Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста
консультация

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста

В развитии ребенка театральное искусство позволяет формировать чувства сопереживания, коммуникативность, познавательность. Театральное искусство с помощью художественного образа воздействует на личность, познание нравственных основ общества. Для детей это один из самых доступных видов искусства, который помогает:

- осуществлять художественное образование и воспитание детей;

- формирование эстетического вкуса;

- нравственное воспитание;

- развитие коммуникативных качеств личности;

- воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжённости, решение конфликтных ситуаций через игру.

На основе театрализованной деятельности в детском саду раскрывается творческий потенциал дошкольника, происходит формирование творческой личности. Дошкольники учатся создавать собственный художественный образ персонажа, развивать творческое воображение, замечать интересные вещи и явления вокруг них, воплощать увиденное в своей роли. В основе театрализованной деятельности лежит игра, поэтому театральное искусство понятно и близко детям и взрослым. Театрализованная игра является ярким эмоциональным средством для формирования художественного вкуса детей.

Театрализованная деятельность позволяет целостно воздействовать на личность ребенка: позволяет раскрепоститься, осуществлять самостоятельное творчество. Происходит развитие ведущих психических процессов, усиление адаптационных способностей, а также происходит развитие и корректировка коммуникативных качеств ребенка.

Из всего многообразия результатов педагогической деятельности, которые дает использование театрализованной деятельности в детском саду, остановимся на различных аспектах развития речи дошкольника:

- словарный запас;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- уровень развития связной речи.

В своей книге по развитию речи А.Г. Арушанова отмечает значение театрализованной деятельности в том, что «принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа».

Театрализованные действия дают возможность создать основу для развития самостоятельного общения детей между собой в нерегламентированных ситуациях.

При этом развивается словарный запас ребенка. В ходе определенной роли дети не только знакомятся с новыми словами, они учатся их использовать в заданном контексте сюжета. Ребенок мотивирован на улучшение произношения – чтобы быть понятым и вписаться в игру. Поэтому совершенствуется звуковая культура. Заучивание роли – определенных предложений и высказываний персонажа позволяет совершенствовать грамматический строй речи – ребенок получает возможность пользоваться определенными эталонами построения фраз и речи.

Большое значение для развития связной речи – в основном диалогической – оказывает театрализованная деятельность. В деятельности кооперативного типа, такой, как сюжетно-ролевая игра, дошкольники непосредственно и естественно общаются, выстраивают отношения командования и подчинения. Они в совместной деятельности создают предметно-игровую обстановку, разыгрывают диалоги в соответствии с ролями, вступают в различного рода взаимоотношения, как в игровом контексте, так и в реальной жизни. В театрализованной деятельности наиболее эффективно протекает речевое развитие дошкольников.

В процессе театрализованной игры дети сами осваивают новые способы и средства общения. А.А. Максимова предлагает следующие виды игр с элементами театрализованной деятельности для развития речи детей: драматизации и режиссёрские театрализации.

В играх-драматизациях ребёнком самостоятельно создаётся образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики. пантомимы), производятся собственные действия исполнения роли, исполняется какой-либо сюжет с заранее определенным сценарием, не являющимся жёстким условием игры, а служащим основой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, не будет похож на героя, сыгранного другим ребенком. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Выделяют следующие виды драматизации:

- игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевой диалог на основе текста;

- инсценировка произведений;

- постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игра-импровизация с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре дошкольник ведет игрушки в общем сюжете, выступает в качестве режиссера в импровизированном концерте, спектакле. При этом формируются навыки коммуникации, согласования замыслов и организации совместной деятельности. Здесь ребенок выступает от имени игрушечного героя, управляет игрушками или их заместителями.

Сюжетно-ролевая игра является основой формирования и развития навыков театрализованной деятельности.

В процессе организации театрализованной деятельности важно учитывать возрастные особенности и возможности дошкольников, побуждать их интерес к новым знаниям, расширять спектр умений и знаний. К формам организации театрализованной деятельности относят:

1) совместную театрализованную деятельность детей и взрослых, игры на праздниках и развлечениях;

2) самостоятельные театрализованные игры в повседневной жизни;

3) мини-игры на различных занятиях.

В среднем дошкольном возрасте театрализованная игра тесно связывается с сюжетно-ролевыми играми. Большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые песенки и стихи являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Развитие речи ребенка является сложным и длительным процессом, в ходе которого на основе общения со взрослыми и сверстниками ребенок формирует навыки понимания устной речи, а также умение воспроизводить нужные звуки, объединяя их в слоги и слова, стремясь к тому, чтобы его речь понимали окружающие. Младший и средний дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы грамотной речи ребенка. Для этого используются различные средства. Они должны применяться комплексно, не существует единого универсального средства. В общении детей и взрослых, которое происходит в непосредственной жизнедеятельности, на специально организованных занятиях, в языковой культурной среде, где существует человек, происходит работа по формированию и развитию речи дошкольника.

Для развития речи дошкольников эффективно использование театрализованной деятельности. В театрализации ребенок раскрепощается, он органично входит в игру и в образ, что позволяет ему не только выражать свои чувства, но и развивать коммуникативные навыки, развивать все стороны речи: словарный запас, звуковую культуру, улучшать грамматический строй речи, совершенствовать умение вести диалог и развивать монологическую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"

Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении  сказок, решении проблемных ситуаций.  Использование песочного стола.Некоторая  часть деятельности отовд...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста на тему: Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речидля детей среднего дошкольного возраста на тему:Составление описательного рассказа «Золотая рыбка».Цель: создание условий ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей среднего возраста

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать зара...