Папка воспитателя по самообразованию "Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста "
рабочая программа по теме
Сама когда-то начинала эту нелегкую работу! Представляю Вашему вниманию свою папку по самообразованию. Заполнена она конечно ещё не до конца, так как работа пока ведется в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 г. Тайшет
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Коробейникова Мария Игоревна
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста
(Название темы)
Сентябрь, 2016г.
(Начало изучения темы)
Май, 2020г.
(Окончание изучения темы)
г. Тайшет, 2016г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Коробейникова Мария Игоревна
Дата рождения 6.10.1992 г.
Стаж работы в должности 2 года
Образование (название учебного заведения и год окончания)
- В 2013 году, ОГОБУ СПО Иркутский региональный колледж педагогического образования
- В 2018 году ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия»
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)
_1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4.________________________________________________________________
Награждения (год, характер награды)
- Диплом(педагог организатор Всероссийской викторины «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ») – 2014 г.
- Грамота (1 место в конкурсе «Огород на окне») – 2014г.
- Диплом (3-е место Всероссийский конкурс «Система деятельности педагога дошкольной образовательной группы в условиях ФГОС ДО») – 2015г.
- Благодарственное письмо (организация и проведение проекта по военно-патриотическому воспитанию «Россия – родина моя») - 2015г.
- Почетная грамота (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2015г.
- Диплом (3-е место победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации Новогодний проект) – 2016г.
- Грамота (за содействие и участие в мероприятиях противопожарной направленности) – 2016г.
- Диплом (2-е место за участие в международном конкурсе «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста») – 2016г.
- Благодарственное письмо (за добросовестный труд в системе дошкольного образования) – 2017г.
- Сертификат (участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года - 2018») – 2018г.
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Работая над темой, в 2016-2017 учебном году оформила подборку методических рекомендаций по эмоционально – личностному развитию детей, изучила и систематизировала теоретический материал, который буду пополнять новыми знаниями, использовать в работе и делиться опытом своей работы.
Над данной темой работаю второй год. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема эмоционально – личностного развития является доминирующей из центральных психолого-педагогических проблем.
В практике своей работы сталкиваюсь с такими проблемами как:
негативная реакция ребёнка на запреты и невыполнение его желаний; отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов в общении; влияние теле- или видеопродукции, где присутствуют мотивы насилия; агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.
В работе стараюсь уделять больше внимания формированию круга интересов ребёнка в соответствии с его характером и способностями, умений организовать своё свободное время и проводить его с пользой для себя.
Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я использую в работе:
- Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения). Это не решение проблемы, а оттягивание развязки - таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения.
- Сглаживание конфликта (одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявленными претензиями, но только на данный момент). Это тоже не решение проблемы, а попытка, прежде всего, успокоить ребёнка, а затем уже работаю с ним в индивидуальном порядке до выяснения всех обстоятельств, признания своей вины, наказания виновного и т.д.
- Компромисс (открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения).
В этом году особое внимание уделяю социально-коммуникативному развитию.
Задача взрослого: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Мы с детьми учимся осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучаю их пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Способствую постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Цели и задачи работы на 2017-2018 учебный год
План работы выстроен по разделам, которые будут реализовываться в соответствии с представленными таблицами
№ п/п | ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | ||
Разгляди себя в зеркале | Продолжать определять вместе с детьми представление о себе | Упражнение приветствие Разыгрывание ситуации Игра «Говорящее зеркало» Игра «Узнай про кого я расскажу» Игра «Водяной» Ритуал прощание |
Что между нами общего | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Рассматривание общего фото Игра «Садовник» Игра «Узнай на ощупь» Танец под медленную музыку Ритуал прощание |
Представь и изобрази себя другим | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Пантомима «Догадайся кто я?» Игра «Театр эстрады» Рисование лиц на надутых воздушных шариках Ритуал прощание |
Твоя любимая еда | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Дидактическая игра «Узнай на вкус» Рисование любимых продуктов» Дидактическая игра «Что откуда?» Ритуал прощание |
Животное которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей | Упражнение приветствие Беседа о любимых животных Вырезание фигур животных Дидактическая игра «Лото» Ритуал прощание |
Твоя любимая игра, игрушка | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Пантомима «Как я люблю свою игрушку» Игра «Фанты» Игра «Экскурсия» Ритуал прощание |
Красивый -безобразный | Определять вместе с детьми что они считают красивым | Упражнение приветствие Аудиозапись сказки «Звездный мальчик» Дидактическая игра «Красивое-некрасивое» Ритуал прощание |
Обычный - странный | Развивать представления детей о том, что обычно | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав» Разыгрывание этюдов из мультфильма Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ | ||
Грусть, радость, спокойствие | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают | Упражнение приветствие Чтение стихотворения С. Маршака «Котята» Этюд «Встреча с другом» Игра «Закончи фразу» Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок» Ритуал прощание |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустного настроения | Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций Прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Болезнь куклы» Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка» Ритуал прощание |
Злость | Помочь детям понять, что такое «злость» | Упражнение приветствие Чтение К. Чуковского «Бармалей» Рассматривание иллюстраций Канашевича Игра «Волшебные слова» Упражнения «Коврик злости», «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» Ритуал прощание |
Страх | Помочь детям справляться со своими страхами | Упражнение приветствие Рисование «Чего я боюсь» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало» Игра «Медвежонок» Ритуал прощание |
Никто меня не любит | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | Упражнение приветствие Раскрашивание картинок о дружбе Игра «Ау» Игра «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||
Друзья | Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей | Упражнение приветствие Кукольный спектакль «Лучшие друзья» Песенка «Как мы весело живем» Игра «День Рождения» Ритуал прощание |
С кем ты хочешь дружить | Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг | Упражнение приветствие Игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мячик» Игра «Рукавички» Ритуал прощание |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко» Ритуал прощание |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Сценка «упрямые козлики» Инсценировка с детьми Упражнение «Мостик дружбы» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание |
Ласковые слова | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств | Упражнение приветствие Игра «Назови ласково» Прослушивание песенки «Улыбка» Игра «Дружба» Игровое упражнение «Давай помиримся» Ритуал прощание |
Что можно делать, а что нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу» Рисование «Что мне запрещают делать» Игра «В стране запретов» Ритуал прощание |
Тематический план
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе | |
Разгляди себя в зеркале | 3 неделя октября | |
Что между нами общего | 4 неделя октября | |
Представь и изобрази себя другим | 1 неделя ноября | |
Твоя любима еда | 2 неделя ноября | |
Животное, которое тебе нравится | 3 неделя ноября | |
Твоя любимая игра, игрушка | 4 неделя ноября | |
Красивый - безобразный | 1 неделя декабря | |
Обычный - странный | 2 неделя декабря | |
Подведение итогов | 3 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
3. | Грусть, радость, спокойствие | 3 неделя января |
Печаль, горе | 4 неделя января | |
Злость | 1 неделя февраля | |
Страх | 2 неделя февраля | |
Никто меня не любит | 3 неделя февраля | |
Итоговое | 4 неделя февраля | |
Социальные навыки | ||
Друзья | 1 неделя марта | |
С кем ты хочешь дружить? | 2 неделя марта | |
Ссора | 3 неделя марта | |
Как помириться | 4 неделя марта | |
Ласковые слова | 1 неделя апреля | |
Что можно делать, а чего нельзя | 2 неделя апреля | |
Совместные игры | 3 неделя апреля | |
Подведение итогов | 4 неделя апреля | |
Итого: 23 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью темы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Литература по теме:
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968
2.Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984
3.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте//Собр.соч., т.2. – М., 1982
4. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание. – 1981. - №10. – с.61 - 64
6. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000
4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте ____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – май, 2017
Форма и место подведения итогов – МКДОУ детский сад № 5
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Эмоционально – личностное развитие детей дошкольного возраста» | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение занятий воспитателей | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | |
Январь | Разработка плана на, месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории по социально – коммуникативному развитию | Знакомство с литературой. | ||
Февраль | Подготовка презентации по теме «Эмоции» | Подбор материала
| |
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Разработка картотек игр на разнообразное эмоциональное состояние детей | Подбор материала | ||
Апрель | Подготовка праздника День победы. | Репетиции. | |
Защита методической разработки | Выступление с презентацией | ||
Май | Работа над развитием собственных эмоций, чувств | Обобщение опыта | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Эмоционально-личностное развитие дошкольника.Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с ...
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время о...
Личностное развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей.
Повышение качества дошкольного образования и его стандартизация требуют разрешения ряда проблем, в том числе:- определения объема содержания;- согласования соотношения программ и технологий;- ор...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...