Доклад на краевую конференцию профсоюзных организаций «Адаптация молодых специалистов в образовательной среде».
материал по теме

Аракелян Татьяна Викторовна

Помощь молодым специалистам в адаптации к образовательной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx23.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu_.pptx570.4 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

 Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, требующее максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется роли  профессиональной компетентности педагогов, предполагает наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

СЛАЙД  2 

 Однако, за последние годы, педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». Конечно, в этом есть и положительный момент. У взрослых специалистов большой опыт работы. А это значит, что коллектив работников ДОУ относительно стабилен и воспитатели хорошо справляются со своей работой. Но, как ни крути, в образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения. Их цель - повысить конкурентоспособность российского образования и социально-инновационный потенциал общества в целом. И эта роль в основном лежит на плечах молодых специалистов, которых  лишь 25% от общего числа.  На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих специалистов, которые выбирают путь педагога.

 Немаловажную роль в профессиональной деятельности молодых воспитателей  играет Профсоюз работников народного образования и науки. Именно он защищает наши интересы через коллективный договор, осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, дает возможность получения моральной поддержки и материальной помощи, в том числе из средств Профсоюза , получения информации о положении дел в учреждении, защищает молодых педагогов  в вопросах охраны труда и техники безопасности. Кроме этого, профсоюзный комитет решает  в интересах членов профсоюза вопросы: о сверхурочных работах ; об очередности отпусков; об установлении системы оплаты труда, положений о материальном стимулировании.

СЛАЙД 3 

Актуальность проблемы методического сопровождения молодых педагогов, оказание непосредственной помощи в  организации образовательной   деятельности в ДОУ в соответствии с современными    требованиями в настоящее время приобретает   первостепенное значение.

 СЛАЙД 4

Первый уровень адаптации обусловлен особенностью целей, организации, содержания, технологией профессиональной деятельности.

Второй уровень включает адаптацию к коллективу, к его традициям, стилю работы руководителей.


Как и многие другие бывшие студенты, я попала в новую социальную среду, пыталась найти оптимальные формы взаимодействия с коллегами, воспитанниками и их родителями, с администрацией  дошкольного образовательного учреждения. Необходимость сочетания профессионального и социального приспособления к новой среде являлась для меня непростой задачей. Так как по специальности я учитель начальных классов и своевременное оказание реальной помощи  было весьма актуальным.

  СЛАЙД 5 

Традиционно различают три компонента социально-профессиональной адаптации педагога:

1 компонент означает приспособление молодого педагога к непривычным условиям, режиму труда и отдыха;

2 компонент это вхождение в трудовой коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста и группы сотрудников.

И под 3 понимают активное освоение педагогом действий в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента воспитанников.

СЛАЙД 6 

 В связи с этим, с первых дней вступления в трудовую деятельность перед каждым молодым педагогом, в том числе и пере до мной встали ряд взаимообусловленных задач:

        • найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками учебного процесса;

• умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении;

• наблюдая за «чужим» поведением, оценить соответствие собственные способности к  профессиональной деятельности и при необходимости постараться скорректировать свое поведение.

Слайд 7

Особую роль в процессе моей адаптации к условиям работы ДОУ, сыграла целенаправленная  деятельность моего наставника, который помог мне легко

адаптироваться  в коллективе, поддержал меня эмоционально, укрепил веру в себя.

Им был разработан  индивидуальный маршрут, в котором отображались содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам, плану самообразования, плану повышения квалификации.

           Затем для меня наступили первые дни самостоятельной работы – самые трудные.

СЛАЙД 8

Немаловажную роль в первый период моей работы в ДОУ сыграла помощь, оказанная старшим  воспитателем:  который помог мне  адаптироваться в коллективе; определил уровень моей профессиональной подготовки; своевременно выявил затруднения в педагогической практике и принял меры по их предупреждению в дальнейшей работе, а также  помог в формировании моей  творческой индивидуальности.

По отношению к моей деятельности была применена максимальная тактичность в высказываниях, особенно если они носили критический характер, методист и наставник нашего ДОУ руководствовались  принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».

Я, как и любой начинающий специалист ДОУ, испытывала потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу и помогает молодому воспитателю быстро и безболезненно входить в педагогический коллектив.

По истечению  двух лет было предложено пройти подтверждение квалификации или подать заявление на первую квалификационную категорию.

      В процессе социально-профессиональной адаптации мне пришлось осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: воспитателя, подчиненного, коллеги, члена методического объединения учителей и везде необходимо демонстрировать профессиональную компетентность и умения, которых, к сожалению, на тот момент мне не доставало.

Это произошло из-за внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов  и в университете еще только стали перестраивать дисциплины по новым стандартам.


Также большой опыт я получила во время участия в районном конкурсе «Воспитатель года России 2016»,где заняла первое место. Конкурсы педагогического мастерства ,это большая школа, пройдя которую я  поняла, что период адаптации прошел успешно.

      В нашем дошкольном учреждении, созданы все условия для того, чтобы адаптация молодых специалистов проходила легко, хочется отметить веру администрации в силы молодых специалистов. Они с удовольствием полагаются на нас, дают нам возможность повысить свой профессиональный уровень. Даже участие в Молодежном форуме является доказательством этому. Участие в не для меня не только престижно, но и очень важно в начале моего педагогического пути. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Светлячок» станицы Александрийской» «Адаптация молодых специалистов в образовательной среде». Воспитатель I квалификационной категории Аракелян Татьяна Викторовна

Слайд 3

Под категорию молодой специалист попадают педагоги: Б ез стажа педагогической деятельности; С небольшим опытом работы; П едагоги , вышедшие из отпуска по уходу за ребенком; В новь поступившие на работу, даже если они имеют определенный опыт работы в ДОУ; Н азначенные на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Слайд 4

Под адаптацией молодого специалиста (специалиста стажем до 3 лет)сегодня понимается процесс освоения профессиональной сферы жизни. Уровни адаптации : 1.Профессиональный 2.Социально-психологический

Слайд 5

К омпоненты социально-профессиональной адаптации педагога : 1. психофизиологическая 3. социально-психологическая 2. профессиональная

Слайд 6

Проблемы адаптации: с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; неадекватно оценивают свои возможности; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста, дезадаптация , низкий психологический климат (стрессы, конфликты), низкая оплата труда.

Слайд 7

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Слайд 8

В нашем ДОУ работу с молодыми специалистами строят с учетом трех аспектов их деятельности: «Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; «Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей; «Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»

В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...

Программа адаптации молодых специалистов в МАДОУ 37

Адаптация молодых специалистов, система работы с молодыми педагогами, составление портфолио и т.д....

"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"

В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огром...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Удостоверение о повышении квалификации по программе "Подготовка наставников молодых специалистов в образовательных организациях"

Выдано 22.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...

Современные модели наставничества в практике обучения молодых специалистов в образовательных организациях

На сегодняшний день наиболее распространена в образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами. Однако в современных динамичных условиях должна развивать...