические фигуры. Например, колобок – жёлтый круг, медведь – коричневый квадрат, лиса –оранжевый треугольник и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».
Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...
Отчет по самообразованию.
"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...