Самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"
учебно-методический материал (средняя группа)
самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_tishkina_a.a.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 3»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тишкиной Анастасии Александровны
Воспитатель
(Должность)
«Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки»
(Название темы)
2019 года
(Начало изучения темы)
2020 года
(Окончание изучения темы)
г. о. Саранск
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Тишкина Анастасия Александровна
Дата рождения 15.12.1979 г.
Стаж работы в должности: 1 год
Образование (название учебного заведения и год окончания) : Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева 2002 год.
Квалификационная категория (дата окончания):
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили, номер удостоверения, дата)
Диплом о профессиональной переподготовке. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» № 132407203647 дата выдачи 28 апреля 2018 год
«Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки»
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2019 /2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы: Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Цель: Формирование нравственно- патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста по средством мордовских сказок.
Задачи:
Обучающие:
- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Литература по теме:
- Иванова Э.И. Сказка и современное детство. // Дошкольное воспитание. – 1985. № 9. – С. 68-70.
- Кириллина М., «Патриотическое воспитание. //Дошкольное воспитание. – 2005. №5. С.20-25.
- Примерный региональный модуль программы дошкольного воспитания «Мы в Мордовии живём» / О.В. Бурляева и др. –Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
- Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л.В. Седова - Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
- Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
- Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
- Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
- Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
- «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко
- Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.:Линка-Пресс.2003
- http://www.portal-slovo.ru/
- http://www.nsportal.ru/
- https://interactive-plus.ru/article/15110/discussion_platform
- http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Чей опыт предполагается изучить по данной теме :
Творческое сотрудничество по теме самообразования:
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) :
Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) :
Посещение открытых занятий воспитателей МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3».
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте : Выступление на педсовете с отчетом по теме самообразования МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3».
С 2019 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2019 г. | Выбор темы. Подбор материала необходимого для работы с детьми | Продолжить пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с мордовскими народными сказками. Рассматривание иллюстраций к мордовским народным сказкам. | Методическая копилка |
Октябрь – декабрь 2019 г. | Формирование знаний животном мире Мордовии через мордовские народные сказки | Чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. | Тематическое занятие «Мой любимый герой сказки» |
Январь- февраль 2020 г. | Формирование знаний о быте мордвы через мордовские народные сказки | Конструирование книжек-малышек. | Создание альбома «Волшебный мир сказок» |
Март – май 2020 г. | Формирование знаний о прошлом мордвы через мордовские народные сказки | Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий. | Фотовыставка Конкурс «Сочини сказку» |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019 г -2020 г УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования – на 1 год
Форма и место подведения итогов – продуктивная деятельность
МАДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №3»
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | Методическая копилка |
Октябрь | «Мои добрые дела». | Занятие. Художественное творчество. Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | Воспитание в детях нравственных чувств |
Ноябрь | Чтение мордовских народных сказок. | Чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Изготовление масок для героев сказок Пополнение книжного уголка | Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. |
Декабрь | Игра – драматизация. | Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | Обогащение и активизирование словарного запаса |
Январь | Рассказывание сказок. | Конструирование книжек-малышек.. | Знакомство с мордовскими народными сказками. Обогащение и активизирование словарного запаса. |
Февраль | Пальчиковый театр. | Чтение сказок. Создание альбома «Волшебный мир сказок» | Эмоционально воспринимать образный язык сказки. |
Март | Рассматривание книг и иллюстраций по мордовскому народному творчеству. | Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий. Фотовыставка Конкурс «Сочини сказку» | Воспитывать любовь к мордовской народной культуре через сказки. |
Апрель | Подвижные мордовские игры. | Подборка игр. Чтение сказок. Вечер сказок | Соотносить слова и действия по ходу игры. |
Май | Игра – драматизация. | Подборка игр. Чтение сказок. Драматизация сказки. | Обогащение и активизирование словарного запаса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через Русскую народную сказку»
Материал можно использовать для подготовки к педагогическому совету в ДОУ...
Патриотическое и духовное развитие детей дошкольного возраста через сказку
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде прост...
Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».
Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждени...
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»
laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные игры»
В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к и...