Методическая разработка. Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
проект
Методическая разработка
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modeley_v_ekologii.doc | 719 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
1. Задачи и содержание формирующего эксперимента.
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами.
Цель проекта состоит в разработке педагогической технологии по использованию моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
- Разработать этапы педагогической работы по ознакомлению детей с моделями экологического содержания.
- Определить содержание работы на каждом этапе.
- Спроектировать систему работы с дошкольниками на каждом этапе
- Спроектировать систему работы с педагогами по расширению экологических представлений у детей с использованием моделей.
- Разработать методику итоговой диагностики позволяющей оценить эффективность реализации разработанной технологии.
Теоретическую основу педагогической технологии составляют:
- Теория целостного развития личности. (Б.Г. Ананьев, М.В. Крулехт)
Знания и умения, полученные ребёнком в процессе педагогической технологии использования моделей экологического содержания в образовательном процессе детского сада, будут в полной мере способствовать целостному развитию личности ребёнка.
- Исследования Л.А. Венгера, о развитии умственных способностей дошкольников.
- Исследования Н.И.Ветровой, посвящённое изучению возможностей использования метода моделирования в процессе формирования у детей обобщённых представлений о природе.
- Исследования о системности знаний у дошкольников. (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Хайдурова, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева)
Принципы проектирования.
- Принцип системности и последовательности.
Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определённой последовательности.
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Все полученные знания об использовании моделей, о животном и растительном мире, могут быть использованы детьми в других видах деятельности (игровой, трудовой).
- Принцип развивающего характера обучения.
Полученные детьми знания будут способствовать целостному развитию личности ребёнка и его индивидуальности в целом.
- Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитываются возрастные особенности и индивидуальные способности детей. Материал понятен и доступен по содержанию.
Педагогическая технология состоит из этапов:
- Проведение цикла мероприятий для педагогов по использованию моделей.
- Знакомство детей с различными моделями экологического содержания.
- Проведение цикла занятий по использованию моделей экологического содержания для расширения знаний детей.
Так как педагогический процесс в детском саду организует воспитатель, то на первом этапе необходимо выстроить работу, направленную на расширение знаний педагогов.
Задача 1-го, предварительного, этапа педагогической технологии:
Расширение знаний педагогов о моделях экологического содержания и разнообразными методами их использования.
Для решения задачи первого этапа педагогической технологии предполагается провести педагогический семинар с активным привлечением педагогов, т.к. семинар способствует созданию условий, при которых педагоги могут в деловой обстановке поделиться накопленным опытом по проблеме, а также получить новые знания по теме: «Использование моделей экологического содержание в старших группах детского сада»
Семинар подразумевает проведение четырёх занятий. Целью такого семинара будет – повышение теоретических и практических знаний педагогов по использованию моделей экологического содержания. Формами проведения такого семинара будут лекции и семинарские занятия – практикумы. С целью повышения уровня практической подготовки воспитателей, совершенствования практических умений и навыков.
1-е занятие включает в себя некоторые теоретические вопросы:
- содержания понятия «модель» и «моделирование». Многообразие моделей экологического содержания в работе с детьми; (Приложение 1)
- последовательность при обучении детей моделированию;
- формы организации занятий по использованию моделей.
В ходе проведения занятия педагоги познакомились:
- с программами по экологическому воспитанию, в которых предлагается использование моделей экологического содержания.
- С методической литературой (Приложение 2).
Домашнее задание: Проанализировать предметно – развивающую среду своей группы на наличие в ней моделей экологического содержания.
2-е занятие было связано с особенностями организации педагогических условий обеспечивающих усвоение детьми знаний по использованию моделей экологического содержания.
В начале беседы педагогам предлагается проанализировать предметно – развивающую среду своих групп. Выявить достоинства и недостатки, Обменяться мнениями по данному вопросу.
Вопросы для обсуждения на занятии:
- Обогащение развивающего пространства групп.
- Планирование работы педагога по использованию моделей.
Домашнее задание: Составить конспект занятия или совместной деятельности с использованием моделей экологического содержания. Пополнить предметно – развивающую среду.
3-е занятие: Содержание работы с детьми.
- Обсуждение методики формирования умений у детей пользоваться моделями для описания объектов природы.
- Обсуждение и практическое составление конспектов занятий с детьми.
На данном занятии педагогам будет предложено разработать этапы работы с детьми по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром, с использованием моделей экологического содержания (Приложение 2).
Домашнее задание: Самостоятельное изготовление моделей для описания объектов природы. Подготовка к зачёту.
4-е занятие. Анкетирование педагогов по итогам семинара. Педагогам предлагается анкета для оценки профессионализма (Приложение 3).
В ходе семинарских занятий мы думаем, что воспитатели повысят свой профессиональный уровень, расширят знания о возможностях использования моделей экологического содержания в работе со старшими дошкольниками.
Задачи 2-ого этапа педагогической технологии:
- Обогатить предметно-развивающую среду за счёт пополнения моделями экологического содержания.
- Познакомить детей с моделями экологического содержания.
- Ввести разные виды моделей для описания животных и растений.
Еще одной стороной педагогического процесса в детском саду является создание предметно-развивающей среды, для этого был разработан второй этап педагогической технологии.
Для решения первой задачи второго этапа педагогической технологии необходимо пополнить предметно – развивающее пространство за счёт внесение в него разнообразных моделей экологического содержания.
Этот уголок должен быть привлекательным для детей. Обязательным условием организации такого уголка является наличие разнообразных моделей экологического содержания, к которым дети должны иметь свободный доступ. Необходимо пополнить предметную среду группы иконическими моделями, имеющими сходство с натурой. Такие модели будут более доступны для восприятия детей. К ним относятся модели отдельных животных. Картонная модель бабочки, павлиний глаз, сидящая на дереве, у которой шевелятся крылышки(20). С помощью этой модели детям можно дать представления о средствах передвижения бабочки. Бумажная модель хищной птицы, на которой можно демонстрировать её полёт, особенности строения. Группы должны содержать различные материалы разного цвета и фактуры для абстрагирования цвета листьев, их поверхности, для определения кожного покрова животных.
В группе могут быть представлены модели-макеты среды обитания: леса, пустыни с животными, обитающими в этом природном сообществе. Макет деревенского дома с сараем и домашними животными. Аквариум будет макетом, имитирующим водную среду обитания. С помощью их дети наглядно и более подробно могут познакомиться с местом обитания животных и растений. Они позволяют формировать у детей обобщённые представления о жизни животных в дикой природе. В группах детского сада могут быть представлены разнообразные графические модели для описания внешнего строения животных: диких, домашних и растений: комнатных, растущих на клумбе и в лесу (Приложение 4-8). Всевозможные календари наблюдений. Модели роста и развития животных и растений.
В качестве модели для осуществления практических действий можно использовать фотографии, на которой будет представлена последовательность выполнения действий, каким - нибудь ребёнком.
В качестве модели в группах детского сада можно использовать карту: города, области, страны. С её помощью дети могут узнать о том, какие животные и где обитают. В каком крае нашей страны растут растения, и какие условия для этого там есть. С помощью карты можно, устраивать путешествия, не выходя из группы. На карте дети могут отмечать те места и районы, в которых они побывали.
На этом этапе предполагается познакомить детей с моделями, рассказать об их значении, способах использования для описания объектов природы.
С этой целью педагог проводит с детьми обобщающие беседы. Данные беседы будут способствовать ознакомлению детей с моделями экологического содержания и расширению экологических представлений детей. Для каждой беседы педагог готовит модели для описания объектов природы. Педагогические приёмы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, к самостоятельному использованию моделей.
Беседы разработаны на основе конспектов занятий А.И. Ивановой. Проводить их, предполагаем по подгруппам: в две подгруппы по десять детей. Беседам должна предшествовать предварительная работа: прогулки в парк, наблюдение за птицами, рассматривание деревьев, цветов растущих на клумбах. С целью оживления представления детей о животных и растениях, наглядно познакомить детей со средой обитания и особенностями внешнего вида некоторых птиц (утки, чайки, голубя, воробья). И средой обитания растений ( лугом, клумбой, полем).
Следует отметить, что часть районов города Санкт-Петербурга и его пригородов ( Гатчина, Пушкин, Павловск и др.) содержит множество парков, скверов и у педагогов есть возможность устраивать прогулки по паркам: к прудам, лугам, скверам и клумбам. И наглядно знакомить детей с природой родного края.
В самом начале работы педагоги просто гуляют с детьми в парке: рассматривают деревья, наблюдают за птицами, прилетающими в парк, и живущими на прудах.
Затем проводится цикл целевых прогулок и обобщающих бесед. Они позволяют обогатить знания детей о взаимосвязях, существующих в природе; поупражнять в применения правил поведения в парке, на лугу; воспитать духовные, нравственные, волевые качества: дружбу и взаимопомощь, внимательность, наблюдательность, выдержку, коллективизм. Последовательность прогулок и бесед обусловлена близость объектов к детскому саду, а также содержанием экологических представлений.
Целевая прогулка «В гости к берёзке» ( Приложение 9).
Задачи: Формировать у старших дошкольников представления о деревьях растущих в Родном крае. Учить устанавливать причинно-следственные связи: солнышко греет чаще, на деревьях набухают почки. Формировать умения составлять рассказы по моделям. Познакомить детей с картой.
После проведения прогулки (в течение недели) проводится закрепляющая беседа с детьми.
Первая беседа: Деревья – живые существа.
Задачи: способствовать развитию и обобщению представлений детей о деревьях как живых существах, представлении о том, что деревья вырастают из семян. Получают питание из почвы; узнаванию и различению деревьев растущих рядом с детским садом. Формировать умения составлять рассказы по моделям (Приложение 4-8).
В ходе беседы педагог показывает детям как модель можно помочь при составлении рассказа. Дошкольники закрепляют знания, полученные на прогулке. В группе подбирают модели для описания деревьев: берёза, дуб, тополь, ель.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций.
- Беседы с детьми.
- Прогулка в парк.
Беседа вторая: Птицы в городе.
Задачи: Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период. Формировать умения составлять рассказ по модели. Воспитывать доброжелательность и желание заботится о птицах.
Беседа начинается с чтения стихов о скворце. Педагог спрашивает детей: «А где был скворец зимой?»
Во время беседы воспитатель с детьми составляет описательный рассказ с использованием моделей. Поощряет детей на самостоятельное составление описания птиц.
Эта беседа становится предварительной работой для целевой прогулки на тему: «птицы, живущие в парке»
Задачи: Закреплять знания детей о конкретных птицах живущих в парке: вороне, голубях, синицах, грачах, скворцах. О птицах, живущих на водоёмах: утках, чайках, трясогузках. Выяснить чем питаются, как приспосабливаются к сезонно–меняющимся условиям. Формировать представления, что разные птицы по–разному приспосабливаются к жизни. Использовать для описания птиц графические модели. Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание кормить их, вновь наблюдать за ними.
Материал: Графические модели для описания птиц; картинки с изображение водоплавающих и зимующих птиц; картинки с изображение разного вида корма для птиц. Корм для птиц в пакетиках. Кукла Незнайки.
Прогулка начинается с того, что к детям в группу приходит опечаленный Незнайка. Он запутался в птицах: не знает: Кто, где живёт? И кого чем кормить? Ребята решают ему помочь.
Целевую прогулку « Путешествие на поляну» Предполагается проводить в летний период, так как дети наглядно могут познакомиться с растениями, растущими на поляне и применить знания по использованию моделей экологического содержания. С целью закрепления полученных знаний.
Задачи: Познакомить детей с дикорастущими растениями, растущими на поляне (репейник, подорожник, пастушья сумка и т.д.) Для описания растений использовать модели. Познакомить детей с насекомыми, живущими, по соседству с растениями, на полянке. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к растениям и насекомым.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята как называется место в лесу свободное от деревьев? (поляна) Что же растёт на нашей полянке? (трава) Поищите известные вам травы? (осока, одуванчик, ромашка, подорожник, репейник)
Педагог напоминает детям, что при знакомстве с деревьями они использовали модели, схемы для описания.
А как вы думаете, кто живёт на этой полянке вместе с цветами? Давайте поищем их? (муравьи, жуки, бабочки)
Дети вместе с воспитателем рассматривают насекомых, используя модели.
Четвёртая беседа: Комнатные растения.
Создать условия для обобщения представлений детей о росте и развитии растений растущих в группе: бальзамин, традесканция, плющ, цикламен, кактус, кливия, амариллис. Уточнят представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые растения, влаголюбивые и засухоустойчивые. Дать детям представления о способах размножения растений.
Предварительная работа:
- наблюдение за ростом растений в уголке природы;
- труд в уголке природы по моделям.
В ходе беседы дети рассказывают о комнатных растениях, используя модели. Закрепляют названия растений, растущих в группе; правила ухода за растениями: полива, рыхления.
Третий этап педагогической технологии связан с организацией педагогического процесса. Для получения хорошего результата у детей по использованию моделей экологического содержания воспитателю необходимо:
- систематически моделировать в специальных календарях протекающие изменения в природе;
- организовывать совместную деятельность с дошкольниками;
- систематически проводить разные типы экологических занятий и игр.
Мы предполагаем ряд занятий, направленных на расширение экологических представлений с использованием моделей экологического содержания. Дети в этом возрасте любознательны, им интересно всё новое. Их интересуют разнообразные объекты природы, их действия и образ жизни. Использование моделей экологического содержания на занятиях будет способствовать не только закреплению и усвоению детьми полученных представлений, но и расширению и обогащению их. Мы предполагаем, что на занятиях дети будут опираться на знания, полученные ими на прогулках и во время обобщающих бесед.
Примерные планы занятий по развитию экологических представлений с использованием моделей экологического содержания.
- Домашние животные.
Задача: Способствовать систематизации представлений о месте обитания домашних животных; их внешнем виде. Умению составлять рассказ о стадиях роста животных с помощью моделей: о связи с человеком.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин, беседа с детьми о животных у них дома, чтение познавательной литературы, наблюдение за кошкой и собакой.
Материал: модель – макет места обитания домашних животных, графические модели для описания стадий роста .
2 .Птицы в городе.
Задача: Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах живущих в городе (голубь, ворона, воробей), умение их приспосабливаться к среде обитания. Рассказать о существенных признаках птиц, используя модель.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, изготовление кормушек, отгадывание загадок про птиц, беседы с детьми.
Материал: графические модели для описания существенных признаков птиц, модели птиц и иллюстрации.
3. Как узнать растения?
Задач: способствовать обобщению представлений детей о растения, умения обобщать их по существенным признакам. Описывать с помощью моделей. Доказательно строить суждения. Выполнять трудовые навыки.
Предварительная работа: Рассматривание растений на участке и в группе. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми. Дидактические игры.
Материал: графические модели для описания существенных признаков растений, модели с описанием очерёдности ухода за растениями.
4. Насекомые.
Задача: Способствовать систематизации и обобщению знаний о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, питания, способах передвижения) с использованием моделей.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми, чтение литературы, прогулка на поляну.
Материал: Графические модели для описания существенных признаков насекомых. Иллюстрации.
На данном этапе мы предлагаем использовать экологические ,
дидактические задания, для закрепления полученных знаний детей. Игры могут проводиться как индивидуально, так и по подгруппам.
Перечень дидактических заданий:
- Помоги Чебурашке отобрать модели, которые рассказывают о рыбах (Приложение 10).
Материал: модели с изображением отдельных частей тела животных. Игрушка или изображение Чебурашка.
Ход задания: задание можно выполнять по ходу наблюдения за рыбкой. Рассматривая модели, дети рассуждают, есть ли у рыбы ноги, чешуя, какая у неё форма тела, есть ли плавник, нужны ли рыбе перья, какой у неё хвост, есть ли клюв.
- Помоги Буратино рассказать о зиме (Приложение 11).
Материал: графическая модель для описания в времени года. Кукла или изображение Буратино.
Ход задания: Задания выполняется индивидуально или с подгруппой детей, на прогулке или в группе для обобщения знаний о времени года.
- Придумай рассказ об овощах и фруктах (Приложение 12).
Материал: картинка- модель для описания овощей и фруктов, изображения или муляжи овощей и фруктов, чудесный мешочек.
Ход задания: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Чудесный мешочек». Ребёнок вытаскивает из мешочка овощ или фрукт, объясняет, что это и почему он так думает. Затем составляет рассказ с использованием картинки – модели.
- Угадай для чего это животному? (Приложение 13)
Материал: Карточки – модели с изображением частей тела разных животных. Карточки - картинки разных животных: лев, еж, собака, белка, черепаха, лиса, козёл, птиц; рыб; насекомых: бабочка, пчела, паук.
Ход задания: Воспитатель предлагает детям карточки – модели с частями тела животного и спрашивает детей: Какие части тела помогают животным двигаться? Какие части тела помогают животным спасаться от холода? Какие части тела помогают животным защищаться от врагов?
Затем педагог просит подобрать к каждой карточке – модели карточку –картинку животного.
- Найди животного (Приложение 14).
Материал: модели с изображением частей тела: птиц, рыб, насекомых, животных. Картинки с изображением животных. Изображение Незнайки.
Ход задания: Данное задание может проводиться как диагностическое, индивидуально или по подгруппам.
Воспитатель просит подобрать ребёнка к моделям изображение того животного, о котором рассказывает данная модель.
- Кто где живёт? (Приложение 15)
Материал: карточки – модели с изображением частей тела животных , птиц, рыб, и среды их обитания.
Ход задания: Ребёнку предлагаются модели с изображением среды обитания животных, птиц, рыб. Педагог раскладывает перед детьми карточки – модели с изображением частей тела животных, предлагает рассмотреть их определить какому животному они принадлежат, и найти среду обитания данного животного.
2 Контрольный эксперимент
Итоговая диагностика по своему содержанию полностью будет соответствовать методике проведения констатирующего эксперимента и включает в себя методы:
- Беседы.
- Анкетирование.
- Наблюдение.
Целью настоящего эксперимента будет состоять в том, чтобы выявить, какие изменения произошли в уровне использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений.
Методика итоговой диагностики включает в себя задания на определение знаний о животных, растениях и временах года. Дополнительным заданием для итоговой диагностики будет:
Задание: « Подбери модели»
Детям предлагаются картинки с изображением растений, животных. Детям необходимо расположить их по группам и подобрать к ним соответствующие модели(17).
Критерии оценки выполнения задания:
- Полнота (объём знаний) - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.
- Существенность знаний – выделение существенных признаков объекта.
- Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов.
- Использование моделей экологического содержания в своих ответах.
- Системность знаний - познание совокупности существенных связей.
Мы предполагаем, что семинарские занятия с педагогами дадут хорошие результаты. Воспитатели смогут самостоятельно оценить свою работу по использованию моделей для расширения экологических представлений у детей. Повысится их уровень знания моделей разных видов. В работе педагогов с детьми появятся разные формы и методы использования моделей. Педагоги смогут оценить предметно – развивающую среду своих групп и правильно пополнить её разнообразными моделями. В уголках природы появятся модели для самостоятельного использования их детьми. Занятия с детьми станут интереснее и разнообразнее. Воспитатели будут чаще использовать модели экологического содержания для совместной деятельности с детьми. И как итог этой работы с педагогами у детей повысится эстетический интерес к окружающему миру, дети научатся наблюдать, логически мыслить. У дошкольников сформируются такие качества личности как: любознательность, наблюдательность.
Мы предполагаем, что детей будут привлекать модели экологического содержания, они с удовольствием будут, используют их. Вырастет уровень знания детей животного и растительного мира.
Приложение 1
Занятие №1 семинара для педагогов на тему: «Модели экологического содержания для расширения экологических представлений у старших дошкольников»
Цель: Повышение уровня теоретической подготовки педагогов в использовании моделей экологического содержания.
-Дорогие коллеги! Сегодня у нас с вами первое занятия семинара посвящённое использованию моделей экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.
Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранить уровень компетентности, необходимо всё время чему – то учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. В процессе ознакомления детей с природой , большое место отводится моделям и моделирующей деятельности. Ещё Н.Н. Подъяков связывал развитие мышление детей с теми средствами и способами, которые ими применялись. Первые упоминания о моделях, как конкретном виде учебного материала, находим в глубокой древности. При передаче информации люди нередко прибегали к условны обозначениям и знакам, заменяющих собой реальные предметы, а устные объяснения сопровождали схемами и рисунками. Однако подлинно педагогический аспект модели получили лишь после теоретического обоснования средств и методов обучения.
Многие психологи пришли к выводу что, использование моделирования как средства формирования знаний, оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А. Венгера было установлено, что с помощью графических и пространственных моделей у детей совершенствуется ориентировочная деятельность и общие умственные способности.
Моделирование оказывает положительное влияние на интеллектуальную и продуктивную деятельность детей.
Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. В дошкольном возрасте используются разные виды моделей:
- Иконические модели. Это такие модели, которые имеют большое сходство с натурой.
- Предметные модели. Они воспроизводят особенности и строение , взаимосвязи реальных объектов и явлений. Примером такой модели может быть аквариум, который моделирует представление детей о водоёмах.
- Предметно - схематические модели. В таких моделях все связи, отношения и существенные признаки представлены в виде предметов макетов. Полоски бумаги разного цвета, фактура могут служить для абстрагирования цвета листьев и их поверхности.
- Графические модели. Передают условные признаки , отношения и связи предметов и явлений в виде схем, таблиц. К ним относятся: календари погоды, графики роста и развития живых организмов. (См. приложение № 4-8)
Модели можно классифицировать по разным принципам:
- По характеру моделирования – модели объектов, процессов и биоценозов;
- По внешнему виду - плоскостные и объёмные;
- По месту расположения - настенные, настольные и напольные;
- По способу использования - статические и динамические.
Моделирование – это такой метод исследования, который даёт возможность на искусственно созданных условиях показать детям разные стороны реально существующих объектов и явлений.
Использование моделей является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку даёт возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе.
На примере модели можно показать детям почему идёт дождь, почему на Земле бывает день и ночь , и многое другое.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Демонстрация моделей может быть использована только после ознакомления детей с реальным объектом или явлением при помощи других методов. Введение моделей требует определённой последовательности:
- Изучение самой модели
- Введение её для познания природного явления.
На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Материал включает в себя :
- Модели, отражающие существенные признаки живого.
- Модели, функций органов живого.
- Модели, которые помогут детям в организации различных видов деятельности.
Но нельзя ограничиваться только предложенными моделями, необходимо придумывать модели вместе с детьми.
- Модель, должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
- Раскрывать существенное в объекте.
- Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Приложение 2
Перечень рекомендуемой литературы по использованию моделей экологического содержания.
- Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний.// Герценовские чтения.- Л. ;1973.
- Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание – 1982 №4.
- « Мы» программа экологического образования детей. – СПб.; 2004.
- Мир природы и ребёнок / Под. ред. Маневцова Л.М. , Саморуковой П.Г.- СПб.; 2003.
- Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. – М.; 1977.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.; 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду.- М.; 2004.
- Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой. – СПб.; 2005.
- Фелихова Л.Г. Интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию речи.- М.; 2005.
Приложение 3
Анкета для оценки профессионализма воспитателей.
- С детьми, какого возраста Вы работаете?
- По какой программе экологического воспитания детей Вы работаете?
- Предполагает ли эта программа в работу с использованием экологических моделей?
- Как часто Вы планируете работу по использованию моделей экологического содержания с детьми?
- Каким формам работы по расширению экологических знаний у детей с использованием моделей Вы отдаёте предпочтение? Почему?
- Какие методы и приёмы Вы используете для ознакомления детей с моделями? Назовите их.
- В каких видах деятельности используете модели экологического содержания?
- Конспекты для занятий Вы составляете сами или пользуетесь готовыми?
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе с моделями экологического содержания?
- В чём, по Вашему мнению, должна заключаться помощь воспитателю группы со стороны старшего воспитателя и эколога?
Приложение 4
Модель для описания диких животных.
Приложение 5
Модель для описания растений.
Приложение 6
Модель для описания рыбы.
Приложение 7
Модель для описания домашнего животного
Приложение 8
Модель для описания птиц.
Приложение 9
Целевая прогулка « В гости к берёзке»
( проводится летом и осенью)
Задачи: Формировать у старших дошкольников представления о деревьях растущих в Родном крае. Учить устанавливать причинно-следственные связи: солнышко греет чаще, на деревьях набухают почки. Формировать умения составлять рассказы по моделям. Познакомить детей с картой.
Основные этапы:
На территории детского сада воспитатель показывает детям карту – схему парка. Дети с помощью воспитателя находят на ней пруд и дорогу, по которой пойдут гулять. По дороге воспитатель обращает внимание детей на погоду ( тепло – прохладно –холодно , ясно – пасмурно , тихо – ветрено).
Воспитатель останавливает детей на тропинке, откуда хорошо видны деревья парка.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими лесными друзьями:
« Здравствуй зелёный. Добрый друг,
Протяни нам сотни рук.
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!»
Смотрите, они нам отвечают! Кто видит, как они это делают? (кивают верхушками деревьев, машут ветками, шелестят листьями)
Кто же первый нас встретил? (березка)
Как вы её узнали? ( у берёзы ствол белый, тонкие ветки)
Воспитатель, показывает детям модель для описания деревьев, и рассказывает про берёзку опираясь на модель. Предлагает дошкольникам самостоятельно рассказать про берёзку.
Ребята что вы видите немного дальше? (много берёз)
Давайте, сравним одинокую берёзку и берёзы растущие вместе.
Игра «Кто живёт лучше?(Одинокой берёзке просторно много света, и места, у нее есть нижние ветки, но при сильном ветре ей стоять холоднее чем подружкам)
Ребята давайте заглянем в берёзовую аллею.
«Люблю берёзку русскую!
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнётся , но не ломится». (А.Прокофьев)
Воспитатель: Поглядите, дети, как расположены берёзы? (Рядами, линиями)
Почему, как вы думаете? (Их посадили люди)
Но все ли берёзки стоят в рядах?
Найдите эти берёзки. Какие они? ( невысокие , молодые)
Как можно определить возраст дерева? (По тонкому стволу и по высоте)
Откуда появились здесь молодые берёзки? (Из семян, из старого пня, посадили)
Ребята поиграем в игру «Необычные берёзки»
Найдите и обнимите удивительные берёзки. Раз, два, три – беги !
Дети разбегаются и встают или обнимают каждый свою берёзку. Воспитатель спрашивает, чем она необычна ( Выросшие из одного пня два дерева. Берёза с искривлённым стволом, очень стройная, самая белая)
Воспитатель: Ребята, а есть ли соседи у березок? Поищите их? ( дуб, тополь, ива)
Подойдём к иве. Что это за растение: дерево или куст? ( кустарник) Почему? Давайте посмотрим на схему для описания дерева. Что есть у дерева, но нет у куста? (нет одного толстого ствола) Какие у него листья? ( длинные и узкие) Посмотрите, а где растёт наша ива? ( у пруда) Правильно она любит влажную почву.
А какое это дерево? (клён) Посмотрите на его необыкновенные листья.
Кто знает, как называют место, где растут белоствольные красавицы –берёзки со своими соседями: ивой, клёном, тополем. (Берёзовая роща)
Итак, путешествуем дальше. Ой, ребята мы оказались совсем в другом месте. Что за деревья здесь растут? (дубы) Рассмотрим один из них, а поможет нам наша схема. Какой у него ствол, ветви, листья?
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудится?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый. (И.Токмакова)
Оглянитесь много здесь дубов? ( Много) А как они растут? ( Тоже рядами)
Почему? (Их посадили люди) Это называется дубовая аллея.
Ребята, зачем люди приходят гулять в парк? Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой.
Воспитатель напоминает детям правила поведения в парке.
Вот и закончилась наша прогулка. Попрощайтесь с новыми друзьями: «До новой встречи!»
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....
Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников
«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...
Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки...
Методическая разработка проекта совместной деятельности с детьми по формированию предметных представлений в рамках лексической темы "Дикие животные"
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...
Использование моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у дошкольников.
Моделирование - это совместная деятельность воспитателя и дошкольников, направленная на создание и использование моделей. Модель - это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схе...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...
Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»
Методическая разработка Креатив – идея «Модель взаимодействия с педагогами в ДОО по профориентации дошкольников»...