Организация игровой поддержки развития ребенка на основе развивающих игровых средств (тактильные доски) "Гениальность на кончиках пальцев".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Майорова Ирина Александровна

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей встает особенно остро как перед родителями, так и перед педагогами. Современным детям  приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка. Поэтому среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. 

          Что такое здоровьесберегающие технологии? Это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

         Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: 

·                   обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

·                   сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни, 

·                   научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

         Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: 

·                   технологии сохранения и стимулирования здоровья;

·                   технологии обучения здоровому образу жизни;

·                   коррекционные технологии.

 

          Тактильные доски относятся к коррекционным технологиям. Упражнения с использованием досок  - хороший способ развить у ребенка тактильные ощущения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genialnost_na_konchikah_paltsev._taktilnye_doski.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии.

Гениальность на кончиках пальцев. Тактильные доски.

        В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей встает особенно остро как перед родителями, так и перед педагогами. Современным детям  приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка. Поэтому среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

         Что такое здоровьесберегающие технологии? Это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:  

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни,  
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:  

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

         Тактильные доски относятся к коррекционным технологиям. Упражнения с использованием досок  - хороший способ развить у ребенка тактильные ощущения.

 «5 помощников, 5 чувств»

Как известно каждый человек, и взрослый, и маленьких общаясь с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрительный, слуховой, обоняние, вкуса и осязания. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток и это не может в дальнейшем не сказаться на уровне его интеллекта. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, внимание.

 

"На моей руке 5 пальце, 5 хватальцев, 5 держальцев".

   Тактильный осязательный вид ощущения - есть у ребенка с момента его рождения. Заботливые пуки мамы доставляет малышу массу приятных тактильных ощущений: прикосновение, поглаживание, похлопывание. Этот вид ощущений возникает в результате соприкосновения  с разными видами объектов и дает возможность ребенку познать форму величину, шероховатость, тепло или холод, характерны для предмета.  И мы взрослые должны предоставить малышу возможность совершенствовать свои тактильные ощущения, тем самым способствовать развитию его мышления, памяти.

         Органом осязания человека служат  руки. На кончиках пальцев находятся  большее количество окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновение к ним. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности действий, зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Тактильные доски с различными рельефными рисунками позволяет развивать у детей тактильное восприятие, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, умение концентрировать внимание, распознавать основные геометрические фигуры.  

 

Дидактическая игра «Тактильные доски»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая (2 человека).

Цель игры:

    ♦  Развитие осязательных ощущений руки;

    ♦   Обучение способов обследование объектов;

    ♦   Определение предмета (знака) на ощупь;

    ♦   Активизация движения пальцев;

    ♦   Определение различных качеств поверхностей на ощупь;

    ♦   Развитие речи ребенка.

 

Ход игры:

 Взрослый приглашает в сказку «Колобок», просит вспомнить детей, с какими героями встречался колобок. Зачитывает  отрывок встречи Колобка с Лисой.

- Лиса обещает отпустить Колобка, если он выполнит задания:

- «Узнай на ощупь, что нарисовано на дощечках».

Дети соглашаются помочь герою.    

Пальчиковая гимнастика.

Ох, и трудное задание                                      Ритмичное сжимание

Предстоит нам выполнять                              и разжимание пальцев рук.

Что бы справились вы с ними                        

Надо пальчики размять                                  Постукивание поочередно 

Подготовить их к работе                                каждым пальцем по столу.

Надо ж Колобку помочь.

Ведь без нас он сам не сможет

Лисы загадки отгадать.

Взрослый кладет на стол поочередно по одной дощечки, дети рассматривают их, узнают, изображенные на них рисунки. Затем взрослый прикрывает  их салфеткой или предлагает ребенку надеть  «темные очки». Ребенок должен осязательно обследовать рисунок на доске и предположить или точно назвать, что там изображено, так он поступает с каждой из дощечек и при этом рассказывает:

«Мои пальчики бегут по кругу не останавливаясь, наверно здесь нарисован круг» или

«Мои пальчики бегут от уголка к уголку, наверное, здесь квадрат».

II вариант игры.

Для этой игры необходим второй комплект таких же  дощечек. Ребенок рассматривает их, ощупывает. Затем взрослый предлагает ребенку игровую ситуацию:

- Необходимо построить мост через реку.

Но строить будем с закрытыми глазами. Ребенок берет одну дощечку, ощупывает ее и затем должен найти такую же и положить ее рядом с первой. И так ребенок находит пару к каждой дощечки. Перед работой проводиться пальчиковая гимнастика.

Две ладошки я прижму  и по морю поплыву,

Две ладошки друзья,-

Это лодочка моя,                                                   Движения по ходу чтения

Паруса подниму,

Синем море поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

Консультация с элементами тренинга для родителей "Гениальность на кончиках пальцев"

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства ...

Гениальность на кончиках пальцах.

Вышивание в детском саду....

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Мама – рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка.

Тематическое планирование для детей 2-3 года. Группа выходного дня....

Тема самообразования «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) 2021-2022 уч.г.

laquo;Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития)- тема самообразования...

Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »

Презентация отчета по самообразованию «Гениальность на кончиках пальцев» (развитие мелкой моторики, как средство речевого развития) »...