Программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город Котовск»
рабочая программа
Программа «Мой любимый город Котовск» направлена на формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.
Программа «Мой любимый город Котовск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Котовска.
Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике.
Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одной из основных целей краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.
В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00053897-fa7d234f.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Белочка»
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию
«Мой любимый город Котовск»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5 – 7 лет
Разработала:
Зиновьева Н.В.– воспитатель
Котовск 2016
Аннотация
Программа «Мой любимый город Котовск» направлена на формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.
Программа «Мой любимый город Котовск» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Предназначена для использования в части формируемой участниками образовательных отношений образовательных программ дошкольных образовательных организаций г. Котовска.
Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых воспитанниками знаний и умений. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы. Краеведение является своеобразной связующей нитью, тянущейся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой сферой для применения полученных знаний на практике.
Необходимость развития интересов старших дошкольников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее и содержательнее будут знания дошкольников о своем родном крае, его лучших людях - профессионалах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одной из основных целей краеведения является ознакомление старших дошкольников с конкретными природными, историческими, культурными аспектами родного края. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.
В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы построения программы Характеристика старшего дошкольного возраста 1.2 Планируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2 Содержание образовательной деятельности 2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы 2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3 Методическое обеспечение программы 3.4 Особенности педагогической диагностики ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерное комплексно-тематическое планирование | 3 3 3 4 5 6 7 7 12 13 14 17 17 18 22 23 25 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Формирование личности ребенка невозможно без изучения прошлого, настоящего и предполагаемого будущего своей малой Родины. Внедрение в образовательный процесс детского сада регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления об основах региональной культуры, развивает у дошкольников интерес к малой родине. Знакомство с особенностями природы, экономическими, культурными и другими условиями родного города способствует формированию у детей гражданственности, основ патриотизма и краеведческой культуры.
Методологической основой для разработки данной Программы послужила Примерная парциальная образовательная программа «Краеведение в детском саду» Матова (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.); опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №12 «Белочка» Зиновьевой Н.В.
Программа направлена на развитие у старших дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Котовска.
Задачи программы:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
- Расширять представления детей о том, что делает город Котовск уникальным, развивать способность чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории родного города, природных особенностей города Котовска.
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
- Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Принципы построения программы
1. Принцип культуросообразности предусматривает становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании природных, историко-географических, этнических особенностей малой Родины, с учетом национальных ценностей и традиций.
2. Принцип развития понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской инициативности, самостоятельности и творчестве.
3. Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание предполагает, что каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
4. Принцип деятельности предполагает, что решение образовательных задач в дошкольном возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым разнообразные виды деятельности.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении старших дошкольников.
6. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности предусматривает предоставление каждому ребенку возможности выбора содержания образования, в результате чего ребенок становится субъектом образовательного процесса.
7. Принцип полноты содержания образования предполагает обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
8. Принцип интеграции содержания образования предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет интегрировать содержание данной программы в образовательную программу конкретной дошкольной образовательной организации, предоставляет возможность воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
9. Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами реализуется в данной программе, как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает рекомендации по организации взаимодействия педагогов, родителей и социальных партнеров.
Характеристика старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптуры. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способными к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, — совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.), рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Дети старшего дошкольного возраста с интересом посещают музеи родного города, включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан.
Приобщение старших дошкольников к культуре родного города будет успешным, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовывать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Активная позиция старших дошкольников обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);
- чтение произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, Красной книги региона, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них;
- участие с родителями и воспитателями в социально значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, спортивные праздники, социальные акции и пр.).
1.2 Планируемые результаты освоения программы
Ребенок старшей группы:
- проявляет эмоционально-положительное отношение к малой родине;
- хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе;
- проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Ребенок подготовительной группы:
- проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;
- ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в условиях города;
- проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события;
- рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении;
- имеет представление о профессиях горожан, значимости их труда;
- узнает и называет основные растения и животных Тамбовской области, занесённых в Красную книгу;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями Великой отечественной войны и подвигами горожан,
- стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [ФГОС ДО].
Старшая группа
- углублять представления ребенка о семье и ее истории;
- учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи;
- развивать интерес к профессиям родителей и месту их работы, формировать бережное отношение к результатам труда взрослых;
- воспитывать любовь и уважение к городу Котовску, его природе, традициям и праздникам;
- воспитывать уважение и развивать интерес к представителям различных культур, проживающих в городе Котовске, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детскому саду и его территории, дому, где живут дети, двору и пр.
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности краеведческого содержания;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Котовска.
Подготовительная группа
- воспитывать любовь и уважение к городу Котовску, его природе, традициям, праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в городе Котовске, их культурам, обращать внимание на отличие и сходство ценностей;
- расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родного города (роль каждого поколения в разные периоды истории города);
- углублять представления о том, где работают родители, как важен для города их труд;
- воспитывать уважение к труду сельских жителей Тамбовской области (земледельцев, животноводов, лесничих и др.);
- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: район города, где находится детский сад и проживает ребенок;
- привлекать детей к созданию развивающей среды детского сада (мини-музеев, мини-библиотек, выставок);
- приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду и городе (выставки, праздники, развлечения, акции);
- формировать активную жизненную позицию через участие в проектной деятельности краеведческого содержания, охватывающей детей младших возрастных групп и родителей;
- формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на территории природных объектов города Котовска и Тамбовской области.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Котовска;
- формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- формировать элементарные представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Котовск;
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города, воспитывать уважение к защитникам Отечества;
- знакомить детей с разнообразием природы города Котовска и Тамбовской области;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.
Подготовительная группа
- познакомить с планом микрорайона, города; маршрутом безопасного движения ребенка от дома до детского сада;
- продолжать формировать умение создавать макеты городских зданий, микрорайонов города, архитектурных памятников, природных объектов и т.д.;
- учить самостоятельно передвигаться в пространстве микрорайона, ориентируясь на условные обозначения (знаки, символы);
- продолжать знакомить с музеями, библиотеками и другими культурными объектами города Котовска;
- уточнять и углублять представления об истории родного города через знакомство с произведениями искусства и реконструкцию образа жизни, быта людей;
- продолжать знакомить с достопримечательностями города, углублять и уточнять представления детей о культуре, традициях родного города, о людях, прославивших город Котовск;
- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в городе;
- воспитывать чувство гордости за достижения горожан;
- закреплять знание символики города Котовска (герб, флаг, гимн);
- расширять представление о военных частях, расположенных в черте города; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
- расширять и систематизировать представления о природе города Котовска и Тамбовской области: флоре, фауне, природных богатствах;
- расширять и уточнять представления детей о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [ФГОС ДО].
Старшая группа
- формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- поощрять попытки детей делиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями после посещений музея, выставки, экскурсии и пр.;
- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера о родном городе людях, прославивших город, природе города Котовска и Тамбовской области и т.д.
Подготовительная группа
- продолжать формировать умение выстраивать связные монологические высказывания повествовательного и описательного характера краеведческого содержания;
- способствовать участию детей в разговорах, беседах, о событиях, происходящих в родном городе;
- продолжать формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческого характера о родном городе, людях, прославивших город, природе города Котовска и Тамбовской области.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- знакомить с произведениями художников города Котовска;
- знакомить с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Подготовительная группа
- продолжать знакомить с произведениями художников, писателей, поэтов города Котовска и Тамбовской области;
- продолжать знакомить детей с деятельностью творческих коллективов города;
- продолжать знакомить с архитектурой родного города, знакомить с разными по назначению зданиями (жилые дома, театр, магазины, кинотеатры, школы, детские сады и др.), обращать внимание на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения;
- познакомить со спецификой деревянного и каменного зодчества, храмовой архитектуры города Котовска;
- воспитывать эстетическое отношение к природным и архитектурным объектам родного города;
- развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.;
- расширять представления детей о народном искусстве: фольклоре, музыке, произведениях декоративно-прикладного творчества жителей города;
- поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организама, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [ФГОС ДО].
Старшая группа
- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Котовска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются городе Котовске (легкая атлетика, греко-римская борьба, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- знакомить детей с традиционными играми семьи; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
Подготовительная группа
- продолжать рассказывать детям о достижениях взрослых и детей г. Котовска в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта;
- поддерживать интерес к тем видам спорта, которые успешно развиваются в городе Котовска (легкая атлетика, греко-римская борьба, спортивное ориентирование, лыжный спорт, дзюдо, художественная гимнастика и др.);
- продолжать знакомить детей с традиционными играми семьи, дворовыми играми, играми детей других национальностей; развивать у детей умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
2.2 Содержание образовательной деятельности
Содержание программы соответствует требованиям научности, доступности, учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, воспитательной ценности краеведческого материала, возможности его использования в различных видах детской деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих тематических разделах:
№ п\п | Разделы | Формируемые представления в рамках раздела | |
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Я и моя семья | Понятие «родной дом», «семья». Значение семьи для человека. Генеалогическое древо. | История моей семьи. Трудовые династии. Семейные традиции. | |
Родной город: достопримечательности и окрестности | Понятие «Родина», «малая Родина». Улицы микрорайона. Исторические памятники родного города. Архитектура города. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города Канска. | Символика города. Главные улицы города. Каменное и деревянное зодчество. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий (вокзал, Дворец Культуры, музей, и др.) Храмы города Котовска. Любимые места отдыха семьи в черте и окрестностях города. | |
Природа города Канска и Канского района | Климатические особенности региона. Растительный и животный мир города Котовска и Тамбовской области. Сосновый бор. Река Цна. Красная книга Тамбовской области. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | Место на карте России, Тамбовской области. Особенности ландшафта (лесостепь). Растительный и животный мир города Котовска и Тамбовской области. Красная книга Тамбовской области. Охрана природы, безопасное поведение в природе. | |
История города: события и люди | Понятия «земляк». Путешествие в настоящее и прошлое родного города. Функциональное назначение и изменение предметов быта. | Функциональное назначение и изменение предметов быта. «Чье ты носишь имя, улица моя?» ВОВ в истории города (Герои. Дети войны. Война в истории моей семьи. Котовск для фронта). | |
Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан. Традиционные народные праздники города. Народные игры. | Профессии горожан и сельских жителей. Военные профессии горожан Знакомство с культурой, традициями, обычаями других национальностей. Традиционные народные праздники города. Народные игры, дворовые игры. | |
Культура, искусство, спорт | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Художники города Котовска. Творческие коллективы города. Котовск – город спортивный. | Декоративно-прикладное творчество жителей города. Песенный фольклор. Котовские писатели и поэты. Художники города Котовска. Творческие коллективы города. Котовск – город спортивный. |
2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы
- Создавать условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов, отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры, исторические и современные здания города, культурные сооружения.
- Рассказывать детям о событиях, повествующих о жизни города, его истории и современной жизни, архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.
- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте города, принимать участие в играх в «город-мечту».
- Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
- Стимулировать выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде.
- Развивать проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.
- Создавать условия для участия детей в играх-экспериментированиях и исследовательской деятельности.
- Рассказывать детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей.
- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинениях загадок, изобразительной деятельности.
- Стимулировать детей к собиранию коллекций и созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, символы, изображения знаменитых людей).
- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.).
2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров
Реализация программы «Мой любимый город Котовск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.
Сотрудничество дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров реализуется в форме совместной деятельности. Оно, во-первых, выстраивается на добровольных, доверительных, партнерских отношениях и согласованных действиях всех сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не противоречия требований к ребёнку в семье, в детском саду и в обществе. В - третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями, членами семьи, социальными партнерами, поддержки авторитета друг друга всеми сторонами. Совместные воспитательные усилия должны основываться:
- на понимании и принятии взрослыми ребенка как ценности;
- на выработке совместных педагогически эффективных условий взаимодействия с ребёнком;
- на осознании взрослыми собственной роли трансляторов ценностей, что, возможно, изменит приоритеты в системе их собственных ценностей.
Педагогически целесообразное взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами планируется и реализуется педагогическими работниками ДОО.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
С учетом ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Успешное взаимодействие педагогов и родителей в ходе реализации программы «Мой любимый город Котовск» возможно, если совместная деятельность будет осуществляться в следующих направлениях.
1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.
2. Просвещение родителей. Основной формой могут выступать тематические родительские собрания, информационные стенды.
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьями воспитанников могут быть следующие:
- совместная проектная деятельность;
- экскурсии выходного дня;
- спортивные праздники и соревнования;
- встречи с интересными людьми;
- экскурсии на производство, организованные родителями;
- совместные праздники и развлечения;
- туристические походы;
- творческие мастерские;
- выставки рисунков и поделок;
- акции и др.
Следует отметить, что в процессе патриотического воспитания важно, чтобы педагоги и родители понимали ценность отношений дошкольников со старшим поколением семьи; пробуждали интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлекали бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.
Формы сотрудничества с социальными партнерами
В рамках реализации программы «Мой любимый город Котовск» дошкольные образовательные организации вправе привлекать ресурсы социальных партнеров. Совместно с социальными партнерами и семьями воспитанников ДОО могут участвовать в разработке и реализации социальных проектов, акций и мероприятий.
Дошкольные образовательные организации могут взаимодействовать с социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности.
Социальные партнеры | Примерные формы взаимодействия |
Городской музейно-исторический комплекс | Экскурсии в музее Выездная экскурсия «Музей в чемодане» Совместные мероприятия |
Библиотека им. В. Маяковского | Выставки Тематические, литературные викторины Театрализованные постановки Экскурсии Совместные мероприятия |
Городской дворец культуры | Конкурсы Фестивали Совместные мероприятия |
Детская школа искусств | Театрализованные постановки, Концерты Совместные мероприятия |
Художественная школа | Экскурсия в музей школы Выставки Совместные мероприятия |
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов» | Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна Совместные мероприятия |
ДЮСШ №1 | Соревнования Спортивные праздники Совместные мероприятия |
Воинская часть города | Экскурсии |
Ансамбль городского дома культуры «Русские напевы» | Совместные мероприятия |
Местное отделение общественной межрегиональной общественной организации г. Котовска "Союз десантников России" Котовский городской Совет ветеранов местной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов | Совместные мероприятия |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Особенности организации образовательной деятельности по программе
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО должна быть представлена двумя составляющими: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности или культурных практиках.
Программа «Мой любимый город Котовск» позволяет учесть интересы и потребности участников образовательных отношений в дошкольных образовательных организациях города Котовска, может быть использована в части формируемой частниками образовательных отношений. Программа ориентирована на специфику региональных социокультурных, климатических, экономических условий г. Котовска.
В соответствии с ФГОС ДО часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена в каждом из разделов образовательной программы дошкольного образования. Программа «Мой любимый город Котовск» включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников во всех, представленных в ФГОС ДО образовательных областях. Это позволяет органично интегрировать содержание программы «Мой любимый город Котовск» в организационную основу и содержание образовательной программы конкретной ДОО.
Принцип интеграции содержания образования, положенный в основу программы позволяет легко адаптировать ее содержание для ДОО с разной продолжительностью пребывания детей, (группы кратковременного пребывания, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания); с разной наполняемостью групп.
Организация образовательного процесса по программе «Мой любимый город Котовск» предполагает реализацию принципов деятельностного подхода, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых. Смысл совместной деятельности заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода, является совместным поиском новых знаний, жизненных норм и ценностей в процессе активной деятельности каждого участника. При таком подходе естественным образом будут использоваться и разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
- прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
- партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
- опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
Особенности планирования образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности программы легко интегрируются в комплексно-тематическое планирование, которое каждая ДОО разрабатывает на год, конкретизируются в календарном плане воспитателя.
При разработке комплексно-тематического планирования важно учитывать:
1. Содержание программы интегрируется в содержание основной образовательной программы ДОО и реализуется через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
- самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
- процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).
2. Отдельные задачи программы могут конкретизироваться относительно темы недели или реализуемого проекта.
3. Задачи области «Речевое развитие», а также задачи области «Художественно-эстетическое развитие», такие как: а) развивать умение передавать в художественной деятельности события, происходящие в родном городе, образы архитектурных сооружений, объекты живой и неживой природы и т.д.; б) поощрять участие детей в художественной деятельности краеведческого содержания по собственному желанию и под руководством взрослого являются сквозными и решаются в процессе реализации любого раздела или темы программы, поэтому нет необходимости прописывать их в комплексно-тематическом планировании, достаточно сделать соответствующее пояснение.
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием реализации программы является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.
В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающие разнообразие детской деятельности подробно описаны в обязательной части основной образовательной программы ДОО.
Для реализации содержания программы «Мой любимый город Котовск», рекомендуется создание в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.
Мини-музей «Родной город» представляет собой мобильный элемент развивающей предметно-пространственной среды, создаваемый детьми вместе со взрослыми с целью более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием программы «Мой любимый город Котовск», развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Мини-музей – результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание и оформление мини-музея расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей о родном городе, позволяет вовлечь детей в деятельность и общение Мини-музей «Родной город» в детском саду дает ребенку возможность посещать его по мере необходимости, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его родители.
Мини-музей «Родной город» может быть оформлен в виде стеллажа или витрины, где будут демонстрироваться экспозиции по разделам программы «Мой любимый город Котовск». В зависимости от темы экспозиции в мини-музее могут быть представлены: портреты трудовых династий, старые и новые семейные фотографии, предметы быта из прошлого, значки, открытки, ордена и медали, игрушки, которыми играли родители, вырезки из газет, «лента времени» с отражением памятных дат, интерактивная цифровая фоторамка с коллекцией презентаций.
Мини-музей позволяет организовать разнообразную детскую деятельность в рамках реализации программы:
- виртуальные экскурсии: «Герои ВОВ», «Дети войны» и др.;
- беседы: «Как провести экскурсию для малышей?», «Как провести экскурсию для родителей?», беседы по содержанию экспозиций мини-музея;
- проекты «История одного экспоната»;
- викторины: «По страницам истории родного города», «Кто больше расскажет о предметах старины», «Герои нашего города», «Памятники нашего города»;
- сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод проводит экскурсию»;
- дидактические игры «Что сначала, что потом» (предметы прошлого и настоящего), «Предметы военных лет» (лото), «Новое использование старых предметов» и др.;
- привлечение детей к оформлению экспозиций мини-музея.
Центр «Юный журналист» в детском саду создается с целью развития коммуникативных умений дошкольников, навыков взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, создание у детей чувства сопричастности к событиям детского сада, родного города, закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела. Для организации данного центра в группе/ДОО необходимо наличие следующего оборудования микрофон, наушники, диктофон, фотоаппарат, CD и DVD диски для хранения информации, телевизор или компьютер для просмотра видеорепортажей о событиях, происходящих в группе, ДОУ и городе.
Центр позволяет организовывать разнообразную детскую деятельность:
- познавательно-речевую: беседы по разделам программы «Профессия журналист», «Земляки – кто они?», викторины, дидактические игры;
- игровую: сюжетно-ролевые игры «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», «Юные корреспонденты», игровые ситуации;
- продуктивную: монтаж телепередач, издание детской газеты, рисование иллюстраций к статьям, создание коллажей.
Центр коллекционирования «Сундучок» представляет собой пространство группы, где дети вместе с педагогом и родителями будут собирать и выставлять разные коллекции. Поиск и систематизация экземпляров коллекции способствует расширению представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.
При реализации программы «Мой любимый город Котовск» можно собирать коллекции полезных ископаемых, гербарии, магниты с видом города, фотографии старого города, вымпелы, значки, сувениры, открытки и пр. Тематика такого коллекционирования многогранна и бесконечна.
Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» создается в предметно-пространственной среде ДОО с целью привлечения всех участников образовательного процесса к туристско-краеведческой деятельности.
Предполагает наличие следующих материалов и оборудования:
- карта микрорайона, города, района, страны;
- глобус;
- макет города, микрорайона;
- фотоальбомы/виртуальные экскурсии/слайдовые презентации природных и культурных достопримечательностей города Котовска, Тамбовской области;
- символика города Котовска, Тамбовской области;
- туристическое снаряжение: рюкзаки, компас, карта достопримечательностей города Котовска.
В центре «Клуб путешественников» дети в совместной деятельности со взрослыми осваивают расположение детского сада, родного города на карте края, страны, разрабатывают маршруты до культурных и природных достопримечательностей города Котовска. Одним из направлений деятельности туристско-краеведческого центра «Клуб путешественников» является организация совместной с родителями краеведческой работы через проведение туристических прогулок до ближайших культурных или природных объектов.
Существующие в микросреде группы центры детской активности такие как мини-библиотека, строительно-конструктивный, спортивный центры, центр искусства и др. необходимо пополнить дидактическим, иллюстративным и пр. материалами краеведческого содержания, которые будут меняться/обновляться в соответствии с темой недели или проекта.
При создании и обновлении предметно-пространственной развивающей среды ДОО необходимо придерживаться следующих принципов.
Насыщенность среды. Предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, соответствовать содержанию программы «Мой любимый город Котовск», ориентирована на примерный календарь праздников и комплексно-тематическое планирование. Макро- и микросреда ДОО должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям старших дошкольников, должна включать средства реализации программы, как в здании, так и на участке детского сада для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений дошкольников.
Трансформируемость среды предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных особенностей, конкретного содержания программы, реализуемого здесь и сейчас). Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности, активной деятельности и др. Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Вариативность среды предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Оснащение центров детской активности должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Доступность среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности, к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы должны быть закрыты). Все оборудование в группе и на участке детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников о родном городе, развития познавательного интереса к краеведческой работе.
3.3 Методическое обеспечение программы
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Дарешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С.19-22
5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С.8-9
6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ.. 2005, №1 8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.
8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.
9. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
10. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А.Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
11. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1
3.4 Особенности организации педагогической диагностики
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как целевые ориентиры. Важно понимать, что они представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, большой разброс вариантов развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования, а также отсутствия возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
ФГОС ДО прямо указывает, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем в ФГОС ДО говорится следующее: «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей».
В ходе реализации программы педагогу необходим инструментарий оценки качества образовательного процесса, который позволит ему оптимальным образом планировать дальнейшие педагогические действия и выстраивать взаимодействие с детьми.
Показателями качества образовательной работы по программе «Мой любимый город Котовск» можно считать планируемые результаты (см. Целевой раздел программы).
Основной метод педагогической диагностики: наблюдения за детьми в повседневных ситуациях.
Приложение
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет
№ п/п | Время проведения | Тема | Форма проведения |
1. | Сентябрь | Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города. | НОД |
2. | Сентябрь | Знакомство с районом города, в котором мы живѐм, с его особенностями и достопримечательностями. | беседа |
3. | Октябрь | Наш город – город труженик. | Экскурсия и беседы |
4. | Ноябрь | Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города). | беседа |
5. | Ноябрь | Улицы родного города. | Экскурсия и беседы |
6. | Декабрь | Дать знания о том, чем славится родной город | беседа, ширма- раскладушка |
7. | Январь | Памятники родного города. | Экскурсия и беседы |
8. | Февраль | Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край. | Экскурсия и беседы |
9. | Март | Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы). | беседа |
10. | Март | Дом, в котором я живу. | рисунок |
11. | Апрель | Природа родного края. | Экскурсия и беседы |
12. | Апрель | Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города. | наблюдение |
13. | Май | Закрепить навыки поведения на улицах города. | Экскурсия и беседы |
14. | Май | Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых. | беседа, рисунок |
Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет
№ п/п | Время проведения | Тема | Форма проведения |
1 | Сентябрь | Правила перехода через улицу. «История возникновения родного города». Названия улиц родного города. | Целевая прогулка Экскурсии и беседы |
2 | Октябрь | «Котовск – моя малая Родина». О названиях улиц родного города. Рассматривание плана своего микрорайона. Безопасный путь к детскому саду. Памятники родного города; люди, прославившие город. Мемориальный комплекс, посвященный 90-летию завода «Пластмасс» | Экскурсии и беседы Работа с картой и схемой Беседа Экскурсия |
3 | Ноябрь | Наш микрорайон. «Городской музейный комплекс». Закрепление знаний о памятниках родного города – памятник Неваляшке. «Путешествие по родному городу». | Целевая прогулка Посещение музея Экскурсии и беседы Игра |
4 | Декабрь | Закрепление названий улиц. Составление рассказов об истории города по названиям улиц. Знакомство с дорожными знаками. Безопасность в городе. Центральная площадь города Котовска | Практическое занятие Экскурсия Рассказ воспитателя Экскурсия |
5 | Январь | Знакомство с памятниками родного города – памятник Г.И. Котовскому «Узнай, где я нахожусь» – закрепление знаний о достопримечательностях родного города. Промышленность города. | Заочное путешествие Дидактическая игра Экскурсии и беседы Игра-путешествие |
6 | Февраль | Памятники защитникам Отечества (мемориал воинам- интернационалистам). Рассматривание иллюстраций (фото) Парки и скверы города. Зеленые зоны района. | Беседа Рассказ Беседа Целевая прогулка |
7 | Март | «Встреча с прекрасным» – художественная выставка в городском музейном комплексе. Закрепление знаний о музеях родного города. Работа со схемой микрорайона – упражнение в ориентировке. | Экскурсии и беседы Игра-путешествие |
8 | Апрель | Рассматривание обелиска «Вечный огонь» Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города. «Архитектура родного города» | Рассказ-экскурсия Экскурсии и беседы |
9 | Май | Экскурсия в Парк Воинской славы, возложение цветов к обелиску «Вечный огонь» и на Аллеи Памяти. «Природа Котовска» | Экскурсия Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Нравственно - патриотическое воспитание. Проект "Любимый город"
-Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.-Формирование нравственных ценностей....
Игра КВН в подготовительной группе «Ласточка» по нравственно-патриотическому воспитанию «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»
Цель. Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом, любви к своему городу, расширение кругозора детей.Задачи: 1. Расширить и углубить знания детей о городе &laqu...
Конспект в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город».
Цель: уточнить знания детей о стране, в которой они живут, о родном городе Бердске, его достопримечательностях. Развивать любознательность, расширять кругозор, обогащать и активизировать словарь....
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город Котовск»
Авторская разработка занятия по патриотическому воспитанию с детьми 5-6 лет по направлению «Малая родина» (Тамбовская область, город Котовск)...
Конспект интегрированной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой любимый город»
Закрепить знания детей о родном городе Губкине. Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям....