Конспект НОД образовательной области «Познание» (развитие математических представлений) и «Коммуникация» На тему: «Комнатные растения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казинова Ирина Юрьевна

Конспект НОД образовательной области «Познание» (развитие математических представлений) и «Коммуникация»

На тему: «Комнатные растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznanie_i_kommunikatsiya.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД образовательной области «Познание» (развитие математических представлений) и «Коммуникация»

На тему: «Комнатные растения»

Лексическая тема: «Комнатные растения»

Математическая тема: «Сравнение величины, высоты. Измерение жидкости».

Программные задачи:

  1. Учить сравнивать растения; делать выводы на основе сравнения, продолжать сравнивать по величине, устанавливая отношения «больше», «меньше», «равно».
  2. Формировать понятие « комнатные растения».
  3. Развивать речь детей, продолжать учить составлять описательные рассказы, опираясь на графические изображения.
  4. Упражнять в сравнении геометрических  предметов.
  5. Учить измерять жидкость условной меркой.
  6. Развивать логическое мышление.

Лексический материал:

комнатные растения, бальзамин, герань, почва, воздух, вода, солнце, стебель, листья, линейка, мерка, метр, поливать, горшок.

Ход занятия:

1.  Сравнение комнатных растений (На столе стоят бальзамин и герань).

Как называются комнатные растения, которые стоят на столе? (Бальзамин и герань).

Чем нравятся бальзамин и герань? (Они красиво цветут)

Сколько стеблей у герани? У бальзамина? Посчитайте. (У герани один стебель, у бальзамина – четыре)

Какого цвета стебли у герани и бальзамина? (У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани стебель снизу темный, а вверху зеленый)

Что находится на стебле? ( На стебле находятся листья, бутоны, цветы, веточки)

Сравните по форме листья бальзамина и герани. Обведите их пальцем и подберите к  ним соответствующие геометрические фигуры. (У бальзамина листья – овал, а у герани – круг).

Как определить, какая поверхность у листьев? ( Надо осторожно погладить листья)

(Дети гладят листья. Определяют, какая поверхность у листьев двух растений, выбирают соответственные модели (гладкая, шероховатая). У герани лист шершавый, а у бальзамина – гладкий. Дети рассматривают листья. Лист герани покрыт маленькими волосками, поэтому он  шероховатый).

Посмотрите на края листьев и скажите, чем они отличаются. Палец скользит или цепляется? (Цепляется. Края неровные. У герани – волнистый, а у бальзамина зубчики).

Нарисуйте такую линию на листочке бумаги: волнистую и зубчиками.

Сравните цветы герани и бальзамина. Посчитайте количество лепестков у цветов герани и у бальзамина (По 5). Отличаются по цвету и форме. У бальзамина похож на маленькую чашечку, а у герани цветочки образуют один большой цветок – шар, как помпончик у шапки.

2. Физкультминутка «Герань»

 « На окне в такую рань (Ладони вместе)

Распустилася герань. (Пальцы в стороны веером)

Круглые листочки, (Показывают пальцы – колечки)

Пышные цветочки, (Пальцы веером)

Даже очень хороши – (Хлопают в ладоши)

Так решили малыши».

3. Спор растений.

Растения все время спорят, какое из них выше? Какое ниже? У какого лист больше, у какого – меньше? Как узнать? (Надо поставить растения рядом)

(Дети сравнивают, но воспитатель говорит, что она сомневается в правильности ответа. Обращает внимание на предметы, которые лежат на столе: метр линейка, веревка, полоска бумаги).

Чем можно  измерить высоту растений? (Предлагает взять веревку. Дети измеряют длину главного стебля бальзамина  и длину стебля герани. А затем веревочки сравнивают. Герань выше, а бальзамин ниже)

Теперь как нам сравнить, чей лист длиннее? Что для этого лучше взять? (Полоску бумаги).

(Дети измеряют  листья растений и  сравнивают полоски).

Как по-другому можно сравнивать листья? (Надо положить на лист герани лист бальзамина).

(Дети находят старые, потемневшие листья и сравнивают – прием наложения).

Все ли листья одинаковые у растений по длине? (Нет, вверху у растений листья мельче, чем внизу, а снизу крупнее).

Внизу листья не растут, а вверху еще растут.

Какие листья шире? Уже? (У бальзамина уже, у герани шире).

(Дети измеряют с помощью полоски бумаги и сравнивают путем наложения).

4. Составление рассказа-описания с помощью графических моделей.

Какие условия нужны для того, чтобы растения хорошо росли? (Растениям нужны: солнце, вода, воздух, почва – земля).

(Воспитатель ставит два растения: одно большое, другое маленькое).

Какому из них больше требуется поливки? Давайте определим.

(Педагог дает одному ребенку маленькую кружку и предлагает полить маленькое растение. Дети считают, сколько кружек он выльет, откладывают фишки-квадраты. Другому предлагает большой кружкой полить большое растение. Тоже откладывают фишки. Оба растения «напились» от двух кружек).

Какому растению понадобилось больше воды? (Большому. Оно «пило» большой кружкой). Верно. А как узнать, на сколько воды больше потребовалось?

(Дети высказывают разные предположения. Вывод: надо в большую кружку налить воду маленькой кружкой. Дети убеждаются, что в большой кружке умещаются две маленькие кружки).

Чем можно заменить первый квадрат? (Двумя треугольниками)

В результате слева оказываются два квадрата, а справа – четыре треугольника).

На сколько же больше потребовалось воды для поливки большого растения? ( На две кружки).

5. Дидактическая игра «Подбери картинки».

На доске висят изображения комнатных растений. Воспитатель предлагает цифру, и по ней нужно подобрать столько же растений и дать им названия.

6. Итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД образовательная область "Познание" (развитие математических представлений)"Матрешки"

Ход занятия.Воспитатель: «Дети к нам в гости пришла матрёшка. Как вы думаете, она одна?» Дети: «Да» Педагог встряхивает матрёшку и говорит: «Нет. Там ещё есть матрёшки». Раскрывает большую матрёшку и ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»

Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....

"Волшебное путешествие" конспект НОД образовательна область "Познание" раздел "Математическое развитие"

Целью НОД "Волшебное путешествие"  является закрепление у детей умения считать до 5, обозначая количество предметов соответствующей цифрой, сравнивать и уравнивать множества на основе счета. Дети...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие (математические представления) во второй младшей группе Тема НОД: «Зайчик в гостях у ребят»

Образовательные области: познавательное  развитие, социально-коммуникативное.Вид занятия: комплексноеФормы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого ...