Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
методическая разработка
Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_na_polrtal.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
Цель: наглядно, на примере практической деятельности показать возможность воспитания у дошкольников нравственно – патриотических качеств методом игры.
Задачи:
проанализировать педагогическую деятельность в направлении нравственно - патриотического воспитания;
подготовить оригинальную интересную практическую часть мастер класса на базе теоретической
мотивировать коллег на участие в подготовленных играх
добиться положительной рефлексии
Ход мастер – класса
Звучит гимн РФ, слайд №1(герб, флаг)
Педагог – психолог (далее П.П.):Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем мастере – классе.
Педагог – психолог (далее П.П.): Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права. Темой нашего мастер – класса является одно из таких прав, которое вам предстоит отгадать.
Вашему вниманию представлены карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить конкретное право с конкретным музыкальным отрывком.
Итак, начнем…
Звучат отрывки из песен
- В траве сидел кузнечик (право на жизнь)
- Три поросенка (право на жилье)
- Я на солнышке лежу (право на отдых)
- А может быть ворона (право на собственное мнение)
- Буквы разные писать ( право на образование)
- По секрету всему свету (право на нераспространение личной информации)
- Мама, я хочу быть пионером (право быть патриотом)
Вышеприведенные детские песни помогают заложить фундамент в сознании ребенка о понимании прав человека, в частности право быть патриотом.
Итак, уважаемы коллеги, теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с Вами говорить.
(слайд№2)
Темой, мастер класса является:
« Игра – как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
(Слайд №3 цели и задачи)
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Каждое время рождает своих героев. Мы – педагоги должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.
(Слайд №4: виды игр)
В этом нам помогают игры как главное мощное средство развития и воспитания дошкольников, виды которых отражены на слайде. Наша задача на сегодня практически показать применение некоторых из предложенных видов.
Я в своей работе применяю дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, а также сказкотерапию, пальчиковую гимнастику.
Сегодня покажу вам некоторые из видов игр. В основном на занятиях у меня игры направлены на развитие психических процессов, на коррекцию поведения, на нарушения в личностной и эмоциональной сфере. Но каждая игра затрагивает нравственное воспитание.
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Цель: развитие тонкой моторики пальцев рук, формирование представлений у детей о природе родного края.
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!» (Т. Сикачева.)
Сюжетно – ролевые игры оказывают положительное влияние на формирование нравственно – патриотических качеств детей. Дети с большим желанием участвуют в играх. Их увлекает сюжет, возможность выполнять игровые действиями со сверстниками. Поступки персонажей сказок оказывают положительное влияние на роли в сюжетно – ролевой игре. Сопереживая, ребенок воспринимает комплекс нравственных побуждений персонажей, воспринимает события и поступки, в которых принимает непосредственное участие. Этот процесс помогает ему осмыслить и свои собственные поступки. Это происходит потому, что ребенок, воображая, ставит себя на место положительных героев и таким образом усваивает то положительное начало, которое несут они. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.
2. Сюжетно-ролевая игра «Помоги слепому дедушке»
Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
«Я предлагаю всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из вас будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Дедушку надо проводить до больницы. «Дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завяжем глаза. Затем мы с остальными игроками придумаем маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по команде отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут». Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.
Какие качества личности воспитывает эта игра?
3.Игровое упражнение «Прогулка в лес»
Цель: воспитание патриотических качеств личности; формирование любви к родным местам, бережливого отношения к природе.
«Ребята в каком городе мы с вами живем….А вы знаете, что недалеко от нас расположился самый настоящий лес. Называется «Дьяковский лес» Он очень большой, там живут животные, птицы, есть ягоды и деревья, а какие мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю сейчас прогуляться в воображаемый лес. Все же знают, что такое «Воображаемый»? Мы будем только представлять, что мы там. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу. Конечно тихо, не шуметь, чтобы не напугать животных; не мусорить, надо бережно и уважительно относиться к природе, а также не ломать ветки, не наступать на ягоды; не убегать, ведь можно заблудиться. Всем ясно, как вести себя в лесу? Хорошо. Готовы? Тогда отправляемся. Вот по этой дорожке мы с вами отправимся в лес. Давайте каждый найдет себе пару, возьмитесь за руки. А здесь тропинка стала уже есть небольшие лужи, наверное недавно прошел дождь. Поэтому перешагиваем через лужи. Все идут друг за другом, не отстаем. Ну вот мы с вами и в лесу. Как здесь свежо и красиво. Да ребята? А какой свежий воздух, давайте подышим. Вдох(носиком).выдох. Посмотрите вокруг, много разных деревьев. Это белые березки, тополь, клен, сосны, ели, а вот могучий дуб. Посмотрите на ветке сидит белка. Смотрите, какой он большой. Идем дальше, а здесь крапива, Будьте осторожны, она очень колючая. Чтобы не уколоться. Вот так боком проходим, чтобы не задеть. А посмотрите, впереди ушки чьи-то торчат. Да это же серенький зайчик. Давайте тихо, чтобы не спугнуть его. Что это? Смотрите здесь следы кабана остались, Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины, ноги так и прилипают к ней. Ели – ели отдираем от земли, идем с трудом. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезем через него. Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик! А здесь нора волка или лисы, так что будьте осторожны, чтобы не привлечь к себе внимание, идем на цыпочках. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, пришли! А вот мы и вышли к реке Еруслан. Посмотрите какая красивая река. Нам надо перейти на тот берег по этому мостику. Осторожно наступайте. Держитесь за перила. Он очень шаткий, Все прошли? Ну вот мы с вами вышли к поляне, сморите здесь много ягод земляники. Давайте соберем ягоду. наклоняемся и собираем. А здесь вот и грибы. Какие грибы вы знаете? подосиновики, подберезовики, опята, шампиньоны.
А теперь давайте немного отдохнем на поляне. Разделимся на пары, кто-то из детей станут «камнями», а другие — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие?
(Также можно поиграть в игру «Слово за слово»
Психолог говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все названия деревьев, которые вспомнили)
«А теперь по этой тропинке выходим из леса и приближаемся к нашему детскому саду. Ребята, что вы видели в лесу, с кем встретились?»
Какие нравственно-патриотические качества личности воспитывает эта игра?
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметом окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессии и национальностей, представление о трудовой деятельности. Итак, подведем итог вышесказанному и показанному. Перед Вами представлен пустой сосуд, который Вам предстоит наполнить камешками (сначала красными).
Камешки обозначают нравственно – патриотическое качество. Надо класть камешки в сосуд, называя запомнившееся качество из мастер – класса.
Коллеги наполняют прозрачный сосуд камешками цвета «триколор»
Давайте души детства наполнять,
Непросто словом, а поступками, делами.
И сей сосуд почаще вспоминать,
Что вместе с Вами дружно собирали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс " Дидактическая игра " как средство развития связной речи дошкольника.
Мастер - класс....
Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"
Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
в помощь педагогам...
Мастер – класс: «Дидактическая игра как средство нравственно – патриотического воспитания детей » 29.03.2021
Тема моего мастер класса: «Дидактическая игра как средство нравственно – патриотического воспитания детей »...
Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...
МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....
Мастер класс Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников
Доклад Здравствуйте уважаемы коллеги. Радада вас приветствовать на своём мастер классе: Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников Зн...