Потенциальные и реальные угрозы для психологической безопасности и субъективной комфортности образовательной среды
презентация на тему

Мусурчак Ольга Александровна

     Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.

     Проблема психологической безопасности тесно связана с актуальными неблагоприятными воздействиями на личность (угрозы) и соответствующими прогнозируемыми факторами (риски). Поэтому, рассматривая защищенность личности от неблагоприятных воздействий, мы должны рассматривать ее в тесной связи с условиями ее функционирования. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ КОМФОРТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Подготовил: педагог-психолог МАДОУ д/с № 124 О.А.Мусурчак

Слайд 2

Что такое «психологическая безопасность»? Понятие «личная безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности. Психологическая безопасность – состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева).

Слайд 3

Категория психологической безопасности определена И.А. Баевой в трёх аспектах: состояние образовательной среды , свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии; система межличностных отношений (референтная значимость среды); - система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности.

Слайд 4

Факторы риска в образовательной среде: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами и материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.

Слайд 5

Опасности для здоровья учащихся в образовательной среде (Л. А. Регуш): несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивная позиция учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами, трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.

Слайд 6

Угрозы психологической безопасности образовательной среды: получение психологической травмы (источником является психологическое насилие, проявляемое в публичном унижении, оскорблении, высмеивании, угрозе, обидном обзывании, принуждении делать что–то против своего желания, игнорирование, неуважительном и недоброжелательном отношении); признание референтной значимости образовательной среды ее участниками; отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды; неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования .

Слайд 7

Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются: -манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности (взрослые стремятся все сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений);

Слайд 8

- межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми); -индивидуально-личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;

Слайд 9

- интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

Слайд 10

- враждебность окружающей среды (ребёнку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка);

Слайд 11

- неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых; -невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда;

Слайд 12

-стрессовое состояние ребёнка, выраженное в трудностях засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально-личностного развития.

Слайд 13

Право ребёнка на безопасность закреплено Конвенцией о правах ребенка: « Государство принимает все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи» (Конвенция о правах ребенка, Статья 2, п.2).

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в процессе воспитания и обучения

Для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности....

Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

в презентации представлен краткий теоретический материал, посвященный проблеме создания психологически комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении...

«Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО»

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса....

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...

Справка по результатам экспертизы психологической безопасности и комфортности образовательной среды

Справка является информационно-справочным докуентом, разработанным с целью выявления специфики и наиболее важных характеристик психологической безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ,...

Родительское собрание во 2 классе «Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды»

Родительское собрание во 2 классе «Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды»...

Психологическая ЭКСПЕРТИЗА безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ

Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды - это исследование, проводимое в образовательном учреждении, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовате...