перспективное планирование по формированию гражданственности и патриотизму у детей среднего дошкольного возраста "Бердск- моя малая Родина"
рабочая программа (средняя группа)
формирование ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 48.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида
№ 17 «Земляничка»
| «Утверждаю» заведующий МБДОУ №17«Земляничка» ___________Л.М.Майтак |
Перспективное планирование
по формированию гражданственности и патриотизма детей среднего возраста
«Бердск – моя малая Родина»
Составитель:
воспитатель Мещанинцева Н.В
2018г
Цель: формирование ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Знакомить детей с родным городом, краем, его историй, развивать интерес к местным традициям;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, родному дому, своему городу;
- Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
ИГРА в этом возрасте у дошкольников остаётся ведущим видом деятельности, поэтому изучение краеведческого материала проходит в игровой форме:
- подвижные игры,
- сюжетно-ролевые игры,
- игровые упражнения,
- разыгрывание мини-сценок,
- этюды,
- театрализация.
Возрастные особенности детей среднего возраста.
В 4-5 лет изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Повышенная обидчивость на замечания взрослого представляет собой возрастной феномен. Со сверстниками общение становится избирательным. В группе появляются лидеры, появляются конкурентность, соревновательность.
В игре появляются ролевые взаимодействия. Роли могут меняться. Действия приобретают смысл. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу (5-6 деталей), а также планирование последовательности действий.
Позитивные изменения в развитии мелкой моторики руки. Усложняются игры с мячом. Развивается ловкость, координация движений.
Развивается восприятие: могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти(7-8 названий предметов), складывается произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. При этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранения количества, объёма и величины.
Формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность (могут придумать небольшую сказку на заданную тему).
Увеличивается устойчивость внимания. Доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Речь становится предметом активности детей. Улучшается произношение звуков и дикция. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей,
- самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- игровой,
- двигательной,
- познавательно – исследовательской,
- коммуникативной,
- продуктивной,
- музыкально – художественной,
- трудовой,
- чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Формы и методы организации работы с детьми по реализации задач Программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Напоминание Объяснение Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения | Показ Наблюдение Беседа Занятия Игровые занятия Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Тематическая прогулка Экскурсии Проектная деятельность Опыты Конкурсы КВН Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Мини-музеи Чтение литературы Посещение библиотеки | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Наблюдение Опыты Продуктивная деятельность | Опрос Анкетирование Семинары-практикумы Консультации Музыкально-литературные вечера и досуги Коллекционирование Беседа Совместная продуктивная деятельность Выставки Совместные экскурсии, Прогулки в природу, походы театрализованная деятельность Конкурсы |
В средней группе дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Начинается знакомство с погодно-климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Сибирь. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения, знакомятся с особенностями, условиями обитания животных и птиц.
Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы.
Начинается работа по знакомству с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
Дата | Тема | Содержание работы | Связь с другими видами деятельности |
Сен-тябрь, 10 | История «Мой родной город» | НОД Тема: Бердь-Бердск Знакомство детей с названием города Бердска, которое произошло от названия реки Бердь. Знакомство детей с расположением города Бердска. (находится на берегу реки в лесном массиве) | Целевая прогулка по территории детского сада, по близлежащим улицам. Беседа о детском саде (адрес, ближайшие улицы). Сюжетные игры: «Покупатели и продавцы», «Строители возвели дом для новоселов», «Врачи спешат на помощь к больному», «Магазин». |
Сен-тябрь, 24 | Культура, достоприме-чательности Прошлое, настоящее Сибири | НОД Тема: « Сказка - быль» знакомство с понятиями «герой»,«памятник» на примерах героев русских народных сказок и памятников города Бердска. | Беседа на тему: «За что мы любим наш город». Рисование на тему «Я люблю свой город». Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города». Экскурсия в мини-музей «Наш город Бердск». |
Ок-тябрь, 8 | Знаменитые люди Население | НОД Тема: «Солдатова Вера Васильевна 21.08.1929 г.р.» звание "Почетный гражданин города Бердска". Знакомство с трудовой деятельностью Веры Васильевны: с1964 года 28 лет проработала в средней школе №2 города Бердска, из 19 лет - директором этой школы. Имеет звания "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", "Заслуженный учитель РФ". | Используются рассказы детей о своей семье. Беседа о детском саде (адрес, ближайшие улицы), о профессиях сотрудников; почему детский сад называется именно так Посещение кабинета заведующей, знакомство с её трудом; методического кабинета — значимость этих профессий. |
Ок-тябрь, 22 | Природа Сибирь-кладовая природы | Познавательная экскурсия Тема: «Грибы и ягоды нашего леса» Расширять представления воспитанников о разнообразии грибов и ягод нашего леса. Формировать представления о том, что есть съедобные и не съедобные грибы и ягоды. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость | Наблюдения, беседы на прогулке. Дети знакомятся с растениями, их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Макет «Осень в России». Рассматривание фотоальбома. Рисование, лепка «грибов и ягод». Выставка (совместно с родителями) «Дары осени». Артикуляторная сказка «Про Гнома» |
Ноябрь, 12 | История «Мой родной город» | НОД Тема: Город-крепость Знакомство детей с образом древнего города – крепости «Бердский острог» (Для охраны Бердского поселения стали строить острог, который строился и обслуживался специальными «служивыми людьми»). Знакомство детей с бытом и обычаями жителей «Бердского острога» | Чтение художественной литературы. Беседа «Это Родина моя» Просмотр видеофильма о Сибири и Бердске. Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности, объекты социальной сферы. |
Ноябрь, 26 | Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири | НОД Тема: Улица города Бердска. Город (название, адрес), здания и сооружения, расположенные вокруг сада, правила поведения в городе, знакомство с профессией строитель. Посещение мини-музея «Русская изба» | Занятия: «Город, в котором мы живём», «Грузовой транспорт», «Пассажирский транспорт», «Как нам транспорт помогает», мини-музей детского сада «Русская изба». С/р.и.: «Мы едем в автобусе», «Семья», «Детский сад», «Больница», «Аптека», «Магазин». Игра по правилам дорожного движения. Рассказы детей, где они гуляли в выходные дни. Рассматривание фотографий с достопримечательностями города Бердска. Д/игры:«Транспорт на нашей улице», «Какие дома есть на нашей улице», «Достопримечательное место на нашей улице» и другие. Экскурсии и целевые прогулки по близлежащим улицам, к светофору. Наблюдения за строительством домов, за приведением улиц в порядок, за транспортом, за людьми, которые спешат домой и из дома, за птицами и животными. Конструирование из напольного и настольного строителя «Разные дома», «Транспорт на нашей улице»,«Мой детский сад», «Моя улица родная» и другое. Участие в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества «Дорожный калейдоскоп» - |
Де-кабрь, 10 | Знаменитые люди Население | НОД Тема: «Галина Ивановна Лукашенко- врач кардиолог» Познакомить детей со званием «Почётный житель города Бердска». Познакомить детей с профессией врача и социальной значимости труда | Беседа о работе врача, мед сестры. С/р игры: Внесение иллюстраций по теме «Разные врачи», «Больница» в групповую среду, «Аптека». Экскурсия в мед.кабинет. Ознакомление с окружающим«Виртуальная экскурсия в поликлинику» (цель: стимулировать интерес детей к профессии медицинских работников). Восприятие художественной литературы: чтение стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит» - обсуждение сюжета. Музыкальная деятельность – слушание П. Чайковский «Болезнь куклы». Лепка «Витаминки» (игровые персонажи:Кукла Катя; цель: вызывать желание помочь игровым персонажам, и вылепить изделия для свободной игровой деятельности). Выставить дидактические игры «Кому принадлежат эти инструменты», «Найди лишнее», «Что нужно для профессии врача» |
Де-кабрь, 17 | Природа Сибирь – кладовая природы | НОД Тема: «Русская берёза» знакомить воспитанников с одним из символов России – берёза. Закреплять и расширять знания воспитанников о берёзе, как об одном из самых распространенных деревьев, произрастающих на нашей территории: ее строении и пользе для человека. Познакомить со стихотворением С. Есенина «Берёза». Развивать связную речь, память, слуховое восприятие. Учить изображать берёзу тонкой кистью белой гуашью по тёмному фону. | Знакомство с погодно-климатическими особенностями. Дети получают общие сведения о месте проживания – Сибирь. Продолжается знакомство с растительным миром Сибири. Рассматривание картин о природе русских художников. С/р.и.: «В магазин за подарками к Новому году», «Семья» - «Готовимся к встрече Нового года». Изготовление ёлочных игрушек, украшений для группы и Ёлочки на улице, открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. Совместное оформление группы к празднику. Разучивание новогодних стихов, песен. Рисование на тему: «Новогоднее представление». Аппликация «Ёлка». |
Январь, 14 | Знаменитые люди Население | НОД: Герой России Евгений Конопелькин | Наблюдения за трудовыми действиями взрослых, за их отношением к труду. Решение проблемных ситуаций и сюжетно ролевые игры:«Сломался стул», «Кукле нужно новое платье», «Помочь маме (папе)», «Бабушка заболела». Экспериментирование«Мы фокусники» (вода, снег), |
Январь, 28 | Природа Сибирь – кладовая природы | НОД Тема: «Лесные жители наших лесов» – познакомить воспитанников с животными, обитающими в наших лесах, их особенностями. Формировать навыки связной речи, речевой слух. Закреплять в речи обобщающее понятие «дикие животные». Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, к животным. | Продолжается знакомство с животным миром Сибири. С/р.и.: «Зоопарк». Рассматривание картинок с изображением диких животных и их детенышей. Загадки о животных - дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Предложить детям нарисовать животное. «Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка». (Ушакова с.131) Задачи: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке, образовывать слова при помощи суффиксов, Ситуативный разговор «Зайчик, который всем помогал» - познакомить детей с таким понятием как взаимопомощь, что помощь другим может приносить радость тем, кто её оказывает. Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям. Конструирование «Теремок для всех зверей». Д/игра «Назови жилище» - обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора). Словесная игра «Один - много». Разучивание считалки «Белки зайцев угощали» Спектакль «Снегурочка» |
Фев-раль,11 | Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири | НОД Тема: Дидактическая игра «Спортлото» Знакомство с видами спорта знакомство со спортивным инвентарем. | Рассматривание иллюстраций о спорте, зимних забавах. Прослушивание музыкальных произведений. Чтение: «Что такое хорошо и что такое плохо» Беседа: «В группе дружно мы живём». Занятия: «Наши добрые дела», «Отчего портится настроение», «Как стать сильным». Подв.игры: «Кто быстрее», «Весёлая карусель», «Мы едем, едем, едем». Хороводные игры: «Каравай», «Красные сапожки»… С/р.и.: «На зарядку становись!», «Семья», «Шофёр». Решение проблемных ситуаций: «Не берут в игру», «Забрали игрушку и не отдают», «Не хотят играть со мной». Наблюдение за играми детей подготовительной группы. Подготовка к Городскому конкурсу по разработке дидактических игр и методических пособий «Полезная игрушка». |
Фев-раль, 18 | Знаменитые люди Население | НОД Тема: Бердский поэт- Сорокин Анатолий Лаврентьевич (1937-1997 гг.) Познакомить детей с творчеством А. Сорокина - это сотни стихов, берущих за душу – в сборниках, а также в граните и бронзе, на Мемориале Славы в Парке Победы города Бердска | Д/и.: «Кто, где работает», «Угадай, кем я работаю?», «Кто, что делает», «Сельскохозяйственный транспорт», «Найди отличия» (город, село). Лепка из солёного теста: «Хлебобулочные изделия» (в дальнейшем использовать в сюжетной игре «Магазин»). Сказка «Пирог для мамы» |
Март, 11 | Природа Сибирь – кладовая природы | Музыкальный досуг Тема: «Птичье новоселье» – расширять представления воспитанников о птицах. Учить понимать образный смысл загадок. Закреплять умения выразительно читать стихотворения. Развивать творческие способности воспитанников, эмоциональную отзывчивость, пластику, музыкальный слух, двигательную активность воспитанников. Воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к птицам. | Беседы на тему «Птицы Сибири», «Красная книга». Рисование на тему «Сибирь – удивительный край», «Птичка» Д/игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для чего?». Просмотр видеофильма, рассматривание фотографий. Подв. игра «Летает – не летает». Беседа «Весну встречаем - птиц зазываем» (цель: дать детям представления о перелётных птицах, расширить и активизировать словарь). Беседа: «Расскажи почему нельзя пугать птиц» (цель: освоение и запоминание правил поведения в природе). Постепенный подъём, гимнастика после сна. Чтение В.Даль «Ворона» (цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий). |
Март, 25 | История «Мой родной город» | НОД «Современный город Бердск. День открытых дверей по теме недели «Краеведение» | Рассматривание семейных фотоальбомов. Беседа с детьми о членах семьи, об их обязанностях. Занятия: «Я и моя семья», «Детский сад — моя вторая семья», «Семейные традиции», «Наши имена и фамилии», «Как мы отдыхаем», «Мужчины и женщины в семье». С/р.и.: «Семья», «В гостях у бабушки», «День рождения», «Мама усталая с работы пришла», «Мамины помощники», «В магазин за покупками», «На приёме у врача», «Аптека», «Парикмахерская», «В театре», «Поездка за город». Лэпбук «Городской парк культуры и отдыха» (совместно с родителями). |
Апрель, 8 | Природа Сибирь – кладовая природы | Познавательная экскурсия Тема: «Обитатели водоема на территории детского сада» – формировать представление воспитанников об обитателях водоемов, познакомить с понятием «водоем». Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа по вопросам: «Где живут рыбки? Каких рыб вы знаете?». Загадывание загадок о рыбах, песке. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Речевое развитие – Тема: Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Д/ игра «Что сначала, что потом?». Пальчиковая гимнастика «Рыбки в пруду». Загадывание загадок о рыбах. Конструирование: «Аквариум для рыбок». Рисование «Морская звезда»: «Рыбка» (цель: учить детей рисовать силуэты рыбок плывущих в разных направлениях, закреплять знания детей об аквариумных рыбках). Рассматривание картины «Болото». Беседа по вопросам: «Кто живёт в болоте? Чем питается лягушка? Как передвигается?», «Какиебывают рыбки?». Рассматривание иллюстраций различных рыб (речных, морских, аквариумных). Д/и. «Найди что опишу». Занятие «Звонкая капель». |
Апрель, 15 | Культура, достопримечательности Прошлое, настоящее Сибири | НОД «Все профессии важны – все профессии нужны!» Знакомство с профессиями города Бердска и их атрибутами | Отгадывание и составление загадок о предметном и рукотворном мире «Из прошлого в настоящее». Конструирование:«Автомастерская» «Грузовой самолёт», «Пароход», «Столовая»» и другое. Театрализация рнс «Колобок». |
Апрель, 22 | Природа Сибирь-кладовая природы | Тематическая экскурсия Тема: «Мир насекомых: стрекоза и бабочка» расширять представления воспитанников о насекомых и их многообразии. Познакомить воспитанников с насекомыми бабочка и стрекоза, их внешним строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умения находить сходства и различия. Развивать наблюдательность, внимание, память и разговорную речь. Воспитывать заботливое отношение к природе, любознательность. | Наблюдение на прогулке за насекомыми. Беседы. Дидактические игры «Узнай насекомое», «Кто это?» т.д. Подвижные игры «Покажи насекомое», «Кузнечик», «Медведь и пчёлы» «Бабочки и сачок». Чтение худ.лит.- В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил" Рассматривание презентации «Мир насекомых» (цель: расширение кругозора детей, уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые»). Наблюдение за пчёлами (цель: развивать наблюдательность, уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчёлы для нектара). Д/игра «Где ты живёшь?». Участие в Кокурсе «Насекомые Красной книги». |
Май, 6 | История «Мой родной город» | НОД «Бердчане в Великой Отечественной войне» | Занятие: «Памятники родного города», «Правила безопасности в городе», «Герб Бердска», «Моя улица», «Дома бывают разные», «Городские здания». Д/и.: «Дорожные знаки», «Узнай, где я нахожусь». Настольный театр «Военная техника готовится к параду» Сюжетные игры: «Пограничники», «Наша Армия», «Танкисты», «Лётчики», «Моряки и другие; Д/игры: «Подбери военному форму», «Военная техника», «Собери целое из частей» и другие. Беседа о Великой Отечественной войне, почему она так называется. Рассматривание фотографий, иллюстраций о войне, видеофильмов. Чтение художественной литературы о войне. Слушание и пение фронтовых песен. Концерт для ветеранов войны. Игры соревновательного характера. Обсуждение личностных качеств героев войны (по содержанию литературных произведений и просмотру видео фильмов о войне). |
Май, 20 | Природа Сибирь-кладовая природы | Итоговое занятие в средней группе «Капельки» по теме: «Лесные жители Сибири» – обобщить знания воспитанников о разнообразном лесном мире, его значимостью для всего живого на планете. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения. Обогащать словарный запас воспитанников и их знания о животных. Воспитывать бережное отношение к природе. | Итоговое занятие в средней группе «Капельки» по теме: «Лесные жители Сибири» |
Результаты освоения дополнительной Программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной Программы.
Всредней группы целевые ориентиры освоения Программы таковы:
- Раздел «История: Мой родной город» – дети знают название родного города; рассказывают о Бердске, нескольких его улицах.
- Раздел «Традиции, культура, достопримечательности» – дети знают особенности городского Парка Культуры и отдыха.
- Раздел «Знаменитые люди. Население Сибири» – дети имеют представления о быте и условиях проживания в Сибири (Бердский острог, Русская изба).
- Раздел «Природа: Сибирь - кладовая природы» – дети знают о некоторых лесных и домашних животных, насекомых, рыбах, грибах, ягодах и местных деревьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по Формированию элементарных математических представлений у детей средней группы По программе "От рождения до школы"
Перспективный план по математике...
Методические рекомендации «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»
Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работ...
Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой родине.
Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наше славное ...
статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". ... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эт...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....
Перспективное планирование по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать у детей привычку вести здоровый образ жизни, воспитывать стремление быть здоровым, создавать эмоциональный настрой, радостное настроение, желание участвовать в развлечение.Прививать ...
Перспективное планирование по формированию представлений о правильном питании детей старшего дошкольного возраста.
Содержит планирование различных форм работы с детьми и родителями по формированию представлений о правильном питании....