Самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"
учебно-методический материал (средняя группа)

самообразование "Нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tishkina_a.a.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 3»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тишкиной Анастасии Александровны

 

Воспитатель

(Должность)

«Нравственно-патриотическое развитие  детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки»

(Название темы)

2019 года

(Начало изучения темы)

2020 года

(Окончание изучения темы)

г. о. Саранск

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога:  Тишкина Анастасия Александровна

Дата рождения   15.12.1979 г. 

Стаж работы в должности:  1 год

Образование (название учебного заведения и год  окончания) : Мордовский государственный университет  имени Н.П. Огарева 2002 год. 

Квалификационная категория (дата окончания):

 

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили, номер удостоверения, дата)

Диплом о профессиональной переподготовке. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» № 132407203647  дата выдачи 28 апреля 2018 год

«Нравственно-патриотическое развитие  детей дошкольного возраста через мордовские народные сказки»

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2019 /2020    УЧЕБНЫЙ ГОД

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы:          Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

        Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.

Цель:  Формирование  нравственно- патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста по средством мордовских сказок.

Задачи: 

Обучающие:    

- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Литература по теме:

  1. Иванова Э.И. Сказка и современное детство. // Дошкольное воспитание. – 1985. № 9. – С. 68-70.
  2. Кириллина М., «Патриотическое воспитание. //Дошкольное воспитание. – 2005. №5. С.20-25.
  3.  Примерный  региональный  модуль  программы дошкольного  воспитания  «Мы  в  Мордовии  живём»  / О.В. Бурляева и др. –Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
  4. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / сост. Л.В. Седова - Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.
  5.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
  6. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  7. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
  9. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
  11. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
  12. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко
  13.  Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
  14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  
  15. http://www.portal-slovo.ru/
  16. http://www.nsportal.ru/
  17. https://interactive-plus.ru/article/15110/discussion_platform
  18. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/21/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov


 Чей опыт предполагается изучить по данной теме :

 Творческое сотрудничество по теме самообразования: 

 Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) :

 Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие) :

Посещение открытых занятий воспитателей МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3».

 Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте : Выступление на педсовете с отчетом по теме самообразования МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3».

С 2019 года мной будут пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь 2019 г.

Выбор темы. Подбор материала необходимого для работы с детьми

Продолжить пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с мордовскими  народными сказками. Рассматривание иллюстраций к мордовским народным сказкам.

Методическая копилка

Октябрь – декабрь 2019 г.

Формирование знаний  животном мире Мордовии через мордовские народные сказки

Чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Тематическое занятие «Мой любимый герой сказки»

Январь- февраль 2020 г.

Формирование знаний о быте мордвы через мордовские народные сказки

Конструирование книжек-малышек.

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Март – май 2020 г.

Формирование знаний  о прошлом мордвы через мордовские народные сказки

Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка

Конкурс «Сочини сказку»

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019 г -2020 г УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения итогов по теме самообразования – на 1 год

Форма и место подведения итогов – продуктивная деятельность

МАДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №3»

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

Сентябрь

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Методическая копилка

Октябрь

 «Мои добрые дела».

 Занятие. Художественное творчество. Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Воспитание в детях нравственных чувств

Ноябрь

Чтение мордовских народных сказок.

Чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок.

Декабрь

Игра – драматизация.

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Обогащение и активизирование словарного запаса

Январь

Рассказывание сказок.

Конструирование книжек-малышек..

Знакомство с мордовскими народными сказками.

Обогащение и активизирование словарного запаса.

Февраль

Пальчиковый театр.

Чтение сказок. Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Эмоционально воспринимать образный язык сказки.

Март

Рассматривание книг и иллюстраций по мордовскому народному творчеству.

Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка

Конкурс «Сочини сказку»

Воспитывать любовь к мордовской народной культуре через сказки.

Апрель

Подвижные мордовские  игры.

Подборка игр. Чтение сказок. Вечер сказок

Соотносить слова и действия по ходу игры.

Май

Игра – драматизация.

Подборка игр. Чтение сказок. Драматизация сказки.

Обогащение и активизирование словарного запаса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

Патриотическое и духовное развитие детей дошкольного возраста через сказку

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде прост...

Инновационный опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к мордовским народным традициям через языковую культуру».

Представленный инновационный опыт вызывает интерес у педагогов в области приобщения детей к мордовской народной культуре.Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных учреждени...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»

laquo;Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям»В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое развитие детей дошкольного возраста через мордовские народные игры»

В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к и...