Папка по самообразованию 2018-2019 г
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Соколовой Юлии Николаевны
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
2018-2019 учебный год
г. Москва
План самообразования
в средней группе № 5 «Бабочка»
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию».
Цель: Развитие речи и психических процессов, повышение уровня речевой активности детей с помощью элементов мнемотехники.
Задачи:
- развитие связной монологической речи дошкольников
- обогащение словарного запаса детей
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти
- развитие мелкой моторики, грамматического строя речи, звуковой культуры
- формирование умения составлять рассказы, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать знакомые сказки, стихи с помощью мнемотаблиц
Актуальность выбранной темы
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_po_samoobrazovaniyu1.docx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2120 ДОП № 7 «Цветочная полянка»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Соколовой Юлии Николаевны
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
2018-2019 учебный год
г. Москва
Сентябрь
«Знакомство с мнемоквадратами и включение их в ООД»
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам. Начала деятельность с детьми (3-4 лет) в данном направлении с простых мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.
Я использовала мнемоквадраты для выполнения артикуляционной гимнастики, которую включила в ООД по развитию речи. Можно использовать:
1)мяч
Игра «Веселый мяч». Перед детьми перевернутые картинки, я бросаю мячик, ребенок ловит, бросает мне обратно и выбирает картинку (на столе лежат картинки с изображениями артикуляционных упражнений: лошадка, качели, часики, слоник, варенье, чашка и др.). Затем мы выполняем артикуляционное упражнение с опорой на мнемоквадрат.
2)волчок
Игра «Волшебный волчок». На столе выложены картинки, ребенок крутит волчок, на котором нарисована стрелка, на какую картинку покажет волчок, то артикуляционное упражнение мы выполняем с опорой на мнемоквадрат.
3)кубик
Игра «Кубик-рубик». Я взяла мягкий модульный куб, на каждую грань приклеила мнемоквадрат. Дети по очереди бросают кубик и выполняют артикуляционную гимнастику.
«Картотека мнемоквадратов для артикуляционной гимнастики - Веселый язычок»
Изготовление картотеки «Веселый язычок» и внесение ее в РППС в речевой уголок.
«Консультация для родителей – Мнемотехника, как средство развития связной речи у детей».
«Если ребенок молчит,
покажите ему картинку, и он заговорит».
Ушинский К. Д.
Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды.
Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Метод мнемотаблицы помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, это методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы:
-являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать, для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивания наизусть.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.
Октябрь
«Познакомить детей с мнемодорожкой»
После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам – это таблица из 4 и более клеток расположенных линейно, в которых изображено словосочетание, предложение, четверостишие.
Мы вместе с детьми составляли короткие предложения, заучивали четверостишия с опорой на мнемодорожки, рисовали и раскрашивали их. Также мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Правила поведения на прогулке».
«Памятка для родителей – Как работать с мнемотаблицами»
Мнемотаблицы используются:
-для обогащения словарного запаса;
-при составлении рассказа;
-при пересказе литературных произведений;
-при загадывании и отгадывании загадок;
-при заучивании стихотворений;
-при проведении речевых игр.
АЛГОРИТМ работы с мнемотаблицами:
1.Введение элементов схем, символов (например, обозначения цвета, формы, величины, действия).
2.Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий.
3.Введение отрицаний (например, не большой, не круглый, не съедобный ).
4.Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
5.Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество; умение аргументировать свой выбор.
6.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Овладение приемами мнемотехники позволяет решить задачи:
*развитие связной речи;
*развитие мелкой моторики;
*развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
*развитие познавательной активности, наблюдательности, сообразительности, творческой самостоятельности.
*создание у ребенка зоны успеха, уверенности в своих силах.
ПОМНИТЕ!
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка- зеленая, ягодка – красная, мышка – серая …).
Для старших дошкольников схемы необходимо рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Ребенок может сам составить мнемотаблицу для запоминания прозаического или поэтического текста. Он может сам сделать зарисовки и обозначения, понятные и удобные только ему, а потом рассказать по ним.
Удачи в воспитании и развитии ваших детей!
Ноябрь
«Знакомство с мнемтаблицей»
Третий этап, как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете.
Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушка», «Животные», «Порядок одевания на улицу», «Умываемся правильно».
При заучивании стихотворений рассматривали с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений.
«Выставка – Моя любимая игрушка»
Организация выставки и рассказ по желанию детей с опорой на мнемтаблцу про свою любимую игрушку.
«Консультация для родителей – Учим стихотворения с помощью мнемотехники»
"Учите ребенка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.
В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением:
1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.
2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3.Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4.Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5.Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6.Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Декабрь
«Любимые сказки»
Продолжать работу с мнемотаблицами и формировать умение у детей передавать содержание знакомой сказки. Создание мнемоальбома «Любимые сказки» и внесение его в РППС в театральный уголок.
«Драматизация сказки- Под грибом»
Беседа, пересказ и драматизация сказки «Под грибом» с опорой на мнемотаблицу.
Январь
«Открытое занятие для педагогов – Использование приемов мнемотехники в разучивании стихотворений»
Конспект занятия по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники
Дата: 22.01.2019
Возрастная группа: средняя.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Цель: побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
1. Образовательная задача: способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
2. Развивающая задача: создать внутреннюю мотивацию у детей к прослушиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?»
3. Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства; способствовать воспитанию бережного отношения к игрушкам.
Методы и приемы:
1. Наглядный: (показ, демонстрация)
2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
3. Игровой: сюрпризный момент, подвижная игра.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о медведях, чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных, словесные игры.
Словарная работа: обогащение словаря словами (вперевалку, берлога)
Форма проведения: игровая
Оборудование: мольберт, мнемотаблицы, Волшебная книга, игрушка мишка
Ход:
Воспитатель. Я сегодня принесла «Волшебную книгу». Ой, кажется там кто- то есть. (Приоткрываю, смотрю). Ребята, отгадайте загадку и узнайте кто сидит в «Волшебной книжке» .
Загадка.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Воспитатель. А как вы догадались, что это медведь?
-Покажите, как ходит медведь.
-Что любит медведь?
-Еще чем питается медведь?
-Когда медведь лезет в яму спать?
-Как называется яма, где спит медведь?
Воспитатель (показывает игрушку- мишку). У кого дома есть игрушка-медведь?
-Вы любите её?
Мишутка. Здравствуйте, ребята! Я очень люблю слушать стихи.
Воспитатель. А давайте вспомним и расскажем нашему гостю стихотворение А. Барто «Мишка» (показываю мнемодорожку)
-Кто помнит это стихотворение и расскажет нам. (Рассказывание детей с опорой на мнемодорожку).
Воспитатель. Сегодня постараемся запомнить ещё одно стихотворение и порадовать нашего гостя.
Чтение воспитателем стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит»
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
Воспитатель. Вам стихотворение понравилось?
Работа по содержанию стихотворения (по мнемодорожке).
-О ком это стихотворение?
-Что делает мишка зимой?
-А почему он спит?
-Еще раз послушаем стихотворение, А Анри мне поможет (по мнемотаблице).
Воспитатель проговаривает каждую строчку, показывая на картинки в таблице:
1.-Мишка, мишка! Что с тобой?
2. Почему ты спишь зимой?
3.-Потому, что снег и лёд –
4. Не малина и не мёд!
Чтение каждой строчки отдельно, а дети повторяют.
Рассказывание стихотворения с опорой на мнемодорожку (ребёнок с хорошей памятью).
Рассказывание стихотворения с опорой на мнемодрожку (ребёнок с плохой памятью).
Воспитатель. Ребята, мишка устал. Поиграем с ним (физкультминутка)
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки отпусти.
Мишка, мишка, покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Воспитатель. Миша, наши ребята любят слушать рассказы, сказки о тебе. Послушай, что они знают о медведях. (Составление рассказа по мнемотаблице «Медведь»)
Рассказ.
Медведь не домашнее, а дикое животное. Он живёт в лесу. У медведя четыре лапы, густая шерсть. Он питается мясом, рыбой, любит лакомиться малиной, мёдом. Зимой медведь ложится спать в берлогу. В берлоге у медведицы рождаются детёныши. Она их кормит молоком.
Мишутка. Спасибо ребята. Мне с вами было интересно.
Воспитатель. Мишутке пора ложиться спать. Давайте ещё раз вспомним, почему он зимой спит.
Обыгрывание стихотворения «Почему медведь зимой спит?».
Воспитатель. Волшебная книга закрывается, мишка уходит спать.
-Что мы сегодня узнали?
Февраль
«Мой папа»
В рамках тематической недели «День защитника Отечества» мы с детьми составили рассказы с использованием мнемотаблиц о наших любимых папах.
«Дидактические игры»
1) Игра «Какая сказка спряталась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу. Ход игры: Вариант №1 Ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её, по желанию, показывает. Вариант№2. Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.
2) Игра «Угадай, кто я?»
Развивает словарный запас, расширяет представления детей о характерных признаках овощей, фруктах, ягодах. Цель: составить описательный рассказ о овоще, фрукте, ягоде. Ход игры: Вариант №1 Детям предлагают опорную мнемотаблицу, по которой составляется рассказ. Вариант №2 Ребенок загадывает овощ, фрукт, ягоду и с опорой на мнемотаблицу рассказывает о нем, остальные дети должны догадаться, что загадал водящий.
3) Игра «Живой мир»
Задачи: закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных; развивать умение употреблять предложения сложных конструкций; воспитывать культуру речи; развивать координацию движений и умение владеть своим телом при показе пантомимы. Мотивация: Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки. Правила игры: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Март
«Выступление на методическом объединении воспитателей ГБОУ Школа 2120 «Речетворчество в режимных моментах»
«Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»
Дата: 21.03.2019
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Практическая значимость:
Данное мероприятие может быть интересно педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения:
Мастер-класс для педагогов
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа, помогают заучивать стихотворения.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
И начнем мы с мнемоквадрата.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром. Я использую мнемоквадраты для выполнения артикуляционной гимнастики.
После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожкам – это таблица из 4 и более клеток расположенных линейно, в которых изображено словосочетание, предложение, четверостишие. А теперь я предлагаю вам самим заучить стих с помощью мнемодорожки (в презентации).
Кошка в окошке подушку шьет, а мышка в сапожках избушку метет.
Мнемодорожки можно рисовать: сам педагог (готовая форма); дети совместно с педагогом; самостоятельно дети. Можно разложить разные картинки и, выбрав нужные, приклеить на мнемодорожку.
Третий этап, как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Например, (текст в презентации)
Предлагаю поиграть в игру «Угадай» (приглашается один желающий) Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Мне очень хотелось, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми. Прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии, пожалуйста, выразите свои эмоции и мнения через мнемоквадраты, которые у вас в руках: вам все погравилось или у вас много вопросов.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
«Мнемотаблицы пальчиковых игр»
В данном учебно-методическом пособии представлены мнемотаблицы, созданные для запоминания пальчиковых игр. Благодаря мнемотаблицам, составленным на тексты пальчиковых игр, дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным
произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться.
Этот пальчик – дедушка, Правой рукой загибать пальчики на левой руке,
Этот пальчик – бабушка, начиная с большого.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья. По окончания покрутить кулачком.
Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»
Цель: продолжать развевать моторику пальцев рук через пальчиковую
гимнастику.
Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя.
И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди.
В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд.
А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: продолжать учить детей выполнять движения в сочетании с текстом,
развивать моторику пальцев рук, вызвать у детей интерес и желание играть в
пальчиковые игры.
Я хочу построить дом, Руки сложить домиком и поднять над головой.
Чтоб окошко было в нём, Пальчики обеих рук соединить в кружочек.
Чтоб у дома дверь была, Ребра ладоней прижать друг к другу.
Рядом чтоб сосна росла. Одну руку поднять вверх и «растопырить»
пальчики.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцепить в
замок.
Солнце было, Кисти рук скрестить, пальчики растопырить.
Дождик шёл. Кистями рук делать «стряхивающие» движения.
Тюльпан в саду расцвёл! Соединить вместе ладошки и медленно раскрыть
пальчики – «бутончик тюльпана».
Апрель
«День открытых дверей - занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»
Дата: 18.04.2019
Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и памяти; учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций; развивать артикуляционный и дыхательный аппарат.
Материалы: колонка, корзинка накрытая платком, игрушка заяц, цветочки с заданиями, кубик с артикуляционными упражнениями, трубочки, картон зеленый, маленькие цветочки из цветной бумаги, мнемотаблица «Экологическая сказка», два контейнера, бумажный и пластиковый мусор (смятые бумажки, картонные коробки, пластиковые стаканы, бутылки, ложки и тд.)
Предварительная работа: Беседы о природе, правилах поведения на природе; пересказ знакомых сказок с помощью мнемотаблиц; драматизация сказок с помощью мнемотаблиц, слушанье экологической сказки «Зайчонок и медвежонок» и пробный пересказ с помощью мнемотаблицы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся со всеми.
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
Давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох-, вдох-выдох.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в сказочный лес. Садимся в наш автобус и отправляемся в сказочный лес (играет музыка «Вот мы в автобусе сидим») Молодцы! Вот и мы приехали в наш сказочный лес. Ой, посмотрите, кто это нас встречает, нам нужно отгадать загадку.
Скачет, как лягушка,
Длинненькие ушки
Скок – поскок за кусток,
Через поле да в лесок
Стоит накрытая корзина в ней зайчик и разные цветочки с заданиями (на каждую игру достаем один цветочек и кладем на ковер-полянку)
Посмотрите ребята, нас встречает зайчик, и чтобы нам не было скучно, гулять по лесу, зайчик приготовил нам разные интересные игры. Поиграем с зайчиком?
Воспитатель достает из корзины первый цветочек. Зайчик предлагает поиграть с нашим язычком, чтобы он тоже проснулся и сделал зарядку. Вы по утрам делаете зарядку?
1 игра. Зарядка для язычка
Воспитатель достает из корзины большой кубик, на гранях которого наклеены картинки с артикуляционными упражнениями(качели, хоботок, наказать непослушный язычок, лошадка, вкусное варенье, часики) Выходят по очереди 5-6 детей и бросают кубик, какая картинка выпала, такое упражнение ребенок показывает, остальные повторяют.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как здорово у вас получилось! Зайчику очень понравилось, так что он будет каждое утро делать зарядку для язычка!
2 игра. «Цветочная полянка»
Воспитатель: А сейчас мы с вами оказались на цветочной полянке, цветов здесь видимо невидимо. Ах, а как они пахнут! Давайте понюхаем вместе! Вдохните носиком и на выдохе говорим АХ! Повторяем 4-5 раз, следим, чтобы дети дышали правильно.
Молодцы ребята! А сейчас зайчик предлагает устроить соревнования «Укрась полянку». Выбираются два ребенка, перед ними полянка (зеленый чистый лист картона) рядом трубочка и бумажные цветочки. Задача детей трубочкой с помощью вдоха перенести цветочки на полянку, кто быстрее.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень весело в сказочном лесу!
3 игра. Физкультминутка «Зайка»
Воспитатель: Ой, что-то мы с вами засиделись. Предлагаю немножко отдохнуть.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Дети, а вы любите сказки? Отлично, ведь не зря мы отправились в путешествие именно в сказочный лес, наш друг хочет нам рассказать одну сказку, а чтобы нам было проще ее запомнить, зайчик принес с собой картинки, на которые мы будем смотреть и запоминать сказку.
4 игра. «Экологическая сказка»
Зайчик рассказывает сказку и параллельно вывешиваются на доску картинки.
«Жили-были в сказочном лесу два друга-медвежонок и зайчонок. Как-то раз отправились они на полянку поиграть. Играли в мяч, догонялки. Устали друзья и решили отдохнуть и покушать. Поели, а мусор оставили, и ушли домой. На следующий день пришли друзья вновь на эту полянку, но она уже не была такой красивой, как раньше, она была грязная, вся в мусоре. И тут медвежонок наступил на консервную банку и застрял. Зайчонок помог ему выбраться и поняли друзья, что лучше мусор за собой убирать. И стала полянка такая красивая.» Вот такая сказка! Как вы думаете ребята, почему полянка не понравилась медвежонку и зайчонку, когда они пришли во второй раз? А вам бы понравилась такая полянка? А что друзья поняли, когда у медвежонка застряла лапа? А ему было приятно? Мусор за собой нужно убирать? Молодцы! А теперь давайте попробуем рассказать сказку зайчику и нашим гостям! Выходят 3-4 ребенка и по очереди рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу (по необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами)
Молодцы ребята! Какая хорошая и поучительная сказка! Ой, а что случилось? Почему зайчик плачет? Ребята, посмотрите, пока мы с вами рассказывали сказку, кто-то пришел и намусорил в сказочном лесу. Как же быть? Давайте поможем зайчику убрать весь мусор с полянки и сделаем ее снова красивой и сказочной.
5 игра. «Помощники»
Воспитатель: Итак, ребята, мы уже знаем с вами, что мусор за собой нужно убирать. Посмотрите, у нас есть два контейнера. Давайте девочки будут собирать пластиковый мусор вот в этот контейнер, а мальчики бумажный мусор в другой контейнер. Готовы? Раз, два, три, мусор собери!
Какие вы молодцы! Зайчик наш повеселел и говорит вам большое спасибо.
Ребята вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? А что больше всего запомнилось? А можно ли бросать мусор, где попало? Почему? Вы большие молодцы! Зайчику было очень весело! За вашу помощь, он дарит вам вот такие замечательные раскраски с красивой полянкой, чтобы вы не забывали, какая наша природа красивая и ее нужно беречь. Говорим зайчику До свидания и садимся в наш замечательный автобус, который нас отвезет в группу! Включается музыка «Автобус».
Май
«Чему мы научились за год»
Вместе с детьми мы участвовали в конкурсе «Экологическое воспитание и образование», где продемонстрировали экологическую сказку «Заяц и медведь» с применением мнемотехники (беседа, пересказ, драматизация).
«Викторина «Наши любимые сказки» с использованием мнемотаблиц»
Цель: закрепить в памяти детей сказки, учить узнавать их по цитатам, знать короткое содержание и главных героев, прививать любовь к книге, развивать смекалку и сообразительность, память и логическое мышление.
Материал: мнемотаблицы к сказкам «Теремок», «Репка», «Три поросенка», «Курочка Ряба».
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о сказках. Я очень люблю читать и слушать сказки. В сказках живут добрые и веселые животные, птицы, которые, как люди, умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг другу.
А вы любите сказки? Сейчас я это проверю. Я буду вам читать отрывок из сказок, а вы будете мне отвечать, из какой сказки я это прочитала. Согласны?
«Жили - были дед и баба, и была у них …
Снесла она яичко, не простое, золотое… » («Курочка Ряба»)
«Посадил дед…
Выросла она большая пребольшая… » («Репка»)
«… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,
Еле успели все звери из него выскочить… » («Теремок»)
«… Вдруг навстречу ему лиса «Здравствуй, дружок! Какой ты хорошенький» А он ей сразу песенку петь… » («Колобок»)
«… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,
подошел к избушке и запел тонким голосом… » («Волк и козлята»)
«… Побежала девочка дальше. Видит яблонька стоит.
«Яблонька, скажи, куда гуси полетели? » ( «Гуси – лебеди»)
А теперь я хочу показать картинку. Кто это? (петушок) В каких сказках он живет? Что можно о нем сказать, какой характер у петушка? В сказках он разный. Давайте вспомним эти сказки. («Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса»)
Молодцы, ребята, много вы знаете сказок. А загадки вы умеете отгадывать?
Загадываю загадки про животных.
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь, кто же это (Медведь)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвостик колечком (Собака)
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный (Петух)
Рыжая головка, хитрая плутовка.
Хвост пушистый – краса,
Кто же это… (Лиса)
Смотрите, как много вы отгадали загадок. Все эти животные живут в сказках
Физкультминутка « Зайцы и волк»
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Узнай сказку по мнемотаблице.
Показываю мнемотаблицу, дети называют сказку, главных героев, пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.
Молодцы, ребята! Вы знаете много сказок. Мы с вами прочитаем еще много добрых и хороших сказок.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
В конце предлагается детям в свободной деятельности показать любую сказку с опорой на мнемотаблицу, используя пальчиковые куклы, театр на ложках, куклы бибабо, театральные маски.
Вывод
Подводя итоги за 2018 – 2019 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.
Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный. Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся держаться перед аудиторией.
На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Проводились индивидуальные консультации, беседы, создание памяток в родительском уголке.
В следующем учебном году планирую продолжить работу в этом направлении, так как мнемотехника это эффективный способ развития личности ребенка. При дальнейшей работе планирую использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению. На следующий учебный год планирую не давать готовые мнемотаблицы, а вместе с детьми создавать, придумывать их. Как равноправный партнер, помогать детям находить и выбирать наиболее удачные решения. Также дополнить работу с родителями мастер-классами и конкурсами по созданию мнемотаблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 г.г.
«Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...
Тема самообразования 2018-2019 учебный год
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2018-2019 учебный год...
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г...
План самообразования 2018-2019 уч.год
План самообразования 2018-2019...
Программа по самообразованию 2018-2019 год
Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»Цель: повысить уровень сфор...