Конспект лоскутного игрового тренинга "Эмоциональный мир ребенка"
методическая разработка (младшая группа)

Бегунова Татьяна Алексеевна

Цель: помочь родителям лучше узнать эмоциональный мир ребенка и  повысить их психологическую компетентность в вопросах эмоционального воспитания.

Задачи: обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной мира ребенка;

ознакомить родителей с конструктивными способами отреагирования эмоций;

способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком и приемов саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loskutnyy_tren.emots_.mir_reb.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОСКУТНОГО ИГРОВОГО  ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА»

Составил:

Педагог-психолог: Бегунова Т.А.

Цель: помочь родителям лучше узнать эмоциональный мир ребенка и  повысить их психологическую компетентность в вопросах эмоционального воспитания.

Задачи: обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной мира ребенка;

ознакомить родителей с конструктивными способами отреагирования эмоций;

способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком и приемов саморегуляции.

Материалы: белые листы бумаги, восковые карандаши, иллюстрации, мешочек с листочками, ответы детей, памятки для родителей.

Ход тренинга

1.Психологическое вхождение.

Ведущий: Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции. В 3-4 года ребенок обладает богатым и разнообразным эмоциональным миром. Эмоциональная сфера в этом возрасте имеет следующие особенности: 1) развиваются социальные эмоции;2) развивается эмоциональное предвосхищение, когда ребенок переживает по поводу возможных результатов своей деятельности; 3) происходит переход от базовых эмоции к более сложным; 4) происходит освоение высших форм экспрессии, когда дети начинают выражать свои чувства с помощью интонации, мимики; 5) речь становить эмоционально насыщенной; 7) эмоции носят аффективный характер, то есть вспыхивают быстро, протекают ярко, но так же быстро гаснут; 8) эмоции зависят от взаимоотношения со взрослыми, ребенок глубоко переживает отношения в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно большую  жажду ребенка в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений.  

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно приводить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться  своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувство безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Сегодня давайте попробуем прочувствовать и понять чувства ваших детей с помощью игровых упражнений.

2.Основная часть.

Упражнение 1. «Давайте познакомимся!» Цель: знакомство с участниками тренинга, создание благоприятной атмосферы. Ведущий, передавая мешочек с листочками с цитатами по кругу, задача называть свое полное имя, а затем  имя ребенка по формуле : «мама ....прилагательное.....имя в уменьшительно-ласкательной форме". Далее по кругу все выполняют это упражнение. Пока очередь снова не дойдет до ведущего. Вопрос родителям: «Изменилась ли атмосфера у нас в группе? Благодаря чему?»

Упражнение 2. «Что мне нравится в моем ребенке так это……»

Цель: создание положительного  эмоционального фона для детей и родителей.

Подводятся итоги упражнения. ««Как вы думаете, с помощью каких невербальных каналов коммуникации мы можем передавать свои эмоции и чувства в общении с людьми?»

Упражнение 3. « Закончите предложение»

Цель: развитие способностей, распознавать различные эмоции детей.  Как, по вашему мнению, закончил бы ребенок?
Мне бывает  грустно когда...
Мне бывает страшно когда...
Я сержусь когда.....
Затем родителям для сравнения отдают заранее подготовленные листочки с ответами их детей.

Родителям предлагается посмотреть и сравнить.
Рефлексия: В чем было совпадение? Что нового узнали и т.д

Упражнение 4. «Узнай эмоцию».

Цель - развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния невербально.

Участники садятся в круг, и каждый по очереди показывает другим какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные пытаются отгадать.

Инструкция: «Предлагаю каждому из вас по очереди показать какую-либо эмоцию или чувство при помощи мимики, жестов, поз. Остальные попытаются отгадать - какое чувство или эмоция была продемонстрирована».

Вопрос к родителям: «Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?»

Вывод ведущего: «Умение понимать эмоциональное состояние другого человека невербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием. Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».

На этом наши игровые упражнения закончены. Надеемся, что вам понравилось, и вы получили заряд положительных эмоций. Вы можете наполнить своего ребенка положительными эмоциями, чувствами. Потребность в любви и принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе». Не менее важен телесный контакт с ребенком. Психологами рекомендовано обнимать ребенка не менее 4-х раз в день (что просто необходимо каждому для выживания), а для хорошего самочувствия нужно не менее 8-ми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно же, ребенку подобные знаки принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

Конспект родительского собрания в игровой форме "Здоровье ребенка - в наших руках!"

Данная методическая разработка предлагает воспитателям ДОУ в игровой форме провести родительское собрание о такой важной теме, как здоровье. Родители в нетрадиционной форме узнают, какие основные комп...

Конспект интегрированной игровой ситуации в старшей группе по теме: «Ребенок - главный пассажир, пешеход и водитель».

С самого  раннего возраста, ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если соблюдать правила, быть дисциплинированным и внимательным  знать и ...

Организация игровой поддержки развития ребенка на основе развивающих игровых средств (тактильные доски) "Гениальность на кончиках пальцев".

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей встает особенно остро как перед родителями, так и перед педагогами. Современным детям  приходится расти и развиваться на фоне угрожающей ...

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

Конспект индивидуального игрового сеанса дс ребенком с ИОН 1 год обучения

Учимся искать различных диких животных и их диференцировать.Совместное занятие с матерью ребенка на базе Лекотека...

Конспект образовательно – игровой ситуации ребенок открывает мир природы в старшей группе «Весна».

Конспект образовательно – игровой ситуации ребенок открывает мир природы в старшей группе «Весна».Цель:Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.Задачи:1.О...