Доклад на краевую конференцию профсоюзных организаций «Адаптация молодых специалистов в образовательной среде».
материал по теме
Помощь молодым специалистам в адаптации к образовательной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy.docx | 23.5 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu_.pptx | 570.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, требующее максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов, предполагает наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.
СЛАЙД 2
Однако, за последние годы, педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». Конечно, в этом есть и положительный момент. У взрослых специалистов большой опыт работы. А это значит, что коллектив работников ДОУ относительно стабилен и воспитатели хорошо справляются со своей работой. Но, как ни крути, в образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения. Их цель - повысить конкурентоспособность российского образования и социально-инновационный потенциал общества в целом. И эта роль в основном лежит на плечах молодых специалистов, которых лишь 25% от общего числа. На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих специалистов, которые выбирают путь педагога.
Немаловажную роль в профессиональной деятельности молодых воспитателей играет Профсоюз работников народного образования и науки. Именно он защищает наши интересы через коллективный договор, осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, дает возможность получения моральной поддержки и материальной помощи, в том числе из средств Профсоюза , получения информации о положении дел в учреждении, защищает молодых педагогов в вопросах охраны труда и техники безопасности. Кроме этого, профсоюзный комитет решает в интересах членов профсоюза вопросы: о сверхурочных работах ; об очередности отпусков; об установлении системы оплаты труда, положений о материальном стимулировании.
СЛАЙД 3
Актуальность проблемы методического сопровождения молодых педагогов, оказание непосредственной помощи в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с современными требованиями в настоящее время приобретает первостепенное значение.
СЛАЙД 4
Первый уровень адаптации обусловлен особенностью целей, организации, содержания, технологией профессиональной деятельности.
Второй уровень включает адаптацию к коллективу, к его традициям, стилю работы руководителей.
Как и многие другие бывшие студенты, я попала в новую социальную среду, пыталась найти оптимальные формы взаимодействия с коллегами, воспитанниками и их родителями, с администрацией дошкольного образовательного учреждения. Необходимость сочетания профессионального и социального приспособления к новой среде являлась для меня непростой задачей. Так как по специальности я учитель начальных классов и своевременное оказание реальной помощи было весьма актуальным.
СЛАЙД 5
Традиционно различают три компонента социально-профессиональной адаптации педагога:
1 компонент означает приспособление молодого педагога к непривычным условиям, режиму труда и отдыха;
2 компонент это вхождение в трудовой коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста и группы сотрудников.
И под 3 понимают активное освоение педагогом действий в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента воспитанников.
СЛАЙД 6
В связи с этим, с первых дней вступления в трудовую деятельность перед каждым молодым педагогом, в том числе и пере до мной встали ряд взаимообусловленных задач:
• найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками учебного процесса;
• умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении;
• наблюдая за «чужим» поведением, оценить соответствие собственные способности к профессиональной деятельности и при необходимости постараться скорректировать свое поведение.
Слайд 7
Особую роль в процессе моей адаптации к условиям работы ДОУ, сыграла целенаправленная деятельность моего наставника, который помог мне легко
адаптироваться в коллективе, поддержал меня эмоционально, укрепил веру в себя.
Им был разработан индивидуальный маршрут, в котором отображались содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам, плану самообразования, плану повышения квалификации.
Затем для меня наступили первые дни самостоятельной работы – самые трудные.
СЛАЙД 8
Немаловажную роль в первый период моей работы в ДОУ сыграла помощь, оказанная старшим воспитателем: который помог мне адаптироваться в коллективе; определил уровень моей профессиональной подготовки; своевременно выявил затруднения в педагогической практике и принял меры по их предупреждению в дальнейшей работе, а также помог в формировании моей творческой индивидуальности.
По отношению к моей деятельности была применена максимальная тактичность в высказываниях, особенно если они носили критический характер, методист и наставник нашего ДОУ руководствовались принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
Я, как и любой начинающий специалист ДОУ, испытывала потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу и помогает молодому воспитателю быстро и безболезненно входить в педагогический коллектив.
По истечению двух лет было предложено пройти подтверждение квалификации или подать заявление на первую квалификационную категорию.
В процессе социально-профессиональной адаптации мне пришлось осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: воспитателя, подчиненного, коллеги, члена методического объединения учителей и везде необходимо демонстрировать профессиональную компетентность и умения, которых, к сожалению, на тот момент мне не доставало.
Это произошло из-за внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов и в университете еще только стали перестраивать дисциплины по новым стандартам.
Также большой опыт я получила во время участия в районном конкурсе «Воспитатель года России 2016»,где заняла первое место. Конкурсы педагогического мастерства ,это большая школа, пройдя которую я поняла, что период адаптации прошел успешно.
В нашем дошкольном учреждении, созданы все условия для того, чтобы адаптация молодых специалистов проходила легко, хочется отметить веру администрации в силы молодых специалистов. Они с удовольствием полагаются на нас, дают нам возможность повысить свой профессиональный уровень. Даже участие в Молодежном форуме является доказательством этому. Участие в не для меня не только престижно, но и очень важно в начале моего педагогического пути.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под категорию молодой специалист попадают педагоги: Б ез стажа педагогической деятельности; С небольшим опытом работы; П едагоги , вышедшие из отпуска по уходу за ребенком; В новь поступившие на работу, даже если они имеют определенный опыт работы в ДОУ; Н азначенные на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Под адаптацией молодого специалиста (специалиста стажем до 3 лет)сегодня понимается процесс освоения профессиональной сферы жизни. Уровни адаптации : 1.Профессиональный 2.Социально-психологический
К омпоненты социально-профессиональной адаптации педагога : 1. психофизиологическая 3. социально-психологическая 2. профессиональная
Проблемы адаптации: с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; неадекватно оценивают свои возможности; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста, дезадаптация , низкий психологический климат (стрессы, конфликты), низкая оплата труда.
Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
В нашем ДОУ работу с молодыми специалистами строят с учетом трех аспектов их деятельности: «Старший воспитатель – молодой специалист» – создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками; «Молодой специалист – ребенок и его родитель» – формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей; «Молодой специалист – коллега» – оказание всемерной поддержки со стороны коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»
В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...
Программа адаптации молодых специалистов в МАДОУ 37
Адаптация молодых специалистов, система работы с молодыми педагогами, составление портфолио и т.д....
"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огром...
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Удостоверение о повышении квалификации по программе "Подготовка наставников молодых специалистов в образовательных организациях"
Выдано 22.05.2020 ООО "Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований", г. Москва, 72 часа....
Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...
Современные модели наставничества в практике обучения молодых специалистов в образовательных организациях
На сегодняшний день наиболее распространена в образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами. Однако в современных динамичных условиях должна развивать...