Консультация для педагогов "Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"
консультация

Лапина Наталья Владимировна

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sots._usloviy.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных

сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

        

"Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

(консультация для педагогов)

                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                Лапина Н.В.

2019 год

"Создание психолого-педагогических условий для реализации основной образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО"

Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья.

 В ДОУ большое внимание  уделяется развитию эмоционально-личностной сферы, чтобы ребенку было комфортно  вначале вхождения ребенка в новую среду – среду детского сада.   В связи с этим, мы уделяем большое внимания адаптационному периоду, считая его очень важным  для дальнейшего социального развития, так как отделение ребенка от родителей приводит к новым отношениям в новой ситуации. А будет она развивающей или нет, зависит от окружающих ребенка взрослых. Поэтому работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начинается до поступления ребенка в ДОУ. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжается знакомство детей и родителей с детским садом и заочно через сайт детского сада. До поступления малыша в дошкольное учреждение педагоги знакомят родителей с возрастными особенностями, особенностями игровой деятельности, режимом ДОУ. 

Первое знакомство воспитателей с детьми проходит в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке. Педагоги знакомят детей и их родителей с группой. В начале адаптационного периода дети очень восприимчивы к новой обстановке и болезненно реагируют  на нестабильную окружающую среду, поэтому в период адаптации педагоги не изменяют интерьер группы, чтобы ребенку было проще привыкнуть. Чтобы  свободно ориентироваться в новом пространстве педагоги наполняют его яркими зрительными ориентирами, такими которые привлекают внимание цветом, формой, звучанием (подвесные игрушки, воздушные шары, яркие модули, картины.).

 Педагоги стараются общаться в период адаптации с каждым ребенком индивидуально: воспитатель берет  ребенка на руки, ласково  разговаривает, знакомит с новыми игрушками. Забота  и внимание, радость от доверительного общения, сотворчества с взрослым помогают ребенку почувствовать уверенность в своих силах.  Незаменимыми помощниками на данном этапе являются пальчиковые игры, произведения малых фольклорных форм, которые малыш слышал с самого рождения: пестушки,  игры-потешки, колыбельные песни, которые поет воспитатель, когда укладывает детей спать.

Без внимания не остаются и остальные воспитанники. Чтобы сплотить коллектив малышей проводится серия игр, направленных на знакомство  с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?». Эффективным для объединения детей  наши педагоги считают совместное с  детьми экспериментирование с изобразительными средствами (разноцветная водичка, рисование пальчиком, ватными палочками и т.д.).

Успешная адаптация это залог физического и психологического благополучия ребенка, являющегося основой социально-личностного развития  и дальнейшего комфортного пребывания детей в ДОУ.  Наши малыши переходят  в другую группу,  к другому педагогу, и это своего рода тоже адаптация. Чтобы облегчить переход педагоги и старшие дети общаются с нашими малышами, когда они еще посещают группу раннего возраста. Малыши с удовольствие смотрят представления и концерты представляемые «Театром маленького актера» в котором участвуют старшие воспитанники и их педагоги, а также участвуют в оформлении и оснащении  группы: приносят свои игрушки, поделки. 

 Чтобы сохранить благоприятное эмоциональное состояние при переходе детей в дошкольную группу,  ее педагоги и педагоги группы раннего возраста совместно организуют развлечения с забавными играми, песнями, танцами, со сказочными персонажами.

Следующий возрастной период - это  средний возраст 4-5 лет.  Этих детей интересует все - они «почемучки». У  каждого ребенка свой характеров, кто-то активен и вспыльчив, кто - то спокоен  и уравновешен, а кто-то замкнут и не решителен (черты характера особенно ярко проявляются в этом возрасте) и для каждого педагоги стараются создать  эмоционально благоприятные условия.  Коммуникативные способности детей воспитатели развивают в игре, своим примером показывает, как можно договариваться, просить, употребляя вежливые слова. Для создания доброжелательных отношения между детьми и предотвращения конфликтов в группе вместе с детьми обговариваются и  устанавливаются определенные правила взаимодействия: совместно с детьми в группе создается каталог «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Например: плохо - смеяться над неудачами других; над внешними и внутренними особенностями, хорошо помогать друг другу, малышам и пожилым людям). Педагог поощряет проявления доброжелательности, умения договорится, уступить в чем- то. В течение дня в режимных моментах введены минуты тишины – сон: когда дети пытаются разговаривать шепотом, или после шумной игры спокойно полежать на коврике, представляя и воображая что-нибудь необычное, а потом рассказывают о представленном или зарисовывают. Таким образом, воспитатель узнает интересы и пожелания детей и создает определенные условия для поддержки  детской инициативы. Например, ребенка интересуют динозавры, воспитатель чтобы заинтересовать других  детей и поддержать инициативу этого ребенка приносит в группу красиво иллюстрированную книгу о динозаврах, предлагает детям спросить родителей о том, что они знают  о динозаврах, подготавливает презентацию о жизни динозавров. В итоге в средней группе был оформлен музей динозавров.  В средних группах для снятия эмоционального напряжения проводится минутка крика, которая обычно, проводится на прогулке.  Вошло в правило в группе организовывать время, когда дети могут заниматься всем, чем хотят. Наблюдая за детьми, педагог  поощряет, поддерживает ребенка в его увлечении, обращает внимание других детей на его успехи. Таким образом, поддерживая инициативу  ребенка, создаются эмоционально благоприятные условия для его развития, а так же развиваются дружеские взаимоотношения между детьми и коммуникативные способности.

Методы и приемы для обеспечения эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установления правил взаимодействия в разных ситуациях продолжают  совершенствоваться и в старших возрастных группах, основываясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

 Если в младшем дошкольном возрасте  воспитатели поддерживают окружающую  среду, чтобы малышу легче было привыкнуть к новой обстановке, то к концу дошкольного возраста педагог ее изменяет  и преобразовывает, чтобы способствовать развитию ребенка. Поэтому усложняется комплектование игровых уголков, больше место отводится познавательно-исследовательской зоне, в которой воспитанники не только  играют   в настольно-печатные, дидактические игры, но и  действуют с предметами, веществами, познавая свойства и признаки предметов в процессе реальной практической деятельности.  В старшем дошкольном возрасте дети стремятся все больше общаться с сверстникам, поэтому наши воспитатели  развивают позитивные доброжелательные отношения между детьми в совместной и самостоятельной  творческой деятельности, что создает благоприятную атмосферу. Каждое утро,  встречая детей, педагог интересуется о том, как провел ребенок вечер дома, чем занимался, выслушивает как детей, так и родителей. Разрешает какие  – то проблемы, затруднения в определении поступков взрослых и детей. Таким образом, наши воспитатели  организуют образовательный процесс, основываясь на интересах  ребенка и зная его определенный уровень развития.

  В начале дня педагог, организуя детей, сообщает или напоминает им тему недели, спрашивает у детей, что бы они хотели узнать по этой теме, (например тема «Театр») что уже знают, настраивают на самостоятельную и совместную деятельность. Затем  совместно планируют, чем же они будут заниматься сегодня в течение дня, обговаривают кто, что будет делать для достижения конкретной цели, таким образом, в процессе совместного планирования  развиваются коммуникативные способности, позволяющие предотвращать конфликтные ситуации между группами детей. Воспитанники самостоятельно обговаривают, договариваются, объединяются по интересам для получения конкретного, общего результата. Развитию художественного творчества в старшем дошкольном возрасте  уделяется особое внимание, так как меняется отношение к выполненным работам.  Детские работы используются для игры,  оформления группы, для участия в конкурсах, выставках, так как именно в этом возрасте ребенок ощущает себя  членом общества и ему значимо его признание.  Поддерживая индивидуальность и инициативу детей,  мы активно участвуем во всевозможных конкурсах, олимпиадах, смотрах, фестивалях детского творчества.

 В старшем дошкольном возрасте дети начинают все больше общаться друг с другом.  Именно в этот период возникает первая дружба.   Воспитатели поощряют первые  дружеские проявления, обращают внимания детей на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимоподдержку между друзьями, подругами. Педагоги детского сада организовывают предметно - развивающую  среду для девочек и для мальчиков  (гендерный принцип), так как мальчики любят более подвижные и активные игры, им нужно больше пространства. Девочек же  объединяет интерес к куклам, раскрасскам, художественному творчеству и им нужно не так много пространства, но необходимо место для уединения, где можно «посекретничать».

Любая  творческая, совместная деятельность способствует социально- личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, уверенными в себе общительными, более внимательными, заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. У детей формируется способность совместно принимать решение и следовать их выполнению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГТ к основной образовательной программе и условиям ее реализации».

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности...

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Работа по реализации основной образовательной программы в условиях детского сада. Старшая группа.

Фотоматериал дает представление о работе по реализации основной образовательной программы в детском саду в старшей группе....

Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Применение информационных компьютерных технологий, направленных на обеспечение реализации Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО

применение компьютерных технологий при реализации Основной образовательной программы в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС...