Доклад к педсовету «Задачи, особенности и методы социально-нравственного воспитания».
материал (старшая группа)
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahova_n.g._doklad_k_ped_sovetu_.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Кубитетский детский сад «Колосок»
Доклад к педсовету
«Задачи, особенности и методы
социально-нравственного воспитания».
Воспитатель : Шахова Н.Г.
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А. С. Макаренко
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
За период дошкольного детства у детей формируются:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма);
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.
Задачи социально-нравственного воспитания:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Формировать уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.
- Воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
Для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, используем следующие методы и приёмы:
- чтение детской художественной литературы;
- сюжетно - ролевые игры, беседы;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- дидактические и развивающие игры;
- разыгрывание проблемных ситуаций;
- подвижные и спортивные игры;
- участие в сценках.
Становление духовного потенциала наших воспитанников, формирование у них социально-нравственных ориентаций осуществляется путем использования культурных практик дошкольного детства:
- игровой деятельности;
- чтения художественной литературы и работы с книгой;
- трудовой деятельности;
- познавательной деятельности;
- художественно-продуктивной;
- театрализованной и музыкальной деятельности;
- социально-значимой проектной деятельности;
- взаимодействия с социокультурным окружением;
- общения в разновозрастных сообществах.
В работе мы используем следующие формы работы:
- организованную образовательную деятельность по познавательному развитию;
- беседы, дискуссии с детьми социально- нравственной направленности;
- слушанье классической и народной музыки;
- чтение художественной литературы социально - нравственной тематики;
- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей;
- проведение совместных праздников с родителями;
- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.
Формирование социально-нравственных качеств мы начинаем с раннего возраста. На примерах стихотворений А.Барто цикла «Мои игрушки» малыши учатся доброму, бережному отношению к окружающему. Сочувствуют, переживают больному мишке с оторванной лапой, жалеют промокшего зайку, который не смог сам слезть со скамейки. В процессе игры, общения друг с другом и со взрослыми малыши постепенно усваивают морально-этические нормы.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении мы считаем чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит и лечит и воспитывает. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Произведения таких писателей как В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», А. Барто «Вовка добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Л.Толстого «Рассказы для детей» обличают плохое поведение и учат детей правильным поступкам. Дети слушают их с замиранием сердца.
Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы, в ходе которых мы обсуждаем с детьми поступки, побуждаем их думать, принимать верные решения. Темы мы подбираем в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для их понимания. Например, в младшем возрасте это темы «Хорошо и плохо», «Не надо ссориться». В старшем дошкольном возрасте это «Что такое дружба», «Правда и ложь», «Лень и трудолюбие», «Добрые слова» и др. «Уроки доброты» учат детей понимать переживания людей, разделять плохое и хорошее.
Экскурсии в природу очень нравятся детям. Это возможность увидеть красоту природы, познать историю родного края и возможность расширения кругозора.
Большое значение в социально -нравственном воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. В ДОУ традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с удовольствием принимают участие в раскрашивании и украшении бумажных силуэтов яиц. Знакомя детей с русскими традициями, мы организуем познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формируем знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Во время музыкальных занятий детей знакомим с народной музыкой, народными инструментами, учим водить хоровод.
Народные игры являются неотъемлемой частью социально-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. На физкультурных занятиях, во время прогулок дошкольники знакомятся и играют в народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Салки», «Ручеёк», «Вышибалы» и др.
Необходимым условием для духовно – нравственного воспитания детей является создание предметно - развивающей среды. В группе есть уголок патриотического воспитания, где представлены: портрет президента РФ, символика России, Кемеровской области. Подобранны дидактические игры, литература, альбомы по темам «Моя Родина Россия», «Малая Родина», «Народы России» и т.д. Знакомя детей с родной страной, мы расширяем представление о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России.
Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Нам педагогам надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью. Взаимодействие с семьями воспитанников мы осуществляем на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей, действуя сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Исходя из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что у дошкольников расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, о связи прошлого, настоящего и будущего. Отмечено снижение уровня конфликтности детей в группах. Формирование нравственно-патриотических чувств обогатило жизненный опыт детей и позволило овладеть первоначальными умениями осуществления нравственного выбора в проблемных ситуациях. Дети стали менее эгоистичны, более ориентированы на чувства и состояние сверстников, близких взрослых. В детско-взрослых отношениях значительно вырос уровень взаимного доверия и принятия.
Необходимо продолжать работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания, совершенствуя формы, методы и приемы работы по данному направлению.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями социально-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рукописная семейная книга как метод социально – нравственного воспитания
Рукописная семейная книга как метод социально – нравственного воспитания...
Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
В данной презентации можно познакомиться с методами социально-нравственного воспитания....
Мастер-класс для педагогов «Педагогический проект – метод социально-нравственного развития дошкольников»
Цель: создание условий для диалогического общения участников мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить теоретические знания участников мастер-класса по вопросу создания и использования в практике работы ме...
Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом
Всероссийский конкурс для педагогов «Доклад на педсовете «Работа с проектным методом» обмен опытом...
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе №2» (из личного опыта)
Патриотическое воспитание детей - оченьактуальная проблема в наше время. В своём докладе я рассказала о том, как я провожу работу с детьми по этому вопросу. С чего начала работу, и какие результаты по...
Выступление на педсовете по краткосрочному проекту по социально-нравственному развитию «Вместе весело шагать…»
По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.«Дети - наше будущее». И каким оно будет...
Доклад на педсовете. Тема "Особенности организации экологической проектной деятельности дошкольников", 26.11.18
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соотве...
- Мне нравится (1)