Доклад «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»
материал
Семинар «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»
Цель : представление и обобщение практического опыта работы педагогов ДОУ по экологическому воспитанию.
На семинаре мы сегодня подведем итоги опытно- экспериментальной площадки на тему ««Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением». Сегодняшний семинар позволит проверить каждого из нас, в вопросах экологического воспитания . Наконец установить более тесный контакт между руководителями и воспитателями наших детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_n_seminar_aprel_1.docx | 58.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1»Улыбка»
Доклад
«Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»
Подготовила: заведующий Филиппова Р.Д.
Апрель2019 год
Семинар «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»
Цель : представление и обобщение практического опыта работы педагогов ДОУ по экологическому воспитанию.
На семинаре мы сегодня подведем итоги опытно- экспериментальной площадки на тему ««Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением». Сегодняшний семинар позволит проверить каждого из нас, в вопросах экологического воспитания . Наконец установить более тесный контакт между руководителями и воспитателями наших детских садов.
Давайте, люди будем жить иначе:
Не разрушать, а строить , умножая,
В ладони бережно свою планету спрячем
Чтоб расцвела земля родная!
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.
На базе нашего дошкольного учреждения в 2016 учебном году была открыта муниципальная опытно – экспериментальная площадка .Наш детский сад в течение трех лет работал над темой «Формирование экологической компетентности дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением »
Одной из задач нашего исследования, проводимого в рамках муниципального эксперимента на базе ДОУ , являлось определение сущности, структуры экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в 3 этапа: 1этап- подготовительный ;
2 этап- практический;
3 этап- основной.
В ходе подготовительного этапа эксперимента мы провели теоретическое обоснование исследуемой проблемы. Анализ научно-методической литературы по теме данного эксперимента. Разработали пакет нормативно-правовых документов для организации и функционирования экспериментальной деятельности на базе МДОУ: (приказ об организации опытно-экспериментальной работы в ДОУ; положение об организации опытно-экспериментальной площадки в МДОУ). Разработали план и программу экспериментальной деятельности МДОУ в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель программы:
- формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Создавать условия для развития экологической культуры детей с дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Основными задачами для реализации программы являются:
- Определение сущности, структуры экологической компетентности
детей старшего дошкольного возраста.
- создание экологической благоприятной среды на территории ДОУ для
реализации приоритетного направления;
- способствовать развитию познавательных умений детей и родителей
при овладении исследовательскими методами познания природы;
- способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между
детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном
саморазвитии экологической культуры;
- воспитывать у детей внимательное, разумное бережное отношение к
окружающей природе родного края.
Подготовили кадровый состав к работе в режиме эксперимента, распределили обязанности между его участниками.
Был проведен мониторинг (анкетирование педагогов) уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Определили критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности дошкольников.
Мониторинг определил уровень знания детей о характерных особенностях представителей мира животных, растений ,используя дидактические игры, иллюстрации и карточки с изображением животных, растений и др. В результате этого исследования были получены следующие данные. Знаний особенностей животного мира у большинства детей выявлен на среднем уровень 54%, высокий уровень отмечается только у10% детей, и 36% детей с низким уровнем знаний. Растительного мира 39% низкий уровень, 52% средний уровень знаний и 9% высокий. Знания неживой природы 34% низкий уровень, 55% средний и высокий 11%.
Для повышения уровня знаний детей, был разработан перспективный план по экологическому воспитанию, в который включено огромное количество мероприятий о природе: занятия, дидактические игры, опыты, наблюдения, беседы, викторины, экскурсии, труд в природе и т.д.
В начале эксперимента группах обновили уголки по экспериментальной деятельности .
Оформили альбомы: «Дикие животные родного края», «Лекарственные растения родного края», «Растительный мир родного края» «Обитатели водоемов родного края» .
В старшей группе создали лабораторию для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности . Работа в лаборатории предполагала превращения детей в ученых , которые должны были проводить опыты , эксперименты и наблюдения.
Реализацию мероприятий мы начали с проведения занятий (непосредственно-образовательной деятельности) по формированию целостной картины мира. На занятиях происходило последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о растениях, как живых существах.
Но надо заметить, что интерес детей к экологическим
знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий недостаточно для реализации задач. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности в природе.
Наблюдение – одно из самых значимых средств познания окружающего
мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в
естественных условиях во всем её многообразии. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе.
Так для детей работа строилась , чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, то есть путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира – в нашем случае путем наблюдения за всеми фазами развития растений от прорастания семечка до появления первых цветов
Наряду с вышеперечисленными формами работы с детьми огромное
значение, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде, как нигде, воспитывается любовь к природе,
бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того, формируются
практические навыки ухода за растениями. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них
растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия,
необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал.
На втором этапе эксперимента были представлены показательные занятия , где дети уже смело занимаются исследовательской деятельностью РМО показ НОД : по экологии «Воздух» -воспитатель Корнева Ю.М.,» Необычное путешествие в волшебную страну песка» Брагина Е.А.
Экспериментальная исследовательская деятельность была показана на областном семинаре. Воспитатели Корнева Ю.М.и Титова Г.Н. приняли участие в работе областного методического семинара «Экологическая составляющая учебных предметов соответствии с ФГОС ООО» продемонстрировав мастер – класс на тему ;»Экология в опытах».
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудных и сложных направлений в работе . Но обобщение педагогического опыта - это форма самореализации и самовыражения воспитателя. И уже на втором этапе эксперимента на базе ДОУ состоялся районный семинар на тему »Повышение экологической компетенции педагогов» . Цель семинара: развить творческий потенциал педагогов , их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности , установить сотрудничество между педагогами садов. В ходе семинара был показан мастер- класс »Экология в опытах», проведена деловая игра «Интеллектуально- экологический «Брейн-ринг», проведен художественный конкурс «Тюльпаны милые цветы небывалой красоты», в заключении экологическая пауза «Вальс цветов». Семинар позволил проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания , и поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме, и установить контакт между педагогами садов.
Интересной формой работы с социумом является экологический марафон. Он включает в себя разнообразные формы и методы: от обычных целевых прогулок и наблюдений до экологических акций с участием нескольких дошкольных учреждений и школ, общественных организаций, родителей и общественности микрорайона. Эта форма работы реализует естественное взаимодействие взрослых и детей, объединенных деятельностью по охране природы.
23 апреля 2018 года на базе ДОУ состоялся экологический КВН»Наш дом-Земля, посвященный международному экологическому празднику День Земли. В экологическом празднике приняли участие 2 команды : 1 команда «Зеленые спасатели» дети подготовительной группы ДОУ №4 «Колосок» и 2 команда «Экологический патруль » дети подготовительной группы ДОУ №1 «Улыбка». КВН позволил проверить каждого участника в знаниях по экологии, умении работать в команде сверстников, активизировать мыслительную – поисковую деятельность детей.
Воспитанники старшей группы приняли участие в экологической акции «Любите и берегите воду», проходившей в рамках года экологии в России .Организаторами которой были учащиеся МОУ «ООШ р.п. Озинки». Огромный интерес вызвала экологическая сказка «Как Вовка живую воду искал» школьники подарили подарки , сделанные своими руками, раздали буклеты , призывающие охранять природу. В рамках работы социального проекта «Зеленая планета» с отделом по делам кино дети старшей и подготовительной групп приняли участие в викторине «Бросим Природе спасательный круг». Была организована видеоэкскурсия в РДК , где дети читали стихи о природе, и рассказывали о бережном отношении к ней.
В своей педагогической деятельности воспитатели применяют многие педагогические инновации. Одним из видов практической деятельности является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты будущей деятельности и прогнозируются ее результаты.
В целях повышения эффективности работы нашего ДОУ по
экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, создания
оптимальных условий для развития экологических компетенций дошкольников, обеспечивающих повышение их мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, формирование нравственных качеств, был разработан и реализован экологический проект «Наш дом-природа» .
В проекте принимали участие дети средней, старшей и подготовительной групп. В рамках проекта были проведены следующие мероприятия: экологическая прогулка , викторины, выставки, экологический лабиринт на территории детского сада» экологические игры, развлечение «День рожденье у Березки»,экскурсии ,
опытно-экспериментальная работа – проведение опытов: блок «Почва», блок«Вода», блок»Воздух».
Важным в развитии компетентности воспитателя являются и конкурсы профессионального мастерства, что дает возможность воспитателю повысить личностную и профессиональную самооценку, получить новые знания, приобретать признание среди коллег. Наш детский сад принял участие в муниципальном смотре- конкурсе по экологическому воспитанию «Защитим природу вместе»в номинации «Портфолио воспитателя ДОУ по экологическому воспитанию» приняла участие воспитатель подготовительной группы Корнева Ю.М и заняла первое место , а также Юлия Михайловна приняла участие во всероссийском экологическом конкурсе «Природа – дом, в котором живет человек»и была награждена дипломом I степени. Родители и воспитанники подготовительной и старшей групп Биянов Андрей и Аткалиев Давид Чичеров Никита приняли участие в изготовлении, макета «НАШ ДОМ- ЗЕМЛЯ», экобуклета -2018 года, макет »Экология души».
Также Аткалиев Давид – воспитанник старшей группы принял участие в конкурсе «Земля –наш ДОМ : экология в рисунках детей» в рамках федерального партийного проекта «Детские сады-детям»
На базе нашего детского сада был проведен экологический субботник «Зеленая весна 2018 года» ,в которой участвовали педагоги, воспитанники ДОУ и их родители. Основными задачами субботника были создание условий для продуктивного взаимодействия педагогического, родительского и детского сообществ, формирование элементарных представлений, трудовых навыков у детей дошкольного возраста, воспитание бережного и заботливого отношения к растениям, способности видеть красоту природы, формирование у детей знаний о растительном мире природы. В результате проведенного субботника , совместными усилиями всех участников мероприятия, на территории нашего детского сада появились красивые цветочные клумбы, за которыми теперь регулярно ухаживают наши дети. (Слайд)
На третьем этапе –основной этап. В апреле 2019 года был подведен итог- мониторинг уровня дошкольников по экологическому воспитанию
Результаты мониторинга показал, что 71% детей имеют высокий уровень знаний, 29% средний уровень знаний, низкий уровень отсутствует о знании детей животного мира. Дети знают представителей животного мира и разделяют их по видам. Аргументируют свой выбор. Соотносят представителей животного мира со средой обитания. Называют их характерные признаки. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к ним. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражают свое отношение к представителям животного мира.
Знание детей растительного мира 69% высокий уровень, средний 31%, низкого нет. Дети классифицируют растения по видам, знают их характерные признаки. Называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знают, как правильно нужно ухаживать за ними. У них сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Они проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к ним.
Знание детей неживой природы высокий 66%, средний 34% низкого нет. Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики. Самостоятельно приводят примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называют времена года. Перечисляют их в нужной последовательности. Знают характерные признаки каждого времени года.
Таким образом, мониторинг проведенной на конец эксперимента, показал положительные результаты, что доказывает эффективность работы ДОУ по экологическому воспитанию детей.
В конце марта 2019 года был проведен итоговый педагогический совет на тему «Природа главное средство экологического воспитания дошкольников» С целью подведения итогов нашей муниципальной площадки, воспитатели поделились знаниями в области экологического воспитания.
В марте 2019 года Закончил работу социальный проект «Зеленая планета » с отделом по делам кино МБУК»СКО ОМР». По этому проекту мы работали 2 года, в заключении проекта было проведено итоговое мероприятие киновикторина «Природа нашего Озинского района».
Положительная динамика уровня развития и сформированности
экологических компетенций воспитанников ДОУ является основным показателем результатов работы по проекту «Наш дом- природа», что подтверждает целесообразность и эффективность использования проектной технологии в работе ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.
В заключении работы проекта были проведены итоговые мероприятия: «Береги природу » с целью повышения уровня экологической культуры и воспитания любви к родной природе. Путешествие по страницам красной книге» , «Квест - игра».
Создавая лаборатория в ДОУ мы исходили из того чтобы дети испытывали восторг от непосредственного участия . Выполнение простых опытов и участие в экспериментальной деятельности закладывает в них исследовательские качества. Организуя деятельность в лаборатории , педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории , чтобы найти решение. Благодаря работе в лаборатории у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Заключение:
Таким образом, опираясь в большей мере на наблюдения, эксперименты, а
также практическую и трудовую деятельность детей в природе, были
достигнуты все поставленные цели и задачи нашего эксперимента, а именно:
−Уровень экологической компетентности детей повысился.
−Дети активно проявляют интерес к объектам окружающего мира,
условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо», научились устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию.
− У детей сформированы практические навыки экспериментальной
деятельности с объектами природы.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться , узнать, полюбить!
Мы , хотим чтоб земля расцветала.
Росли, как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала .
Не наукой , а частью души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Выступление "Эффективное взаимодействие Управляющего Совета с представителями местного сообщества"
о НЕОБХОДИМОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С МЕСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ....
Доклад на педагогическом совете, по теме:"Технология «Портфолио» как нетрадиционное средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»
По портфолио дошкольника я с портфолио сына-дошкольника заняла 1 место....
Мастер-класс для педагогов Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования....
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Мастер-класс для педагогов «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»Цель мастер- класса – обеспечить для педагогов дошкольного о...
Проект "Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном учреждении с использованием проектной деятельности"
Проект по эффективному взаимодействию всех участников образовательных отношений...