Применение информационных компьютерных технологий, направленных на обеспечение реализации Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
статья
применение компьютерных технологий при реализации Основной образовательной программы в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1352» (ГБОУ Школа № 1352)
Применение информационных компьютерных технологий, направленных на обеспечение реализации Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила:
Балакина Анна Николаевна
Москва, 2016г.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности (определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки);
– принцип систематичности и последовательности (связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой);
– принцип поэтапного преодоления трудностей (предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности);
– принцип прочности (который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников);
– принцип преемственности (для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления);
– принцип наглядности (интерактивной наглядности). (С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не толь-ко их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности);
– принцип мультимедийности (предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивности коммуникации (который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
-принцип активизации познавательной деятельности детей (позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения);
– принцип межпредметных связей (способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления).
В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использование ИОТ в различных видах образовательной деятельности. При этом необходимо соблюдать следующие этапы реализации:
1 этап. Подготовительный.
Задачи:
1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.
2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий.
На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования ИОТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия санитарно-гигиеническим условиям и требованиям.
Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно-образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов. Кроме того, необходимо подключить родителей, оказать им педагогическую помощь для освоения их детьми ИОТ в домашних условиях.
2 этап. Реализация.
Задачи:
1. Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с дошкольниками.
2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.
Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО. На этом же этапе необходимо подключить воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Задачи:
1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка. 2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИОТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов применению ИОТ в воспитательно-образовательной работе.
Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа техники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения и обмену опытом с другими ДОО.
В настоящее время есть образовательные информационные технологии как для групповой работы педагога с детьми, так и индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем они могут работать без разрушения уже созданной развивающей среды в группе ДОО, а также без организации специализированных помещений.
Следует отметить, что решение задач общеобразовательной программы дошкольного учреждения лежит не только в плоскости поставки необходимого оборудования и программного обеспечения, но и (в основном) в формировании новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий, включающей методическое и контентное обеспечение.
Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. Информационные технологии способны существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.
В рамках внедрения широкие возможности ИОТ должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. В том числе любая развивающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям.
Обучающая программа должна:
– позволять строить содержание образовательной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;
– допускать реализацию любого способа управления образовательной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой, – образовательными целями;
– стимулировать все виды познавательной активности, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных воспитательно-образовательных задач – как основных, так и второстепенных;
– учитывать в содержании дидактического материала и образовательных задач уже приобретенные знания, умения и навыки детей;
– стимулировать высокую мотивацию к получению знаний, причем она не должна идти за счет интереса к самому аппаратному оборудованию;
– обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний. Диалог должен выполнять следующие функции: активизировать познавательную деятельность детей путем включения их в процесс рассуждения, т. е. моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;
– соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для их устранения;
– диагностировать с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;
– не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по его вводу;
– оказывать содействие при решении образовательных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;
– информировать ребенка об образовательной цели, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;
– проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи;
– адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;
– вести диалог, управляемый не только компьютером, но и ребенком, позволить последнему задавать вопросы;
– позволять ребенку входить и выходить из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному материалу;
– допускать модификацию, внесение изменений в способы управления воспитательно-образовательной деятельностью.
Организация воспитательно-образовательного процесса на основе использования ОИТ позволяет на более высоком уровне решать задачи образовательной программы ДОО, интенсифицировать все уровни воспитательного процесса, готовить пользователей к применению современных информационных технологий.
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов
Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.
При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т. п.) необходимо учитывать:
общедидактические принципы подготовки материалов;
психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.
Следует остановиться на важных психолого-педагогических аспектах разработки образовательного контента и использования электронных образовательных ресурсов.
Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации) – необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий.
Создание предпосылок к восприятию материала. Для создания предпосылок к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение художественной литературы в группе, организация тематических игр и т. д.
Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное сопровождение и т. д.).
При подготовке занятия педагогу необходимо помнить, что за основу берется интегративно-тематический подход (ФГОС: организация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями дошкольников).
Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в различных образовательных областях. Интегрированные занятия позволяют всецело использовать возможности разнообразных средств ИОТ и образовательного контента, что способствует познанию ребенком предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности и передачи образов, специфических для той или иной деятельности.
Для проведения интегрированного занятия необходимо, чтобы была осуществлена связь между образовательными областями и заданная тема изучалась в одни те же дни. Это позволит объединить мастерство нескольких специалистов дошкольного учреждения (например, музыкального работника и воспитателя) и родителей, а также будет содействовать развитию их профессионального и творческого содружества. Такая связь между субъектами образовательного процесса позволит повысить познавательную и творческую активность детей.
Использование аппаратного оборудования.
При использовании ИОТ в образовательном пространстве ДОО должна проходить контроль времени взаимодействия (занятий, игровых сеансов) детей с различным оборудованием. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами. При этом следует учитывать степень адаптированности оборудования к специфике ДОО.
Соблюдение техники безопасности и использование здоровьесберегающих технологий.
Занятия со старшими дошкольниками проводятся один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Единый стандарт в 15–20 минут поголовно для всех не приемлем. Скорее всего, более уместной будет дифференциация в зависимости от типа монитора, клавиатуры и т. д. При расчете максимального времени, которое можно проводить за компьютером, желательно учитывать все технические показатели имеющейся системы. Самый верный индикатор негативного воздействия компьютера – это самочувствие ребенка.
Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. может длиться от 20 до 25 ми-нут. При этом дети могут быть за экраном не более 7–10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3–5 детей (это напрямую зависит от количества компьютеров и выбранной формы работы), для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов.
Для детей 5–6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Список литературы:
1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75).
2. Большой толковый словарь компьютерных терминов / Айен Синклер. – М.: Вече Аст, 1998. – 510 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.
6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2009. – 176 с.
7. Дашниц Н.Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий: методические рекомендации. – Ярославль: изд-во «Александр Рутман», 2005.
8. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательнообразовательной работы детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
10. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 128 с.
11. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии / В.Г. Михасев, Г.Б. Прончев. – М.: МИПК им. И. Федорова, 2007.
12. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образован я в России (2013–2020): методология, теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных компьютерных технологий в ДОУ эффективное средство воспитательно-образовательном процессе
Консультация для педагогов...
Презентация основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных и инди...
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
...
приказ о создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
приказ №119...
приказ о создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО
приказ о создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО...
Приказ № 119 "О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО"
Член рабочей группы по разработке образовательной программы на 2015 - 2016 учебный год...
Применение информационных компьютерных технологий, как один из элементов цифровой образовательной среды в работе музыкального руководителя ДОУ.
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 5г.Вольска»Олейниченко Анна Евгеньевна Применение информационных компьютерных технологий, как один из элементов цифровой образовате...
- Мне нравится (1)