Экологическая тропа как средство формирования представлений старших дошкольников о природе.
консультация по окружающему миру ( группа) на тему

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое и окружающее нас?

Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность дошкольников. Среди многообразия её видов наиболее предпочтительной является экологическая тропа. Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родной земле.

 ФГОС дошкольного образования в части, определяющей, содержание программы выделяет, раздел «познавательное развитие», где говорится, что основной задачей является развитие познавательных действий формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля, как общем доме людей , особенностях ее природы, многообразии стран и народов.(2п. 2.6.).

Реализация Программы осуществляется в формах специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Экологическая тропа представляет широкие возможности для организации данной деятельности.(1п.1.2).

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

          Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает

детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

           Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа открывает возможность формирования собственного

жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов,

развивает его как личность. Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.

          Учитывая особенности возраста и специфику развивающей среды, я

использую разнообразные формы при организации работы на экологической тропе: провожу организованную деятельность в форме наблюдений, организую вместе с детьми опыты, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники на природе.

Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на основную

общеобразовательную программу дошкольного образования МДОУ детского сада№ 32, «Программу от рождения до школы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Занятие по ознакомлению с окружающем миром» О.В Дыбиной.       

        Цель создания экологической тропы:

-Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

-Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

-Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

-Формирование системы экологических знаний и представлений.

-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

           Задачи:

-Формирование основ экологической культуры и «безопасного поведения» в природе.

-Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

-Знакомство с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с

правилами поведения при грозе.

-Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

-Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;

-Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;

- Формирование основ экологической культуры личности.

         Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?

Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и ее обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и т.д.

При работе с детьми на экологической тропе необходимо донести правильный экологический подход человека к природе. Очень важно донести детям, что человек - это часть природы, что природа и наша жизнь уникальна, что человек должен согласовывать свои потребности с экологическими требованиями и уважать все формы жизни, окружающие его.

            Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе.

МДОУ детского сада № 32.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой и неживой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

        Объекты наблюдений экологической тропы МДОУ детский сад №32.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем

детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы. В разное время мы посещаем разные остановки экологической тропы. Одни и те же объекты наблюдаем и исследуем много раз, особенно в разные сезоны года, учитывая правильный экологический подход, о котором говорилось выше. На экологической тропе проводим наблюдения, игры, театрализованные представления, экскурсии. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Очень важно помнить об интегрированном подходе: на экологической тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в организованной деятельности по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

           Для оформления экологической тропы МДОУ детского сада № 32

использованы экологические знаки. Дети самостоятельно определяют, на какой остановке экологической тропы и какой экологический знак необходимо поставить. Имеется карта-схема экологической тропы, с обозначением природных объектов. Растения экологической тропы МДОУ детский сад № 32 описала в картотеке, оформила паспорт каждого растения.

Объекты наблюдений экологической тропы

в МДОУ детский сад №32.

 1. «Береза».

- закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки, учить детей различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение.

2. «Сосна».

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение.

3. «Цветники».

 - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих

растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста, учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

4. «Кустарники».

закрепить название кустарников, их строение, внешние признаки, учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам, систематизировать представления о кустарниках.

5. «Сухой пень».

- воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе к любому объекту живой и неживой природе.

6. «Огород».

- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними, вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

7. «Лужок».

- побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у стебля, цветков, листьев, воспитывать чувство прекрасного.

8. «Муравейник».

- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать

представления о роли муравьев в жизни леса, воспитывать бережное

отношение к муравьям.

            Огромную роль в организации образовательной деятельности с детьми на экологической тропе имеют дидактические игры и игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растет", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", «Экологический светофор», «Радости и огорчения», «Беседа с деревьями» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам следам и т.д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

          Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения, которые проводятся на природе. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.    

            В результате работы с использованием объектов изучения экологической тропы МДОУ детского сада № 32:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – м. :мозаика-синтез, 2012.

2. Грехова Л. И. «В союзе с природой». «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002.

3. Захлебный А. Н. «На экологической тропе» Москва, 1981.

4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» СПб «Детство-Пресс»,

2008.

5. Саморукова П. Г «Как знакомить дошкольников с природой» М. Просвещение, 1983.

6. Виноградова Н. В «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

7. Елкина Н. В, Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать»

Ярославль «Академия Развития», 1997.

8. Николаева С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»

9. Рыжова Н. А. «Проект «Наше дерево»». Москва, 1997.

10. Лучич М. В. «Детям о природе».Москва, 1989.

11. Веретенникова С.А. «Ознаком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_2.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа как средство формирования  предоставлений старших дошкольников о природе.

Тараскина. Я.С

МДОУ «Детский сад №32комбинированого вида

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое и окружающее нас?

Наиболее действенным средством экологического воспитания дошкольников является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность дошкольников. Среди многообразия её видов наиболее предпочтительной является экологическая тропа. Экологическая тропа формирует у детей нравственность, чувство бережного отношения к природе, любовь к родной земле.

 ФГОС дошкольного образования в части, определяющей, содержание программы выделяет, раздел «познавательное развитие», где говорится, что основной задачей является развитие познавательных действий формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о планете Земля, как общем доме людей , особенностях ее природы, многообразии стран и народов.(2п. 2.6.).

Реализация Программы осуществляется в формах специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Экологическая тропа представляет широкие возможности для организации данной деятельности.(1п.1.2).

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

          Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает

детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

           Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа открывает возможность формирования собственного

жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов,

развивает его как личность. Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой.

          Учитывая особенности возраста и специфику развивающей среды, я

использую разнообразные формы при организации работы на экологической тропе: провожу организованную деятельность в форме наблюдений, организую вместе с детьми опыты, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники на природе.

Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на основную

общеобразовательную программу дошкольного образования МДОУ детского сада№ 32, «Программу от рождения до школы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Занятие по ознакомлению с окружающем миром» О.В Дыбиной.        

        Цель создания экологической тропы:

-Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

-Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

-Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

-Формирование системы экологических знаний и представлений.

-Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и

животными, по охране и защите природы.

           Задачи:

-Формирование основ экологической культуры и «безопасного поведения» в природе.

-Формирование понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

-Знакомство с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с

правилами поведения при грозе.

-Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

-Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;

-Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия, путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;

- Формирование основ экологической культуры личности.

         Как следует построить беседу по ознакомлению с тем или иным природным объектом, чтобы экскурсия носила экологическую направленность?

Прежде всего, необходимо обратить внимание детей на условия, без которых данный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и ее обитателями. Например, дереву необходима почва, из которой оно получает воду и т.д.

При работе с детьми на экологической тропе необходимо донести правильный экологический подход человека к природе. Очень важно донести детям, что человек - это часть природы, что природа и наша жизнь уникальна, что человек должен согласовывать свои потребности с экологическими требованиями и уважать все формы жизни, окружающие его.

            Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе.

МДОУ детского сада № 32.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой и неживой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

        Объекты наблюдений экологической тропы МДОУ детский сад №32.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем

детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы. В разное время мы посещаем разные остановки экологической тропы. Одни и те же объекты наблюдаем и исследуем много раз, особенно в разные сезоны года, учитывая правильный экологический подход, о котором говорилось выше. На экологической тропе проводим наблюдения, игры, театрализованные представления, экскурсии. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Очень важно помнить об интегрированном подходе: на экологической тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в организованной деятельности по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

           Для оформления экологической тропы МДОУ детского сада № 32

использованы экологические знаки. Дети самостоятельно определяют, на какой остановке экологической тропы и какой экологический знак необходимо поставить. Имеется карта-схема экологической тропы, с обозначением природных объектов. Растения экологической тропы МДОУ детский сад № 32 описала в картотеке, оформила паспорт каждого растения.

Объекты наблюдений экологической тропы

в МДОУ детский сад №32.

 1. «Береза». 

- закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки, учить детей различать деревья по внешним признакам, воспитывать бережное отношение.

2. «Сосна». 

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение.

3. «Цветники».

 - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих

растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста, учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

4. «Кустарники». 

закрепить название кустарников, их строение, внешние признаки, учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам, систематизировать представления о кустарниках.

5. «Сухой пень».

- воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе к любому объекту живой и неживой природе.

6. «Огород». 

- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними, вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

7. «Лужок».

- побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у стебля, цветков, листьев, воспитывать чувство прекрасного.

8. «Муравейник».

- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать

представления о роли муравьев в жизни леса, воспитывать бережное

отношение к муравьям.

            Огромную роль в организации образовательной деятельности с детьми на экологической тропе имеют дидактические игры и игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растет", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", «Экологический светофор», «Радости и огорчения», «Беседа с деревьями» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам следам и т.д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

          Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения, которые проводятся на природе. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.    

            В результате работы с использованием объектов изучения экологической тропы МДОУ детского сада № 32:

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Список литературы.

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под ред Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – м. :мозаика-синтез, 2012.

2. Грехова Л. И. «В союзе с природой». «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002.

3. Захлебный А. Н. «На экологической тропе» Москва, 1981.

4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» СПб «Детство-Пресс»,

2008.

5. Саморукова П. Г «Как знакомить дошкольников с природой» М. Просвещение, 1983.

6. Виноградова Н. В «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

7. Елкина Н. В, Мариничева О. В «Учим детей наблюдать и рассказывать»

Ярославль «Академия Развития», 1997.

8. Николаева С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»

9. Рыжова Н. А. «Проект «Наше дерево»». Москва, 1997.

10. Лучич М. В. «Детям о природе».Москва, 1989.

11. Веретенникова С.А. «Ознакомление детей с природой». Москва,1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...