Практикум для педагогов
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Практикум для педагогов " Творчество П.И.Чайковского" - старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov.docx | 22.79 КБ |
chaykovskiy.docx | 17.12 КБ |
chaykovskiy.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей старших групп
«Творчество П.И.Чайковского
на музыкальных занятиях в детском саду».
В зале звучит музыка П.И.Чайковского. Воспитатели заходят, присаживаются.
Муз.рук.: Уважаемые педагоги, мы пригласили вас сегодня на семинар – практикум для воспитателей старших групп, который называется «Творчество П.И.Чайковского на музыкальных занятиях в детском саду».
Одним из направлений работы нашего образовательного учреждения является художественно - эстетическое развитие детей. Художественно–эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок восприятия (слушания) и понимания произведений искусства: словесного, изобразительного, музыкального; формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в различных областях искусства.
Именно в старшем возрасте мы приступаем к изучению творчества Чайковского в разделе «слушания музыки» и разбора музыкальных произведений из Детского альбома.
Но прежде чем изучать произведения Чайковского, педагоги должны ознакомиться с краткой биографией и творческим наследием этого композитора. Для вас мы приготовили презентацию.
Презентация «П.И.Чайковский»
Муз.рук.: Показывает книгу «Детский альбом».
Детский альбом Чайковского включает в себя 24 небольших произведения. Посвящается этот альбом Володе Давыдову. Кто такой Володя Давыдов и почему ему посвящён Детский альбом? А всё очень просто. В 1877 году Пётр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Пётр Ильич слышал, как незадачливый «пианист» терзает гаммы и этюды. Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. Существует и оркестровое переложение этих музыкальных произведений.
На музыкальных занятиях в детском саду мы приступаем к слушанию таких произведений, как:
- «Марш деревянных солдатиков»,
- «Болезнь куклы»,
- «Новая кукла»,
- «Баба – Яга»,
- «Вальс».
Названия произведений понятны и доступны детям. Для более эмоционального восприятия и осознания используются иллюстрации, а так же появилась возможность посмотреть мультипликационные фильмы к некоторым произведениям.
Как правило, музыкальное произведение изучается на протяжении 6-8 занятий. Только когда произведение прослушано, разобрано, детям может быть предоставлен наглядный материал в виде: иллюстрации, мультфильма, художественного слова, игрушки, дабы не навязать зрительный образ.
Сегодня мы прослушаем и просмотрим несколько произведений из «Детского альбома» и вы исполните роль детей.
Музыкальный руководитель после прослушивания произведения «Вальс» разбирает его.
Вопросы:
- Какое настроение у произведения?
- Как вы думаете, музыка звучала быстро или медленно; громко или тихо; плавно или отрывисто?
- Что бы вам хотелось делать под эту музыку?
Воспитатели отвечают на вопросы.
Муз.рук.: Это произведение называется «Вальс». Мы его прослушали в исполнении фортепиано. А сейчас мы будем смотреть и слушать это произведение в оркестровом исполнении.
Видео «Вальс»
Муз.рук.: Одним из ярких произведений детского альбома является «Баба – Яга».
Видео «Баба – Яга»
Муз.рук.: А сейчас ещё одно произведение из Детского альбома «Марш деревянных солдатиков».
Слушание (оркестровое переложение)
«Марш деревянных солдатиков»
Муз.рук.: Звучание каких инструментов вы услышали?
А вы хотите сыграть с нами это произведение? Давайте представим, что мы музыканты военного оркестра и сыграем на воображаемых инструментах.
Игра – имитация «Угадай, какой инструмент»
Для этого мы возьмём эти инструменты: барабаны, колокольчики, металлофоны и тарелки.
Игра на музыкальных инструментах
с прочтением стихотворения «Игрушечный парад»
к мелодии «Марш деревянных солдатиков»
1-ая часть (1-8 такты): барабаны
Раз, два, левой, правой,
Раз, два, левой, правой,
Мы шагаем дружно на парад.
1 часть (9-16 такты): колокольчики
Нас народ встречает,
Динь, динь, динь играет.
Динь, динь, динь
Колокольчики звенят.
2 часть (1-8 такты): металлофоны – играют глиссандо
Сабли в руки взяли,
Саблей помахали,
Сабли в ножны
Спрятали скорей.
2 часть (9-16 такты): детские тарелки
Пушки заряжаем,
Метко мы стреляем,
Нам не страшен
Никакой злодей.
3 часть (1-8 такты): барабаны
Раз, два, левой, правой,
Раз, два, левой, правой,
Вот окончен
Дружный наш парад.
3 часть (9-16 такты): колокольчики
Все нас провожают,
«Динь, динь, динь» играют.
«Динь, динь, динь»
Колокольчики звенят.
С.Н.: А сейчас исполним «Марш деревянных солдатиков» на инструментах.
Заключительное исполнение
Марш звучит в исполнении фортепиано.
Педагоги играют на инструментах. Музыкальный руководитель читает стихотворение «Игрушечный парад».
С.Н.: На нашем семинаре мы ближе познакомились с биографией и творчеством композитора П.И.Чайковского. Сегодня мы показали вам доступные способы слушания музыки, которые вы сможете повторить с детьми в группах.
Предварительный просмотр:
1 слайд
Пётр Ильич Чайковский
2 слайд
Ранние годы
Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
3 слайд
Обучение
Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки.
4 слайд
Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.
5 слайд
Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.
Так что же такое опера и что такое балет?
6 слайд
Опера- самый богатый и сложный жанр музыки.
Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Композитор пишет оперу на сюжет, взятый из литературы.
Словесный текст оперы называется либретто.
Но все же главное в опере - МУЗЫКА.
Бале́т (фр. ballet,от итал. ballare —танцевать) —вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.
Творческая и личная жизнь
Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».
Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
Смерть и наследие
Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. Его похоронили в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист . Семья Чайковских в 1848 году (крайний слева — Пётр Ильич ) Ранние годы Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе . .
Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки . Обучение
Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном в Московскую консерваторию на должность профессора.
Пётр Ильич Чайковский Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов . ОПЕРА БАЛЕТ
Опера - самый богатый и сложный жанр музыки. Слово « орега » в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Евгений Онегин Пиковая дама
Бале́т (фр. ballet ,от итал . ballare —танцевать) —вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Лебединое озеро ЩЕЛКУНЧИК
В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально. Творческая и личная жизнь После материальной помощи Надежды фон Мекк , композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру
сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского , носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». «Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин. Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
ВАЛЬС
1-ая часть (1-8 такты): б арабаны Раз, два, левой, правой, Раз, два, левой, правой, Мы шагаем дружно на парад. 1 часть (9-16 такты): колокольчики Нас народ встречает, Динь, динь, динь играет. Динь, динь, динь Колокольчики звенят. 2 часть (1-8 такты): металлофоны – играют глиссандо Сабли в руки взяли, Саблей помахали, Сабли в ножны Спрятали скорей. 2 часть (9-16 такты): детские тарелки Пушки заряжаем, Метко мы стреляем, Нам не страшен Никакой злодей. 3 часть (1-8 такты): барабаны Раз, два, левой, правой, Раз, два, левой, правой, Вот окончен Дружный наш парад. 3 часть (9-16 такты): колокольчики Все нас провожают, « Динь, динь, динь » играют. « Динь, динь, динь » Колокольчики звенят. «Игрушечный парад»
Увертю́ра (фр. ouverture , от лат.apertura — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Сюи́та (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой . Конце́рт ( лат. concertо — состязаюсь ) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных , эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...