Использование моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у дошкольников.
материал по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме
Моделирование - это совместная деятельность воспитателя и дошкольников, направленная на создание и использование моделей. Модель - это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схем, знаков. Например, графические модели обобщенно передают виды отношений (графики, формулы, схемы). Цель моделирования в экологическом образовании - обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,связях и отношениях существующих между ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование моделей в разных видах деятельности по экологии
В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
Задачи:
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.
- Учить вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.
- Наглядно видеть, понимать связи и зависимость в окружающем мире.
- Способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Модели, в основном, используются наглядные, логико-смысловые и предметно-схематические. Можно их сопровождать кратким текстовым описанием.
Модели многофункциональны: их можно использовать на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. Они помогают обобщать представления детей о природе. На их основе можно проводить с детьми дидактические игры.
Я вам предлагаю поиграть в игры с моделями экологического содержания:
Лото с элементами моделирования «Кто, где живет?»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображение животных.
Ход игры: Ведущий раздает всем игрокам карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет?»
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть).
Ход игры: Ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Лото с элементами моделирования «Кто как передвигается?»
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Ход игры: Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей органа движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Презентация «Времена года». Моделирование.
Моделирование позволяет детям успешно усваивать представления о временах года, их структуре, связях и отношениях, существующих между неживой и живой природой. Оно способствует не только закреплению и усвоению детьми полученных знаний, но и расширению и обогащению их.
Предлагаю Вам рассмотреть различные модели времен года:
- весна (предметно-схематическая модель).
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде схем и картинок.
- лето-зима (логико-смысловая модель).
Логико-смысловая модель состоит в том, что она отображает явление или объект в целостной форме, позволяющей осуществлять анализ данных отображений.
- осень (наглядное моделирование).
Наглядное моделирование помогает проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.
Презентация «Использование моделей экологического содержания для расширения экологических представлений у дошкольников».
Графические модели обобщённо передают разные виды отношений (графики, формулы, схемы).
Графическая модель для составления рассказа о домашних животных.
Задача: способствовать систематизации представлений о месте обитания домашних животных; их внешнем виде, умению составлять рассказ о животных с помощью моделей.
Графическая модель для составления рассказа о птицах
Задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах (голубь, воробей, снегирь. сорока) умение их приспосабливаться к среде обитания. Рассказать о существенных признаках птиц, используя модель.
Графическая модель для составления рассказа о насекомых
Задачи: способствовать систематизации и обобщению знаний о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, места обитания, способах передвижения) с использованием моделей.
Графическая модель «Как узнать растения»
Задачи: способствовать обобщению представлений детей о растениях, умения обобщать их по существенным признакам. Описывать с помощью моделей.
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Воспитатель МБДОУ ДС № 41 Финошкина Н.Н.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников
Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....
Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников
«Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников» Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему дей...
Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако некоторые явления природы невозможно воспри...
«Использование моделей и моделирования в процессе экологического восприятия дошкольников»
«Использование моделей и моделирования в процессе экологического восприятия дошкольников»...
Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Одно из...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...
Методическая разработка. Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.
Методическая разработкаПроект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников....