Конспект занятия по образовательной области (Познавательное развитие), математические представления в разновозрастной группе. Тема: «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: Создавать условия и образовательные ситуации для поддержки и развития познавательного интереса и инициативы к овладению детьми математическими способами познания действительности (счет)
Образовательные задачи:
- формировать познавательный интерес воспитанников к математической деятельности и окружающему миру.
- овладение математическими способами познания действительности: счет, простейшие вычисления. - отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
- познакомить со счетом в пределах 10 на счетах Абакус и учить отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). - познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, побудить детей к пониманию того, что человек создал счетные устройства для облегчения счета.
Развивающие задачи:
-развивать умение счетной и вычислительной деятельности.
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д.
-развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
-развивать самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой и интерес к математической деятельности. -воспитывать любознательность, инициативу, творческую личность. Воспитывать выдержку и умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать умение работать сообща или в подгруппах.
- воспитывать культуру общения и доброжелательные отношения между детьми.
Материал и оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое счетных устройств»; образовательная ситуация в пещере первобытных людей, камешки, косточки, угольки, фрагмент скалы(камня); образовательна ситуация у жилища индейцев, узелковые счеты, веревочки, карточки с предметами на каждого ребенка; Абакус , счёты, карточки для составления задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области (Познавательное развитие), математические представления в разновозрастной группе №19.
21.01.2025 – 23.01.2025.
Занятие провёл воспитатель: Даудова. Р. А.
Тема: «Путешествие в мир математики и в прошлое счетных устройств»
Цель: Создавать условия и образовательные ситуации для поддержки и развития познавательного интереса и инициативы к овладению детьми математическими способами познания действительности (счет)
Образовательные задачи:
- формировать познавательный интерес воспитанников к математической деятельности и окружающему миру.
- овладение математическими способами познания действительности: счет, простейшие вычисления. - отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
- познакомить со счетом в пределах 10 на счетах Абакус и учить отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). - познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, побудить детей к пониманию того, что человек создал счетные устройства для облегчения счета.
Развивающие задачи:
-развивать умение счетной и вычислительной деятельности.
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т.д.
-развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
-развивать самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой и интерес к математической деятельности. -воспитывать любознательность, инициативу, творческую личность. Воспитывать выдержку и умение выслушивать ответы других детей. Воспитывать умение работать сообща или в подгруппах.
- воспитывать культуру общения и доброжелательные отношения между детьми.
Материал и оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое счетных устройств»; образовательная ситуация в пещере первобытных людей, камешки, косточки, угольки, фрагмент скалы(камня); образовательна ситуация у жилища индейцев, узелковые счеты, веревочки, карточки с предметами на каждого ребенка; Абакус , счёты, карточки для составления задач
Ход занятия:
I. часть
Дети заходят в группу, воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Алексеевна! Я очень рада видеть вас.(Дети здороваются)
Слайд № 2
Звучит голос: «Внимание! Внимание! Приглашаем в путешествие на «машине времени»…»
Слайд № 3
Воспитатель: Ребята, примем приглашение? (Да!) Пройдемте к «машине времени», занимайте места. Как вы думаете какая тема нашего путешествия? (на столе стоит руль, вокруг руля лежат: цифры, знаки сложения и вычитания, счеты, счетные палочки, калькулятор и т.д.)
Дети: С цифрами, числами, будем считать…
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы не только будем путешествовать, но и считать. И за каждый ответ, я буду раздавать вот такие браслеты – «кольца знаний», и в конце нашего путешествия мы посчитаем, кто больше получил –колец знаний…
Итак, готовы?
Дети: Готовы!!!
II. часть:
Воспитатель: Нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
Слайд № 4,5
Воспитатель: Посмотрите, где мы с вами оказались?
Дети: Мы попали в пещеру…К первобытным людям…(за правильный ответ раздать детям - кольца-знаний)
Воспитатель: Да, мы попали в пещеру первобытного человека. Давайте пойдем и присядем к костру.
Воспитатель: Как вы думаете, с помощью чего считали первобытные люди? (на пальцах, камушках, косточках….)…(за правильный ответ раздать детям - кольца-знаний)
Воспитатель: Да, давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта камушки, косточки, палочки которые они рисовали угольками на скале.
- Как вы думаете, что могли считать древние люди? (ответы детей)
Дети: Древние люди считали добычу, звёзды на небе. Могли сосчитать, сколько рыбы поймали…
Воспитатель: Молодцы! Какие интересные у вас ответы. (дать кольцо-знаний)
Воспитатель: Отсчитайте сколько предметов, сколько человек в вашей семье, с помощью предметов которые вы выберете.(выбор детей: камушки или косточки, или уголек и фрагмент скалы) Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием!!!
- Имя ребенка.., сколько камушек ты отсчитала? (3)
- Имя ребенка.., а у тебя сколько косточек? (5) А на сколько Имя ребенка у тебя больше, чем у Имя ребенка?(на 2) А сколько их будет вместе?(7)
- Ребята, а у кого всех больше камушек(косточек)? А кого всех меньше? А на сколько? А сколько их будет вместе?
- Имя ребенка, а почему ты столько камушек(косточек) посчитал?(спросить ребенка у которого всех больше косточек(камушек) А кто в твоей семье?(ребенок перечислят членов семьи) Здорово, какая большая и дружная у тебя семья. Спасибо тебе за рассказ. (дать кольцо знаний)
Воспитатель: Ребята, вы узнали как человек в первобытное время научился считать в уме, для этого они использовали, что? (пальцы рук и ног, разные палочки, камешки, косточки…) Да, то есть предметы находящиеся вокруг них. Мир развивался и люди придумывали разные счетные приспособления. А вот какие, как вы думаете? Мы сейчас и узнаем!
(тем временим «Машина времени» отправляет к Индейцам)
Слайд № 6,7
Воспитатель: Посмотрите куда мы попали на этот раз?
Дети: Мы попали к Индейцам…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Мы сейчас находимся у Индейцев племени мая. Давайте подойдем и присядем рядом с жилищем Индейцев, наденем головной убор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое приспособление могли придумать Индейцы? Ответы детей:….. (дать кольца знаний за ответы)
Воспитатель: Индейцы племени мая придумали свой способ счета - на узелках. Посмотрите, это - узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. А как вы думаете для чего завязывали узелки?
Дети: чтобы считать…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Правильно, при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите карточки, которые лежат рядом с вами. И завяжите столько узелков, сколько предметов нарисовано на ваших карточках.
Дети: ( выполняют задание)
Воспитатель: Правда, интересно? У всех получается? (ДА)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете удобно ли было считать большие цифры на этих счетах? Почему?
Дети: Нет, потому что человеку необходимо было много времени, что бы завязывать узелки…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Правильно. И поэтому люди не стояли на месте и придумывали, все новые и новые счетные устройства.
Снимаем головные уборы.
Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие. Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
( «Машина времени» отправляет в Китай)
Слайд № 8,9
Воспитатель: Так, ребята, куда нас машина времени перенесла?
Дети: Машина времени нас переместила в Китай…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: И правда, мы находимся в Китае… Пройдемте к столу, наденем китайский головной убор. - Жители Китая давным-давно придумали предмет, который им помогал считать. Как вы думаете, какое счетное устройство могли создать в Китае? (подсказка отсчет пальцем в воздухе)
Дети: …Счеты…(дать кольцо знаний)
Воспитатель: Да, это счеты, китайские счеты, а называются они Абакус. Повторим все вместе АБАКУС (повторить несколько раз)
Воспитатель: И сегодня ребята, я хочу вам предложить научиться считать на Абакусе. КАК УСТРОЕН АБАКУС Внешне абакус выглядит как прямоугольник с вертикальными спицами разделенный горизонтальной длинной перегородкой – расчетной линейкой. Справа у нас находится единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи и т.д. Каждому разряду своя спица. В каждом ряду абакуса находится пять бусинок: верхняя бусинка— это цифра пять и под перегородкой — четыре бусинки, каждая из которых равна единице.
А теперь изучим цифры на Абакусе. Приложене 1
Воспитатель: Задание №1. Посмотрите на карточку. Покажите ту цифру на Абакусе, сколько предметов изображено на карточке. Какая цифра у вас получилась? (ответ детей) Проверяем, (переворачиваю карточку) Правильно, молодцы! Имя ребенка, покажи это на Абакусе. Молодец! (повторить 2-3 раза)
- Какие вы молодцы, как быстро справились с заданием. Каждый из вас заслужил «кольцо-знаний»
Воспитатель: Задание №2. Приложение 2.
Ребята, поделитесь на две команды по пять человек. Вам нужно ответить на вопросы по рисунку и то количество предметов вы покажите на Абакусе. И какая команда быстро и правильно справится с заданием. Получает «кольца-знаний».
- Сколько облаков на рисунке?
- Сколько лягушек?
- Сколько деревьев?
- Сколько уток?
- Сколько коров?
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо справились с заданием. (дать кольцо знаний)
Воспитатель: Задание №3. Сейчас мы с вами попробуем складывать и вычитать.
- Отложите на Абакусе значение 1 и прибавте 2, сколько у вас получилось? (3) Здорово молодцы!
- Отложите на Абакусе значение 5 и прибавте 3, сколько получилось?(8), а теперь отнимите 2, сколько получилось? (6) (дать кольцо знаний)
Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть фильм.
Слайд №10
Воспитатель: Правда, здорово как дети научились считать в уме с помощью Абакуса. Если и вы будете дальше заниматься на Абакусе, также будете считать.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы научились считать на абакусе. Но нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Подходим к «машине времени», нажимаем на кнопку, поворачиваем руль, беремся за руки, закрываем глаза и считаем до 3-х.
Слайд №11
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. А сейчас посчитаем, кто же больше набрал – «колец знаний». У кого (число)…(назвать число, у кого больше всех) «колец-знаний», похлопаем Имя ребенка (детей) (и так с каждым ребенком) (считаем браслеты, хлопаем в ладоши каждому ребенку..)
Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего запомнилось?
Предполагаемые индивидуальные вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»
- Ребята, мне так понравилось с вами путешествовать, это было здорово!!!
Вы сегодня все молодцы!! Чтобы вы не забыли о нашем сегодняшнем путешествии и могли дальше учится считать на Абакусе, мои ребята приготовили для вас подарок, они своими руками сделали счеты Абакус.
-Ребята, и я очень надеюсь, что вы научите своих друзей и близких считать на счетах Абакус и расскажите им о том, что нового сегодня узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) Тема: «День рождения у Бабы Яги» в подготовительной группе компенсирующей направленности №10
Открытое занятие в рамках марафона по приемственности между детским садом №46 и средней школой №31....

Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" для детей средней группы. Тема: путешествие по сказке "Гуси-лебеди".
Конспект нод по образовательной области "Познавательное развитие" по теме: "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"" для детей средней группы. Перед собой ставила следующие задачи: закрепить умение считат...

Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы Тема "Путешествие по дорогам Математики"
Предлагаемый конспект по образовательной области «Познавательное развитие» - ФЭМП предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный матер...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему: «Путешествие в космос»
развитие познавательного интереса к окружающему миру через ознакомление детей с космосом....
Занятие по образовательной области (Познавательное развитие), математические представления в разновозрастной группе. Тема: «Количественный состав числа 6 их единиц»
Цель: Продолжать учить детей составлять число 6 из единиц.Образовательные задачи:-Закрепить знания об образовании числа 6-Уточнять представления о цифре 6.-Уточнить приемы деления предмета на 2 &ndash...
Занятие по образовательной области (Познавательное развитие), математические представления в разновозрастной группе.Тема: «Забавные человечки»
Цель: учить развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.Образовательные задачи:- учить создавать множества (группы предм...
Занятие по образовательной области (Познавательное развитие), математические представления в разновозрастной группе. Тема: «Знакомство с числом 10»
Цель: Познакомить с образованием числа 10. Образовательные задачи:- закрепление количественного и порядкового счет в пределах 10.- -закреплять умение составлять число 10 из единиц.-закреплять нав...