Доклад к педсовету «Задачи, особенности и методы социально-нравственного воспитания».
материал (старшая группа)

Шахова Наталья Геннадьевна

Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahova_n.g._doklad_k_ped_sovetu_.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кубитетский детский сад «Колосок»

Доклад к педсовету

«Задачи, особенности и методы

социально-нравственного воспитания».

Воспитатель : Шахова Н.Г.

      «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»  А. С. Макаренко

     Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

За период дошкольного детства у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма);

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

        Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.

  Задачи социально-нравственного воспитания:

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

- Формировать уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.

- Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

      Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

     Для формирования привычек нравственного поведения у детей  дошкольного возраста, используем следующие методы и приёмы:
- чтение детской художественной литературы;

- сюжетно - ролевые игры, беседы;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- дидактические и развивающие игры;

- разыгрывание проблемных ситуаций;

- подвижные и спортивные игры;

- участие в сценках.

        Становление духовного потенциала наших воспитанников, формирование у них социально-нравственных ориентаций осуществляется путем использования культурных практик дошкольного детства:

- игровой деятельности;

- чтения художественной литературы и работы с книгой;

- трудовой деятельности;

- познавательной деятельности;

- художественно-продуктивной;

- театрализованной и музыкальной деятельности;

- социально-значимой проектной деятельности;

- взаимодействия с социокультурным окружением;

- общения в разновозрастных сообществах.

       В работе мы используем следующие формы работы:

- организованную образовательную деятельность по познавательному развитию;

- беседы, дискуссии с детьми социально- нравственной направленности;

- слушанье классической и народной музыки;

- чтение художественной литературы социально - нравственной тематики;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

     Формирование социально-нравственных качеств мы начинаем с раннего возраста. На примерах стихотворений А.Барто цикла «Мои игрушки» малыши учатся доброму, бережному отношению к окружающему. Сочувствуют, переживают больному мишке с оторванной лапой, жалеют промокшего зайку, который не смог сам слезть со скамейки. В процессе игры, общения друг с другом и со взрослыми малыши постепенно усваивают морально-этические нормы.

      Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении мы считаем чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит и лечит и  воспитывает. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

   Произведения таких писателей как В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», А. Барто «Вовка добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Л.Толстого «Рассказы для детей» обличают плохое поведение и учат детей правильным поступкам. Дети слушают их с замиранием сердца.

   Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых мы  обсуждаем с детьми поступки, побуждаем  их думать, принимать верные решения. Темы мы подбираем  в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для их понимания. Например, в младшем возрасте это темы «Хорошо и плохо», «Не надо ссориться». В старшем дошкольном возрасте это «Что такое дружба», «Правда и ложь», «Лень и трудолюбие», «Добрые слова» и др. «Уроки доброты» учат детей понимать переживания людей, разделять плохое и хорошее.

   Экскурсии в природу очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора.

   Большое значение в социально -нравственном воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники.  В  ДОУ традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с удовольствием принимают участие в раскрашивании и украшении бумажных силуэтов яиц.    Знакомя детей с русскими традициями, мы организуем познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формируем знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Во время музыкальных занятий детей знакомим с народной музыкой, народными инструментами, учим водить хоровод.

    Народные игры являются неотъемлемой частью социально-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. На физкультурных занятиях, во время прогулок дошкольники знакомятся и играют в народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Салки», «Ручеёк», «Вышибалы» и др.

       Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно - развивающей среды. В группе есть уголок патриотического воспитания, где представлены: портрет президента РФ, символика России, Кемеровской области. Подобранны дидактические игры, литература, альбомы по темам «Моя Родина Россия», «Малая Родина», «Народы России» и т.д. Знакомя детей с родной страной, мы расширяем представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России.

          Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Нам педагогам надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью. Взаимодействие с семьями воспитанников мы осуществляем на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей, действуя  сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, идя  рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

   Исходя из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что у дошкольников расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, о связи прошлого, настоящего и будущего. Отмечено снижение уровня конфликтности детей в группах. Формирование нравственно-патриотических чувств обогатило жизненный опыт детей и позволило овладеть первоначальными умениями осуществления нравственного выбора в проблемных ситуациях. Дети стали менее эгоистичны, более ориентированы на чувства и состояние сверстников, близких взрослых. В детско-взрослых отношениях значительно вырос уровень взаимного доверия и принятия.

   Необходимо продолжать работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.

     Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями социально-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рукописная семейная книга как метод социально – нравственного воспитания

Рукописная семейная книга как метод социально – нравственного воспитания...

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников

В данной презентации можно познакомиться с методами социально-нравственного воспитания....

Мастер-класс для педагогов «Педагогический проект – метод социально-нравственного развития дошкольников»

Цель: создание условий для диалогического общения участников мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить теоретические знания участников мастер-класса по вопросу создания и использования в практике работы ме...

Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом

Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе №2» (из личного опыта)

Патриотическое воспитание детей - оченьактуальная проблема в наше время. В своём докладе я рассказала о том, как я провожу работу с детьми по этому вопросу. С чего начала работу, и какие результаты по...

Выступление на педсовете по краткосрочному проекту по социально-нравственному развитию «Вместе весело шагать…»

По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.«Дети - наше будущее». И каким оно будет...

Доклад на педсовете. Тема "Особенности организации экологической проектной деятельности дошкольников", 26.11.18

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соотве...