Доклад на педагогическом совете, по теме:"Технология «Портфолио» как нетрадиционное средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
По портфолио дошкольника я с портфолио сына-дошкольника заняла 1 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология «Портфолио» как нетрадиционное средство
эффективного взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения и родителей»
Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий для развития и воспитания детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшей задачей модернизации российской системы образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает знание особенностей каждого ребенка, его интересы, способности, уровень развития. Применение технологии «Портфолио» в образовании направлена на взаимодействие всех участников процесса, позволяет проследить индивидуальный прогресс ребенка. Портфолио дошкольника — это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз-ный маар шрут развития ребенка Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Чтобы Портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение Портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка для педагога, родителей и детей. Создатель Портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок и родители должны делать самостоятельно. И если они не согласны поместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность Портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого Портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.)
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.)
- тематическое Портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё животное, лето - весёлая пора и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. Если Портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)
Определены основные функции портфолио:
-диагностическая функция – фиксирует динамику развития ребенка
-целеполагающая функция – поддерживает учебные цели
-мотивационная функция– поощряет достигнутые ребенком результаты
-содержательная функция – раскрывает спектр выполняемых работ
-социообразующая функция – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности
-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
Портфолио можно разделить на несколько видов:
1. Электронный Портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид Портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
3. Печатное Портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое Портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Этапы работы над Портфолио дошкольника:
1 этап. Постановочный.
Приступая к реализации технологии Портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о Портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.
В одних дошкольных учреждениях Портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др., в-третьих, Портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуры и содержание Портфолио ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые из них.
Л. Орлова* предлагает такой вариант Портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура Портфолио.
Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала и дата окончания ведения Портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения Портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения Портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По-любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения,
и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,
*1. Л. Орлова. Портфолио дошкольника. Часть 1. Сайт:dopoln.ru
о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей,
почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа-ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен-ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не-большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по-знавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо-тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева и Е. Егорова* также предлагают определенную структуру Портфолио.
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
*В. Дмитриева и Е. Егорова. Портфолио дошкольника. Сайт:deti-club.ru
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа-цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Структуру Портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а особенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изменения, записывать все новое.
2 этап. Поисковый 2.1. Сбор информации.
Как показала практика, оформление Портфолио различно, особенно индивидуальны Портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей Портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя.
Так появляются электронные Портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.
Внедряя Портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание.
В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.
2.2. Индивидуальная работа с детьми.
Работа с Портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.
При работе с Портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек Портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью Портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания Портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над Портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
2.4. Консультации с педагогами.
Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.
Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.
Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, его мнение о своем месте в социальном окружении, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для становления личности ребенка.
Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе детей через проведение социометрического обследования, что позволяет проследить развитие коммуникативных и организаторских способностей детей, а также вовремя заметить проблемы ребенка в общении.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.
Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей.
Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании Портфолио.
Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с Портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная, к координации деятельности по введению и оформлению Портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.
3 этап. Заключительный.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз-чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Исходя из выше сказанного, можно привести алгоритм работы над Портфолио:
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.
А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о годах развития любимого чада. Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология «Портфолио». При тщательном изучении и внедрении этой технологии в практику, можно с уверенность сказать, что это один из современных механизмов эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, направленный на саморазвитие семьи, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с ДОУ, укреплению взаимодействия с семьями воспитанников. Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада Портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.
Библиографический список.
1. Дмитриева В. и Егорова Е. Портфолио дошкольника. Сайт:deti-club.ru
2. Источник: htt://doshvozrast.ru/metodich/konsultac 17.htm
3. Орлова Л. Портфолио дошкольника. Часть 1. Сайт:dopoln.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»
Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
Доклад на педагогическом совете по теме "Исследовательская деятельность в дошкольном учреждении"
Дети по природе своей исселователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка....
Доклад на педагогическом Совете по теме: «Здоровьесберегающие технологии»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...
Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"
Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...
Доклад к педагогическому совету на тему : "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"
laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Технология портфолио педагога и дошкольника"
laquo;Технология портфолио дошкольника и педагога»В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особен...