Использование дидактической игры экологического содержания для активизации познавательных процессов старших дошкольников
консультация по окружающему миру на тему
«Использование дидактической игры экологического содержания
для активизации познавательных процессов старших дошкольников»
Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой...
Словом, имеет смысл выделить тему экологии ребенка. Поняв особенности взаимоотношений ребенка и природы, мы получим неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Иначе говоря, начнем с себя...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактической игры экологического содержания
для активизации познавательных процессов старших дошкольников»
Малыш ближе нас к природе хотя бы по тому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой...
Словом, имеет смысл выделить тему экологии ребенка. Поняв особенности взаимоотношений ребенка и природы, мы получим неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Иначе говоря, начнем с себя...
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. На основе этого мы с детьми нашей группы играем в такие дидактические игры, как «Где живет капелька?», «Дети – песчинки, частички глины», «Что исчезло», «Вылови предмет» (с использованием магнита), «Подбери камешки» и др., потому что часть занятий по экологии построены на основе проведения опытов с водой, песком, глиной, магнитом, камнями, воздухом, почвой.
Наши ребята могут устанавливать скрытые взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, понимать важные механизмы приспособления живой природы к средам обитания (наземная, наземно-воздушная, водная, почвенная). Для закрепления данного материала мы играем в дидактическую игру «У каждого свой дом». Они видят зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов (падают ли осенью листья или почки набухают весной, трава высыхает или зеленеет, становится холоднее или ярко светит солнце и др.). Для этого используем дидактическую игру «Когда это бывает». Ребята с удовольствием наблюдают за одними и теми же объектами природы (деревьями, цветниками, огородом, птицами, насекомыми и др.) в разные сезоны. Благодаря этому у них формируются представления о цикличности явлений, развиваются умения предвидеть дальнейшие природные изменения.
Дети уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. /Играем в такие дидактические игры, как «Птицы (звери, рыбы)»,
«Что где растет?», «Кто скорее соберет», «Природа и человек», «Живая – неживая » и др./.
Большой интерес у наших ребят вызывают детеныши животных / дидактическая игра «У кого кто?»/. Они испытывают к ним нежность. У них возникает чувство ответственности за благополучие своих домашних животных и растений, желание ухаживать за ними.
Дети играя в дидактические игры экологического характера начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе, с одной стороны, происходят в соответствии с определенными закономерностями, которые необходимо учитывать, а, с другой – во многом зависят от отношения к ним человека, его поступков /например: «Наш дом – природа», «Кто в море живет?» – дидактические игры/. Конечно, для поддержания и развития устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и явлениям большую роль играют наблюдения детей как в свободной деятельности, так и на прогулке, во время различных экскурсий.
Наблюдения за неживой природой дети фиксируют в календаре погоды.
В помещении своей группы мы постарались создать несколько разнообразных природных сред, сохраняя эстетичность и уют, чтобы дети с удовольствием могли ухаживать за растениями, могли видеть результаты своих усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников
материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...
материал для изучения уровня активизации познавательного интереса старших дошкольников, основанный на методике"Таинственное письмо" Н.И. Гуткиной и адаптированный для дошкольников
материал для проведения диагностики в детьми старшего дошкольного возраста по изучению уровня активизации понавательного интереса. за основу взята методика "таинственное письмо", автор Н.И. Гуткина. Н...
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Методическое пособие для педагогов детского сада...
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Основной...
Особенности использования дидактической игры и руководства ею в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Среди множ...
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности старших дошкольников
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в педагоге, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельно...
"Использование настольно - печатных дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у дошкольников"
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным периодом для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладывается фундамен...