План по самообразованию 2018-2019 г.г.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_plan_po_samoobraz.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
- Ф.И.О. педагога Гончарова А.В.
- Образование: среднее-специальное, первая квалификационная категория.
- Тема самообразования: «Интеграция образовательных областей через проектную деятельность как средство развития познавательной активности у детей.»
- Работа начата: 13.09.14г..
- Предполагается закончить: 26.09.2018г..
- Цель: «Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»
- Задачи:
- познакомиться с опытом работы педагогов ДОУ и других региональных площадок по применению технологии ТРИЗ в проектной деятельности;
- подготовить педагогический мониторинг на начало и конец учебного года, для планирования работы в данном направлении;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- организация предметно-развивающей среды в группе по данной теме.
- подготовить (провести) консультацию для педагогов ДОУ на тему «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника», выступление на педагогическом совете;
- подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»
- Форма самообразования: индивидуальная.
- Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по данной теме;
- Посещение НОД у воспитателей ДОУ;
- Посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- Разработать дидактический материал;
- Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- Обобщение результатов на заседании методического объединения.
Актуальность.
Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.
Проектная деятельность может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.
Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:
- присутствие новизны;
- наличие реальной проблемы;
-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;
- презентация результата проекта.
Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центров активности» в группе.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях
При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
Ожидаемые результаты:
Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Увеличится число детей, имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная деятельность: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить планы, приспособленность к новым ситуациям, инициативность, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная деятельность: Оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая деятельность: Любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
Этапы и направления работы
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования. | 2013 - 2014 учебный год |
Диагностический | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса | 2014 - 2015 учебный год |
Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) | 2015 - 2016 учебный год |
Обобщающий | Распространение опыта своей работы | 2016 – 2017 учебный год |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2017 – 2018 учебный год |
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой; Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. | В течение года 2014г. | Список методической литературы по данной проблеме. |
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике. | В течение года. 2014г. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультаций для родителей | Октябрь, декабрь, февраль2014г-2019г. | Конспекты консультаций |
Индивидуальные беседы с родителями | В течение года | Конспекты бесед |
Подготовка и проведение родительского собрания "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников" | Апрель 2014г. | Родительское собрание Консультация |
Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы. | Сентябрь - Май 2014-2018 г.г. | Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы). |
Составить конспекты занятий по всем видам деятельности | В течение года | Конспекты |
Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации). | Сентябрь-Ноябрь2015г. | В социальной сети работников образования nsportal.ru. |
Презентация проекта «День Защитника Отечества» | Февраль 2016г. | Фотоотчет, презентация |
Обследование речи и творческого воображения детей. Применение технологии ТРИЗ в проектной деятельности. | Сентябрь 2016г. Октябрь - Апрель | Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. (Диагностика детей). |
Презентация проекта «Про маму» | март | Фотоотчет, презентация |
Подготовка материала к информационным стендам. | День открытых дверей | |
Разработка Конспектов | Сентябрь - Май | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. |
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
Родительское собрание: | В течении года Май | «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей) Оформление папки передвижки. Тема: «Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность» Консультация для родителей: «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Оформление папки передвижки. Тема: «Играем вместе с детьми» Консультация для родителей: «Технологии развития социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и общества …» Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2014 - 2018 учебный год | ||
1. Итоговая диагностика по технологии ТРИЗ-РТВ у детей. 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности В социальной сети работников образования nsportal.ru. МААМ.ru,, Школлеги. | Сентябрь-Май Сентябрь-май | Информационные листы в виде таблицы с результатами. Публикации в социальной сети |
Работа с детьми 1.Разработка программно методического обеспечения образовательного процесса. 2.Обследование речи и творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. 3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. 4. Работа над проектом «Сказка сказывается…» | Сентябрь Октябрь – Апрель Февраль- Март | Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы). Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. (Диагностика детей). Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). Сбор информации, дидактического материала |
Работа с родителями: 1. Знакомство с современными системами семейного воспитания. 2. Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. | Декабрь Январь Февраль | Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования. Доклад –сообщение на тему: «Интеграция образовательных областей через проектную деятельность как средство развития познавательной активности у детей.». Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. |
Работа с педагогами: 1. Подготовка материала по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок». | апрель | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. Доклад-презентация «Проектная деятельность через интеграцию образовательных областей, как средство развития познавательной активности у детей. |
Распространение опыта своей работы 2014 – 2018 учебные годы | ||
Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. МААМ.RU; Школлеги. | Сентябрь - Май | Публикации в социальной сети |
Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ-РТВ. | Сентябрь-май | Семинар - практикум для воспитателей. |
Разработка проекта «Сказка сказывается…» | Март | Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). Сбор информации, дидактического материала |
Цикл конспектов НОД по методу ТРИЗ | Сентябрь - Май | День открытых дверей. Фестивальный день |
Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок" | Апрель | Семинар - практикум для воспитателей. |
Анализ созданных педагогических условий для развития 2014 – 2018 г.г. | ||
1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ. 2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок» | Сентябрь – Май Сентябрь - Май | Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май. |
Консультации для педагогов | Апрель - Май | Повысить образовательный уровень компетентности педагогов |
Разработать консультации для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок» | Повысить образовательный уровень компетентности родителей | |
Разработка проектов по теме: «Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок» | Январь - Май | Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. |
Результаты на 2014-2017 учебные годы
Повышение профессиональной компетентности Гончаровой А.В. | |
Форма работы | Результаты |
Обучение на курсах, повышения квалификации. Работа по самообразованию. | Курсы: «Формирование информационной компетентности воспитателей ДОУ в соответствии с новыми требованиями к организации дошкольного образования»2012г.; «Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС" 2013г.; «Инновации дошкольного образования в условиях перехода на ФГОСы»2014г.; «Психолого-педагогические технологи организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» 2017г.. |
Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые педагогические мероприятия, мастер-классы, выступления на конференциях, круглых столах) | Участвовала в открытом занятии по теме «Формирование произвольного воображения через типовые приемы фантазирования» 2014г.; Участвовала в Фестивальном движении Педагогических идей и инноваций в области образования «Эффективная образовательная среда: новые вызовы и современные решения» октябрь 2016г.; Участвовала -Фестивальное движение «Педагогические практики под знаком ФГОС» февраль 2016г; Участвовала в Конференции городской опорной площадки по итогам работы в апреле 2016-2017 г.г. |
Работа в кружковой творческой деятельности «Волшебная кисточка» Вела адаптационную группу для детей раннего возраста, не посещающих ДОУ. | Разработала перспективного планирования 2015г., Разработала календарное планирование 2014г. |
Экспертная деятельность и наставничество. | Член комиссии конкурса "Подари улыбку миру"2016г. Член комиссии «Эффективная организация педагогического процесса по развитию творческих и познавательных способностей дошкольников с использованием средств интерактивного оборудования»2017г. Член комиссии «О прохождении аттестации работника»2018г.; Наставничество для студентов Югорского политехнического колледжа»2015-2018г.г. |
Наличие публикаций, отражающих методическую систему педагога | Публикации на ncportal.ru портале педагога, Маам.Ru, Школлеги. |
Участие в профессиональных конкурсах Педагога. | Победитель Окружного конкурса «Лучший педагог(воспитатель) дошкольной образовательной организации» 2015г. Участие во Всероссийском конкурсе «ТРИЗ технологии в ДОУ» 2016г. Участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический проект» 2016г., Участие во Всероссийском конкурсе «Доутесса»2017г., Участие в Региональном конкурсе «Моя Югра»2017г., |
Участие воспитанников в городских, региональных, Всероссийских конкурсах. | Городской фестиваль: «Одаренные дети –будущее России» 2014г. «Театр детской юношеской книги»2014г., Городской конкурс «Пластилиновая ворона» 2014г., «Одаренные дети –будущее России»2016г., Городской фестиваль- конкурс «Юный Шахматист» 2017г. Окружной конкурс: «Юный Шахматист» 2014г., Региональные «Моя Югра»2016г., Всероссийские: Блиц-Олимпиада «Звукобуквенные истории» «Доутесса»2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г
План профессионального самообразования 2018-2019 г.г...
План по самообразованию 2018-2019 уч.г.
Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности»....
План по самообразованию 2018-2019 уч. год
Тема: "Мнемотехника - эффективное средство развития связной речи дошкольников"...
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
План по самообразованию 2018-2019.
План по самообразованию на тему "Развитие основных видов движений через подвижные игры у детей раннего возраста"...
«План по самообразованию » 2018-2019 учебный год 2018г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Актуальность ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в раб
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"______Дата начала работы над темой___Сентябрь...