Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
методическая разработка

Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_na_polrtal.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

Цель: наглядно, на примере практической деятельности показать возможность воспитания у дошкольников нравственно – патриотических качеств методом игры.

Задачи:

  • проанализировать педагогическую деятельность в направлении нравственно  - патриотического воспитания;

  • подготовить оригинальную интересную практическую часть мастер класса на базе теоретической

  • мотивировать коллег на участие в подготовленных играх

  • добиться положительной рефлексии

Ход мастер – класса

Звучит гимн РФ, слайд №1(герб, флаг)

Педагог – психолог (далее П.П.):Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем мастере – классе.

Педагог – психолог (далее П.П.): Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права. Темой нашего мастер – класса является одно из таких прав, которое вам предстоит отгадать.

 Вашему вниманию представлены карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить конкретное право с конкретным музыкальным отрывком.

Итак, начнем…

Звучат отрывки из песен

  1. В траве сидел кузнечик (право на жизнь)
  2. Три поросенка (право на жилье)
  3. Я на солнышке лежу (право на отдых)
  4. А может быть ворона (право на собственное мнение)
  5. Буквы разные писать ( право на образование)
  6. По секрету всему свету (право на нераспространение личной информации)
  7. Мама, я хочу быть пионером (право быть патриотом)

 Вышеприведенные детские песни помогают заложить фундамент в сознании ребенка о понимании прав человека, в частности  право быть патриотом.

 Итак, уважаемы коллеги, теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с Вами говорить.

(слайд№2) 

Темой, мастер класса является:

« Игра – как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

(Слайд №3 цели и задачи)

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Каждое время рождает своих героев. Мы – педагоги должны помочь появиться этим героям нашего времени и  воспитать настоящих патриотов России.

(Слайд №4: виды игр)

 В этом нам помогают  игры как главное мощное средство развития и воспитания дошкольников, виды которых отражены на слайде. Наша задача на сегодня практически показать  применение некоторых из предложенных видов.

Я в своей работе применяю дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, а также  сказкотерапию, пальчиковую гимнастику.

Сегодня покажу вам некоторые из видов игр. В основном на занятиях у меня игры направлены на развитие психических процессов, на коррекцию поведения, на нарушения в личностной и эмоциональной сфере. Но каждая игра затрагивает нравственное воспитание.

1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

Цель: развитие тонкой моторики пальцев рук, формирование представлений у детей о природе родного края.

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!» (Т. Сикачева.)

Сюжетно – ролевые игры оказывают положительное влияние на формирование нравственно – патриотических качеств детей. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекает сюжет, возможность выполнять игровые действиями со сверстниками. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на роли в сюжетно – ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей, воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

2.  Сюжетно-ролевая игра «Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

«Я предлагаю  всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из вас будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Дедушку надо проводить до больницы. «Дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завяжем глаза. Затем мы с остальными игроками придумаем маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по команде  отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут». Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.

Какие  качества личности воспитывает эта игра?

 3.Игровое упражнение «Прогулка в лес»

Цель: воспитание патриотических качеств личности; формирование любви к родным местам, бережливого отношения к природе.

«Ребята в каком городе мы с вами живем….А вы знаете, что недалеко от нас расположился самый настоящий лес. Называется «Дьяковский лес» Он очень большой, там живут животные, птицы, есть ягоды и деревья, а какие мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю сейчас прогуляться в воображаемый лес. Все же знают, что такое «Воображаемый»? Мы будем только представлять, что мы там. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу. Конечно тихо, не шуметь, чтобы не напугать животных; не мусорить, надо бережно и уважительно относиться к природе, а также не ломать ветки, не наступать на ягоды; не убегать, ведь можно заблудиться. Всем ясно, как вести себя в лесу? Хорошо. Готовы? Тогда отправляемся. Вот по этой дорожке мы с вами отправимся в лес. Давайте каждый найдет себе пару, возьмитесь за руки. А здесь тропинка стала уже есть небольшие лужи, наверное недавно прошел дождь. Поэтому перешагиваем через лужи. Все идут друг за другом, не отстаем. Ну вот мы с вами и в лесу. Как здесь свежо и красиво. Да ребята? А какой свежий воздух, давайте подышим. Вдох(носиком).выдох. Посмотрите вокруг, много разных деревьев. Это белые березки, тополь, клен, сосны, ели, а вот могучий дуб. Посмотрите на ветке сидит белка. Смотрите, какой он большой. Идем дальше, а здесь крапива, Будьте осторожны, она очень колючая. Чтобы не уколоться. Вот так боком проходим, чтобы не задеть. А посмотрите, впереди ушки чьи-то торчат. Да это же серенький зайчик. Давайте тихо, чтобы не спугнуть его. Что это?  Смотрите здесь следы кабана остались, Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины, ноги так и прилипают к ней. Ели – ели отдираем от земли, идем с трудом. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезем через него. Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик! А здесь нора волка или лисы, так что будьте осторожны, чтобы не привлечь к себе внимание, идем на цыпочках. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, пришли!  А вот мы и вышли к реке Еруслан. Посмотрите какая красивая река. Нам надо перейти на тот берег по этому мостику. Осторожно наступайте. Держитесь за перила. Он  очень шаткий, Все прошли? Ну вот мы с вами вышли к поляне, сморите здесь много ягод земляники. Давайте соберем ягоду. наклоняемся и собираем. А здесь вот и грибы. Какие грибы вы знаете?  подосиновики, подберезовики, опята, шампиньоны.
А теперь давайте немного отдохнем на поляне. Разделимся на пары, кто-то из  детей станут «камнями», а другие — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями. 
По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие?
 

(Также можно поиграть в игру «Слово за слово»

Психолог говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все названия деревьев, которые вспомнили)

«А теперь по этой тропинке выходим из леса и приближаемся к нашему детскому саду. Ребята, что вы видели в лесу, с кем встретились?»

Какие нравственно-патриотические качества личности воспитывает эта игра?

С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметом окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессии и национальностей, представление о трудовой деятельности. Итак, подведем итог вышесказанному и показанному. Перед  Вами представлен пустой сосуд, который Вам предстоит наполнить камешками (сначала красными).

Камешки  обозначают нравственно – патриотическое качество. Надо класть камешки в сосуд, называя запомнившееся  качество  из мастер – класса.

Коллеги наполняют прозрачный сосуд камешками цвета «триколор»

Давайте души детства наполнять,

Непросто словом, а поступками, делами.

И сей сосуд почаще вспоминать,

Что вместе с Вами дружно собирали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"

Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"...

Мастер – класс: «Дидактическая игра как средство нравственно – патриотического воспитания детей » 29.03.2021

Тема моего мастер класса:  «Дидактическая  игра как средство нравственно – патриотического воспитания детей »...

Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...

МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»

МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....

Мастер класс Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Доклад Здравствуйте уважаемы коллеги. Радада вас приветствовать на своём  мастер классе: Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников  Зн...